Киселёв В.А.
УГМА
Важнейшей задачей образовательного процесса в вузах
является формирование у будущих специалистов высокого профессионального мышления.
Выпускаемый медицинским вузом специалист владеет в той или иной степени
клиническим мышлением. Но, поскольку его объектом его деятельности выступает не
“болезнь”, а “больной человек”, то клиническое мышление окончательного решения
проблемы “больной человек” не дает. Именно поэтому в образовательных
медицинских программах представлены предметы, способствующие созданию
терапевтического сотрудничества с пациентом и достижению эффективного лечебного
результата. В отечественных программах таким обязательным предметом до
последнего времени оставалась “деонтология”.
Положительная роль деонтологии в подготовке будущих
врачей бесспорно была и в определенной мере остается. Однако, к девяностым
годам ХХ века в ней все более обнажается внутреннее противоречие между ее императивным
содержанием (нормы, принципы) и наличием бытья (сущее) медицинской практики.
Некоторые авторы бросают справедливый упрек в адрес деонтологии в том, что ее
заповеди были догматами, в которых дух и буква клятвы Гиппократа абсолютно
отождествлялись[1]. Фиксируемое
противоречие между медицинской практикой (наличным бытием отношений
“врач-пациент”) и деонтологическими нормами свидетельствует о том, что врачи,
владеющие клиническим мышлением, неизбежно сталкивается с трудностями,
разрешить которые средствами деонтологии становится проблематичным.
Вот один из казусов[2].
Молодая женщина, врач по образованию, накануне своих родов официально известила
врачей о недопустимости переливания ей чужой крови. Роды прошли хорошо, но возникли
послеродовые осложнения, потребовавшие срочного переливания крови. Медицинский
персонал, следуя клиническому и деонтологическому мышлению, переливания
необходимый объем крови, спасая тем самым жизнь пациентки. Возвращенная к жизни
пациентка вместо благодарности подает судебный иск на медперсонал. Перед нами
конфликтная ситуация, в которой пересекаются человеческие права, ценности
пациента, с одной стороны, и медицинская практика (родовспоможение, трансплантация
крови) с другой. Парадоксальность ситуации в том, что пациентка права в своих
претензиях. В соответствии со статьей № 33 “Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан” (1993г,) гражданин имеет право на отказ
от медицинского вмешательства. Пациентка является членом религиозной секты
“Свидетели Иеговы”. В соответствии с этим учением душа человека находиться в
его крови, а значит – переливание крови недопустимый грех.
В данной ситуации камнем преткновения для
деонтологического мышления медперсонала явились: законное право пациента на
отказ от медицинского вмешательства ( статья 30,33 “Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан” (1993г,), с этической стороны
– моральная автономия личности
(“Этический кодекс российского врача”.1994.с.11), с религиозной –
недопустимость переливания крови. Анализируя данный случай, можно утверждать,
что клиническое мышление обеспечило спасение жизни пациентки, а
деонтологическое мышление создало судебный прецедент. Парадоксальность и
антиномичность данной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, по закону
пациентка права в своих претензиях, а с другой – прав и медперсонал, выполнивший
профессиональные обязанности полностью, следуя в том числе и
деонтологическим принципам. Судебный
процесс, длящийся не первый год, свидетельствует о том, что деонтологическая
составляющая медицинской практики
является необходимой, но уже недостаточной по своим возможностям. Медицинская
практика второй половины ХХ века рождает потребность в новом мышлении, идущем
на смену традиционной деонтологии (медицинской этики), и учитывающем не только
долг врача (и медперсонала), но и права, свободы, ценности пациента. Таким
мышлением, как свидетельствует опыт зарубежной и отечественной медицины,
является биоэтическое мышление, оно связано с появлением биоэтики. Биоэтическое
мышление- это идеальная форма воспроизведения и разрешения драматически-противоречивого пребывания
человека в медицинской практике, касающаяся фундаментальных оснований человеческого
бытия: жизни и смерти, болезни и здоровья, боли и страдания, пола и потомства.
Особенности биоэтического мышления обусловлены, прежде
всего, генезисом его предмета, то есть биоэтической ситуации. Возникновение
биоэтической ситуации как объективной реальности, было вызвано рядом серьезных
причин: определенный уровень развития медицинской теории (переход к изучению
хронических заболеваний); широкое внедрение новейших медицинских технологий
(аппараты искусственного дыхания, искусственного кровообращения, питания,
использование искусственных органов, стимуляторов и др.); социальные движения
за права пациентов, чернокожих, вызванные обнародованием фактов грубейшего
нарушения прав и морального достоинства человека в ходе проведения
медико-биологических экспериментов. Все это вместе вызвало бурные дискуссии
(вначале в США, а потом и в других развитых странах), публикации, создание
биоэтических комитетов, научно-исследовательских центров. Таким образом, во
второй половине ХХ века сформировалась новая
отрасль знания и новая социальная практика, вставшие на защиту прав,
свобод и ценностей (правовых, этических, религиозных, этнических, эстетических
и др.) человека, то есть то, что и назвали
биоэтикой.
Поэтому изначально биоэтическое мышление носит мировоззренческий,
а не узкопрофессиональный характер, ибо в центре внимания оказывается человек,
с его многообразными правами, ценностями, свободами.
Биоэтическое мышление носит многомерный и в то
же время интегральный характер. Своими специфическими средствами оно не
механически взаимосвязывает ценности, потребности, установки, а выдвигает в
качестве базовых, доминирующих ту или иную ценность, потребность, установку,
норму права[3]. Однако,
несмотря на ситуативную вариативность средств биоэтического мышления, в нем не
случайно выделена и в названии зафиксирована этическая составляющая. Многие
авторы считают, что биоэтика (биомедицинская этика) суть не что иное как
продолжение традиционной медицинской этики в новых исторических условиях[4].
Мы считаем, что биоэтика по существу отличается от традиционной медицинской
этики, и тем не менее этическая составляющая ее выступает действительно
интегрирующим компонентом. Эту роль этика выполняет потому, что только в ней
человек представлен как самоценное и целостное существо, в ее принципах и
нормах заключены и исторически оправданы смысложизненные ориентиры человека.
Признание важной роли этики в биоэтическом мышлении характеризует его в тоже
время и как гуманистическое мышление.
В апреле 2000 года медицинские и фармацевтические вузы
получили новый Госстандарт, в соответствии с которым биоэтика обретает статус
обязательной дисциплины. Необходимость введения и изучение биоэтики в медицинских
учебных заведениях диктуется не только потребностями медицинской практики (о
чем мы говорили выше), но и социальными задачами: построение правового
государства, расширением сферы платных медицинских услуг, введение
обязательного медицинского страхования. Более того, биоэтика как учебный
предмет способствует формированию духовного потенциала специалистов - медиков
ХХI века.
Биоэтическое
мышление будущих специалистов формируется в процессе изучения биоэтики: через
усвоение законов, правил, принципов биоэтики (“не навреди”, “делай добро”,
“уважение прав и достоинств человека”, принцип “соблюдения долга” и др.) и
через глубокое, всестороннее постижение таких ценностей как здоровье и болезнь,
смерть и жизнь, соматическая и психическая целостность, эстетические стандарты
телесности человека, достоинства и моральная автономия личности.
Мировоззренческий и гуманистический характер
мышления будущих врачей формируется и закрепляется на учебном материале и на
клинической практике. Биоэтические ситуации, имевшие место в медицинской
практике (отечественной и зарубежной) предстают в учебном процессе в форме практических
упражнений. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить студента
видеть в практическом задании биоэтическую проблему и привить ему навыки решения этой проблемы. Таким образом,
цепочка: “медицинская практика – биоэтическая ситуация – биоэтическая проблема
– биоэтическое – мышление”, представляет собой взаимосвязь знания и жизни,
образования и практики, оплодотворяющая обе стороны этой связи (см. например,
анализ проблемы эвтаназии: Киселев В.А., Право на смерть: этико-правовой аспект
// Проблемы и гипотезы. Выпуск 2 – Екатеринбург. Изд. УГМА 1999. с. 69-71.)
Противоречие между медицинской целесообразностью и
пациентом – носителем прав, свобод и ценностей, осознается и медперсоналом, и пациентом. Первоначально его осознание носит стихийный характер с
обеих сторон: со стороны медперсонала и со стороны пациента. И та и другая
сторона под воздействием обстоятельств обращается к нормативным документам, к
профессиональным кодексам, к решению специальных учреждений (суды, экспертизы и
пр.). В силу того, что пациент вовлекается в медицинскую практику не постоянно,
а в биоэтическую ситуацию попадает и того реже, его представления о медицинских
технологиях, о своих ценностях и правах сохраняют несистематический, стихийный,
ситуативный характер. Если стихийность биоэтического мышления медперсонала
преодолевается специальным образованием средним и высшим, то у пациента –
просвещением (популярная литература, ТВ, радио, журналы, газеты, участие в
работе биоэтических комитетов). В широком смысле нужно говорить о формировании биоэтической
культуры человека. Многомерный, интегральный и гуманистический характер
биоэтического мышления создает предпосылки консолидации естественных и гуманитарных
дисциплин, различных конфессий и общества в целом вокруг фундаментальных антропологических
проблем – жизнь и смерть, болезнь и здоровье; вокруг современных медицинских
технологий; генной терапии; диагностики, инженерии, репродуктивных технологий и
т.д. Тем самым биоэтическое мышление (и биоэтика) имеет значение не узкомедицинское,
а социально – культурное.
[1]Иванюшкин А.Я., Царегородцева Г.И.,
Кармазина Е.В. О соотношении понятий «медицинская этика» и «биоэтика» //
Вестник АМН СССР 1989 №4 С.58
2 Изнасилованная кровью. // Комсомольская
правда. 1999. 29.4. С.3.
[3] Об этом свидетельствуют медицинские казусы,
анализируемые в литературе. См., например:
- Биоэтика: проблемы,
трудности, перспективы (материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992.
№10. С.3-28,
.- Медицина и права
человека: нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской,
иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. М. 1992.
[4]Силуянов И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М. 1997. С.43.