УДК 614.253

А. А. Баталов (Свердловск) ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ


Попытки выделить специфику врачебной морали предпринимаются обычно только в плане сопоставления ее с правом. Здесь мо­раль понимается как способ оценки и регуля­ции межличностных отношений, где регулиру­ющая сила — не государственный аппарат, а общественное мнение. Если этим ограничивать­ся в общей характеристике морали, то такое понимание отождествляет мораль с другими формами нормативной регуляции поведения человека, не принимая во внимание специфику морали' С целью как-то определить эту спе­цифику, врачебную этику объединяют с меди­цинской деонтологией, что в некоторых отно­шениях правомерно. Но при этом сразу вклю­чают в понятие этики обязанности врача, и тог­да набор «нравственных» рекомендаций полу­чается удивительно пестрым: здесь и поведе­ние врача, и его внешний облик, и организация медицинского обслуживания, и создание ком­форта в лечебном учреждении, и рационализа­ция врачебного труда, и повышение квалифи­кации и т. д. Моральные требования переме­жаются предписаниями гигиенического (быть опрятным, носить чистый халат) и психотера­певтического (помнить о возможности ятроген-ных заболеваний) порядка, пожеланиями в плане совершенствования организации здраво­охранения и пр.

Деонтология не тождественна врачебной мо­рали, так как говорит о должном вообще, не раскрывая особенностей нравственного долга. Когда речь заходит о собственно нравственном долге врача, то вместо научного анализа его сущности дело нередко сводят к частным ре­комендациям — как следует и как не следует поступать. Например, высшим благом объяв­ляется польза для больного и все, что идет на пользу больного, рассматривается как нравст­венное, а все противоположное — как безнрав­ственное. Отсюда сама врачебная этика пони­мается «...как принципы поведения персонала, направленные на максимальное  повышение полезности лечения и устранение вредных по­следствий неполноценной медицинской рабо­ты»2. Такой подход с позиций полезности при­влекает своей деловой направленностью и про­стотой. Но при этом нравственные качества


врача рассматриваются как лечебное средство и остается непонятным, чем, например, состра­дание к больному как нравственное явление отличается от назначения ему лекарственных препаратов или проведения лечебных проце­дур. Более того, не нужно быть сверхпроница­тельным, чтобы увидеть, как «максимальная полезность лечения» приносит хорошие показа­тели больнице, а в условиях частной практи­ки — приличный гонорар. Всякие попытки вы­вести мораль непосредственно из какой бы то ни было пользы, как показала история, воск­решают призрак утилитаризма. На это спра­ведливо указывал И. Кант в своей «Критике практического разума». Он писал, что даже мистицизм не столь опасен в понимании сущ­ности морали, как опасен эмпиризм, который «...с корнем вырывает нравственность... и вме­сто долга подсовывает ей нечто совершенно другое, а именно эмпирический интерес»3. Имеется в виду не только эгоистический, но и альтруистический интерес. При всех недо­статках своей системы И. Кант совершенно правильно предостерегал от попыток вначале эмпирически определить «добро» и «зло», а потом выводить из них понимание сущности морали4.

Философский подход выявил ряд характер­ных особенностей морали, а именно: человек по доброй воле, а не по принуждению, изби­рает норму поведения (пока несущественно, какая это норма), вменяет ее себе в обязан­ность, считает ее соответствующей природе че- ловека вообще; в моральном суждении при­нимаются во внимание прежде всего мотивы, а не фактическое содержание действия. При этом, разумеется, моральные нормы по содер­жанию не зависят от субъекта, они возникают в силу определенных социальных условий, приносят известную социальную пользу.

Исследуя мораль как форму сознания, не следует ограничиваться описанием поступков или изложением норм. Соблюдение установ­ленных норм само по себе еще нс всегда есть нравственность. Корректный врач в ослепи­тельно белом халате может быть внутренне равнодушен к больному.


' Д р о б н и ц к и и О. Г. Понятие морали. М., Наука, 1974.

2 БМЭ, т. 8, 1958, с. 1047.


3 Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965, с.350.

«Там же, с. 440.


76


Анализируя деятельность врача в нравствен­ном аспекте, следует иметь в виду мотивы его поведения, его намерения, его внутреннее от­ношение к своим поступкам, форму осознания им происходящего. Только при этом условии этика не подменяется «техническими», по вы­ражению И. Канта, предписаниями. С точки зрения этики, например, врач должен носить чистый халат не потому, что это уменьшает опасность инфицирования, а потому, что по­явление перед больным в неопрятном виде означает равнодушие врача к мнению о нем больного, равнодушие к больному как чело­веку.

Одна и та же норма в зависимости от формы осознания поворачивается то одной, то другой стороной. Так, если необходимость быть опрят­ным диктуется противоэпидемическими сообра­жениями, — это «техническое» предписание;

если же принимается в расчет достоинство па­циента, та же рекомендация приобретает нрав­ственный оттенок. В итоге абстрактно-теорети­ческое противопоставление моральных и «тех­нических» предписаний снимается. Но если его не сделать вначале, то тогда этика по-прежне­му будет некритически смешиваться с други­ми понятиями.

Мнения о том, в чем состоит специфика мо­рали врача и на чем она основана, расходятся. Утверждают, что к общей этике должна при­мыкать частная профессиональная этика, что сущность врачебной этики составляет «долг», что врачебная этика выражает «частный инте-р"с» представителей данной профессии, что больной доверяет врачу самую большую цен­ность — здоровье, что пациент — самый слож­ный объект, соединяющий в себе все формы движения материи и потому требующий вдум­чивого подхода к себе и т. д.

По каждому пункту возможны возражения. «Здоровье человека — высшая ценность» — положение очень распространенное, но ...доро­же здоровья и порою жизни для матери — ребенок, для патриота — родина, для худож­ника и ученого — искусство и наука. Поня­тие «долг» употребляется как само собой ра­зумеющееся, между тем оно многозначно (долг может быть нравственным, служеб­ным и т. п.).

Ясно, по крайней мере, что нужно анализи­ровать упомянутые выше характерные черты морали, проявляющиеся на сей раз в особой ситуации — врач — больной. Иными словами, требуется показать, на каком основании врач и пациент выбирают линию поведения, какие действия каждый из них считает правильны­ми, какие ставит в вину себе и другому, как он отвечает за них перед лицом собственной


совести, какими мотивами эти действия оправ­дываются или осуждаются, какое место зани­мают соображения чисто лечебного характе­ра и т. д.

При разработке вопросов врачебной этики особенно важно различать желаемое и дейст­вительное. Объективный подход предписывает судить о людях не по их призывам, а по их делам. Поэтому недостаточно фиксировать мо­ральные кодексы, их надо сопоставлять с ре­альным поведением массы врачей, живущих в соответствующую эпоху.

Пока что в нашей литературе попытки раз­личить осознание морали врачами и их мо­ральную практику предпринимались только в плане критики медицины капиталистического общества. Характеристика врачебной морали, особенно далекого исторического прошлого, сводится к описанию моральных кодексов. Со­общается, что в Древней Греции Гиппократом были сформулированы такие-то требования, индийский врач Сушрута дал такие-то настав­ления, приводится «Салернский кодекс здо­ровья» и т. д.

Но соответствовали ли в действительности нравы массы врачей, скажем, Древней Греции и Древнего Рима заповедям Гиппократа? Пла­тон, например, пишет, что врачи по-разному ведут себя у постели больного — свободного и раба. «В первом случае врач расспрашивает пациента и его друзей, исследует начало бо­лезни и ее причины, наставляет, убеждает в необходимости лечения и лишь потом пред­писывает. Во втором случае врач не собирает анамнеза, как будто он все знает подробно, не дает отчета пациенту, предписывает лечение и самодовольно удаляется к другому рабу»5. Знаменитая «Медицина Плиния», указывает сам Плиний старший, возникла из желания спасти граждан Рима от многочисленных обма­нов врачей, продававших дешевые лекарства за большие деньги, ради наживы бравшихся лечить то, что не умеют6. С этой же целью Катон предлагал римлянам вообще отказаться от услуг врачей и вернуться к патриархальным порядкам, когда глава семейства сам лечил домочадцев.

Совершенно явно расхождение морального кодекса и моральной практики буржуазного врача. Например, кодекс Американской вра­чебной ассоциации не оправдывает погоню за наживой. В то же время 206 000 врачей, объ­единявшихся этой ассоциацией, в 1965 г. за­тратили свыше 5000000 долларов на борьбу

5 Полное собрание творений Платона. Пг., 1923, т. 13, с. 135-

6 Медицина в памятниках латинской и греческой ли­тературы. М., 1966,с. 16.


77


против программы улучшения  медицинской помощи престарелым, бесплатной вакцинации детей против полиомиелита, расширения прие­ма в медицинские колледжи и тем самым лик­видации острой нехватки врачей в стране7.

Чтобы различать должное и существующее, необходимо уточнить некоторые понятия. На­пример, в моральную аксиому превращено по­ложение «Врачом нужно становиться по при­званию». Что же понимать под призванием:

страстное желание стать врачом,  высокую пригодность к врачеванию, врожденное свой­ство, приобретенную черту личности? Призва­ние противопоставляется то случаю, то денеж­ному интересу, и вообще нельзя отыскать вра­зумительного определения призвания, которо­му отводится такая громадная роль.

Встает практический вопрос: армия врачей в нашей стране исчисляется сотнями тысяч;

так где и как отыскать такое число «призван­ных»? Быть может, с научной точки зрения пока лучше говорить не о призвании, а о про­фессиональной пригодности, об особых нравст­венных качествах?

«Да, врачом человек должен становиться по зову сердца, по призванию», — писал, напри­мер, И. А. Кассирский. Но ясно, что одного желания мало и поэтому добавляется: «Всякий абитуриент, прежде чем идти в медицинский вуз, должен серьезно подумать, может ли он по свойствам своего характера, по своим ду­шевным качествам быть готовым к сложной профессии врача»8. Предполагается,  стало быть, что надо иметь какие-то особые свойст­ва, прежде чем становиться врачом.

То, что представителям клинической медици­ны кажется ясным, у специалистов по профес­сиональному отбору вызывает крайние затруд­нения. Д. Е. Сьюпер, например, после 20-лет­них исследований выступил против традицион­ного соотнесения индивидуально-психологиче­ских особенностей человека и требований про­фессии9.

И в нашей литературе поиски специфиче­ских нравственных свойств врача четкого от­вета на вопрос не дали. Например, М. С. Ле­бединский и В. Н. Мясищев, сделав попытку определить специальные психологические и ха­рактерологические свойства врача (сознание долга, благожелательность, выдержка, соче­тание мягкости с разумной настойчивостью), признают, в конце концов, что «перечисленные качества нужны, пожалуй, во всех случаях

7 Маклярский Б. И. Великое общество (Деклара­ции и действительность). М., Мысль, 1969.

8 Кассирский И. А. О врачевании. М., Медицина, 1970,с. 54.

9 Михайлов И. В. Вопр. психологии, 1975, № 5.


взаимодействия с людьми 10. Видимо, в самом деле нет специальных врачебных нравственных свойств, а есть обычные человеческие качест­ва, часть которых особенно желательна в прак­тике врачевания; и правильнее не искать их как врожденные черты, а целенаправленно формировать в процессе подготовки специали­ста и в последующем в коллективе.

Наука во многих случаях основывается на количественных данных, и, если зафиксирова­ны отклонения от нормы, желательно знать, насколько они распространены. В публикациях по врачебной этике часто отмечают, что «от­дельные» врачи в нашем обществе поступают вразрез с существующими нормами. Но сколь­ко этих «отдельных»? В выяснении этого, как нам думается, может принести некоторую пользу материал, накопленный органами здра­воохранения в виде писем, предложений и жалоб пациентов. Частью он представляет со­бой непосредственную информацию о поведе­нии медицинского персонала (таковы жалобы на невнимательность и грубое обращение ме­дицинских работников), частью это косвенная информация с просьбой об оказании специали­зированной медицинской помощи, о недостат­ках в постановке лечебного дела и медицин­ском обслуживании.

Сопоставление должного и существующего в сфере врачебной нравственности позволяет уяснить действительное положение дел. Только после этого рекомендации в отношении совер­шенствования нравственного воспитания могут стать обоснованными и действенными.

Какие бы моральные рекомендации ни да­вались, в реальной жизни врач сознательно или бессознательно руководствуется не только клиническими показаниями. Даже в моральных кодексах, если внимательно вчитаться, можно обнаружить явные или подразумеваемые со­циальные установки. Такова и клятва Гиппо­крата, часто противопоставляемая «корпора­тивной» этике феодальной и буржуазной ме­дицины как образец «истинно врачебного под­хода», принимающего во внимание только страдания пациента. По содержанию и харак­теру эта клятва — сложный документ. В ней, как известно, содержится обязательство хра­нить знания в пределах семьи, заботиться о де­тях наставника врачебного искусства, в доме больного избегать, как перевел М. Я. Мудров «...обиды и порчи нравов, а наипаче любовных затей, касающихся до жен, мужей, детей и служителей». Здесь есть элемент религиозно­го обряда («клянусь Апполоном и Эскулапом,

Системы   «человек—машина»,

10 М о н м о л л е н. М., 1973,с. 411.


78


Гигиеей и Панацеей»), есть и перекличка с правовыми нормами («избегать порчи нра­вов»). В Древней Греции и Древнем Риме свободный врач имел практику среди свобод­ных. Рабы же и отчасти демос и плебеи лечи­лись у знахарей, повивальных бабок и рабов, обученных в какой-то мере медицине. Стало быть, положения, выдвигаемые в клятве, на деле реализовались в ограниченном кругу па­циентов.

Такова же этика древнеиндийской медицины. В Аюрведе Шарака указано, что для врачева­ния «годен человек степенный, почтенного про­исхождения, не занимающийся никаким про­стым рукоделием... вообще даровитый и про­исходящий из фамилии врачей». Врачу реко­мендуется «не прописывать никакого лекарст­ва людям, которых не любят властитель и на­род и которые, в свою очередь, огорчают их, а также людям чрезвычайно уродливым, не­порченным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать, равно также и женщине в отсутствие ее господина или пат­рона»". Здесь, как видим, прямые указания па социальные установки.

В последующие эпохи корригирующее влия­ние конкретно-исторической ситуации на мо­ральный кодекс врача столь же явно. Так, А. Молль конструирует врачебную этику по принципам частного предпринимательства и товарно-денежных отношений, предлагая пони­мать отношение врача и пациента как обыч­ный контракт (что и совершается в условиях частной практики). Вполне последовательно, с этой точки зрения, он высказывает убежде­ние, что «если от врача требуют, чтобы он без­условно лечил всякого желающего, то это не-справеливое требование» 12.

Таким образом, в моральных кодексах про­шлого требование видеть в пациенте прежде всего больного обставлялось рядом явных или подразумеваемых условий.

Часто этику врачей делят на «настоящую» и противостоящие ей «уклонения», «извраще­ния», «корпоративную» этику и пр. При этом «настоящей» объявляется этика, соответству­ющая нашему современному представлению о должном поведении врача. Получается, что в древности была «настоящая» этика (Гиппокра­та), в последующие эпохи от нее отошли, а при социализме происходит ее возрождение 13. При оценке исторического прошлого, как и на-

" Цит. Н. Щепотьев. Врачебная этика древних ин­дийских и греческих врачей. Ученые записки Казахского университета. Казань, 1890, т. 57, кн. 4, с. 54, 58—59.

12 Молль А. Врачебная этика. СПб., 1903, с. 46.

13 Чеботарева Э. П. Врачебная этика. М., Меди­цина, 1970.


стоящего, важно не принимать декларации за реальное поведение-Расхождение нравственного идеала и нрав­ственной практики — обыденное явление, ко­торое нельзя игнорировать. Это расхождение вытекает не из «порочной» природы представи­телей того или иного класса или профессии и даже не может быть сведено, например, при социализме только к пережиткам капитализ­ма (как это иногда представляется). Во мно­гом это вытекает из специфики морали как формы общественного сознания. Мораль (если это прогрессивная моральная система) ставит перед человеком повышенные требования, от­ражая нарождающиеся тенденции и потому неизбежно «недорастание» части общества до этих высоких норм.

Буржуазная наука считала всю предшеству­ющую историю уклонением от «истинных» за­конов человеческой природы. Маркс же пока­зал, что конкретные законы каждой эпохи — это и есть «настоящие», истинные законы, других и быть не может. Так и в нравственно­сти. Если в какую-то эпоху нравы врачей или их кодекс не соответствуют нашим представ­лениям о должном, следует ли считать их не­правильными? С точки зрения морали — сле­дует. Специфика оценки морали, кроме выше­указанного, состоит еще в том, что собствен­ная мораль расценивается ::ак единственно правильная; соответственно все приближаю­щееся к ней считается правильным, все расхо­дящееся с ней — заблуждением, извращением. Наука же показывает, что различные мораль­ные системы одинаково закономерно выраста­ют из соответствующих социальных условий, и все они правильные для своего времени. Так сказать, с позиций науки можно все понять, но с позиций морали нельзя все простить, оправ­дать. Неправильные с точки зрения современ­ной морали нравы и кодексы в то же время единственно возможные для своей эпохи, и ре­ально (а не в теории) мораль и существовала в этих конкретно-исторических формах.

Все предположения о том, как врач «вообще должен относиться к больному», есть отраже­ние нравов и всех социальных установок соот­ветствующей эпохи подобно тому, как «вечный разум» в сочинениях философов XVIII в. есть, по словам Ф. Энгельса, «идеализированный рассудок среднего бюргера как раз в то время развивающегося в буржуа» 14.

Таким образом, научный подход к истории врачебной этики требует воспроизведения дей­ствительных нравов соответствующей эпохи, исторического развития этих нравов и соответ-

14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 267.


79


ствующего им понимания морали. Этот подход запрещает модернизацию духовной культуры прошлого и вместе с тем не отменяет право­мерности морального приговора той или иной моральной системе.

Наконец, нужно сопоставить научный подход с моральной установкой в отношении поведе­ния пациента. Нередко представляется, что больной всегда и везде ждет обстоятельной душевной беседы, явно выраженного сострада­ния, щадящей терапии. Между тем, например, в древнем мире презрение к боли специально культивировалось такими обрядами, как ини­циации, смерть в связи с верой в загробную жизнь воспринималась далеко не так трагиче­ски, как в наши дни, даже лекарь выступал для больного в роли исполнителя воли богов и не более того 15. Стоики так советовали пе­реносить болезнь: «Не жаловаться на бога, не жаловаться на человека, не удручаться проис­ходящим, разумно и правильно ждать смерти, исполнять предписания. Когда приходит врач, не бояться — что он скажет. И если он ска­жет: «Положение у тебя прекрасно», — не радоваться чрезмерно. И если он скажет: «По­ложение плохо», — не падать духом. В самом деле, что значит быть в плохом положении? Приближаться к отделению души от тела. Так что же в этом ужасного? Если ты не прибли­зишься к этому сейчас, разве не приблизишься позднее?18

15 Тейлор Э. Первобытная культура. Пер. с англ. М., 1939.

16 Э пикте т. Беседы Эпиктета. Кн. 3, Х (13, 14). Вестник древней истории, 1975, № 4.


С появлением социального неравенства па­циенты (дворянин и ремесленник, буржуа и пролетарий) не ожидают одинакового отноше­ния к ним со стороны врача. Представители господствующих классов смотрят на врачей как на слуг, пациенты из простонародья чаще всего видят во врачах господ.

Принимая во внимание, что взгляды и при­вычки пациента исторически обусловлены, на­до учитывать пути их формирования и в наше время. Отметим, в частности, что широкое об­суждение в печати вопросов врачебной эти­ки оказывает влияние не только на медицин­ских работников, но и на пациентов, порою ослабляя их требовательность к себе. Некото­рые пациенты явно нуждаются в воспитатель­ной работе с ними. О таких пациентах нередко можно прочитать в периодической печати, из­вестны даже случаи хулиганских поступков по отношению к медикам.   Взаимоотношения врач—пациент нельзя рассматривать односто­ронне, считать, что пациент всегда прав. Ос­корбления, наносимые пациентом медицинско­му работнику при исполнении последним слу­жебных обязанностей, следует квалифициро­вать как нанесенные не частному, а официаль­ному лицу. О нормах поведения пациента то­же следует говорить в ходе обсуждения нрав­ственных проблем медицины и нужно знать, какие качества, в том числе и с помощью средств массовой информации, следует воспи­тывать в пациенте.

Поступила 21fVHI 1978

Hosted by uCoz