ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ В ПРАКТИКЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА.
Власова Е.В.
УГМА
Одна
из ключевых тем философии и культурологии ХХ века – отношения между Востоком и
Западом. Эта тема обстоятельно разрабатывалась и российскими мыслителями, она горячо
дискутируется в современной отечественной литературе.
В связи с системным кризисом западной техногенной
цивилизации дебатируется вопрос о сравнительной ценности двух мировых культур,
а также проблема их совместимости в мировоззрении личности, в духовных практиках
и жизненном пути человека.
Одни авторы готовы поддержать известную мысль Редиарда
Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – и им никогда не сойтись!».Они
полагают, что человеку с европейским мировоззрением и мироощущением никогда не постигнуть
сути восточной культуры, что здесь возможен только один путь – отрешиться от
родной культуры и стать во всём «человеком Востока». Тот же путь остаётся, надо
думать, и для представителей восточной культуры, если они захотят приобщиться к культурному достоянию Европы и
Нового Света.
Часть отечественных авторов полагает, что россиянам дан совершенно особый путь - не европейский и не азиатский, а
«северный», и потому они способны осуществить синтез первых двух культур с
позиций равноправной с ними третьей культуры.
Кто же прав, и кто ошибается?
На наш взгляд, во-первых, как это часто бывает в
дискуссиях, доля истины есть у каждой точки зрения. Во-вторых же, во всех
культурах есть нечто всеобщее, подвластное осмыслению, и его выявление могло бы
способствовать не разделению, а объединению культур.
Это можно показать на материале боевых искусств, одной
из самых, казалось бы недоступных для европейца областей культуры Востока, поскольку
они заложены на особой философской основе – конфуцианство, даосизм, чань(дзен)
буддизм.
В
традиции боевых искусств Востока с самого начала сосуществовали две духовные
ориентации: практическая и мистическая, профанная и сакральная, экзистенциальная
и трансцендентная.
Одной из
особенностей древневосточных философских систем было то, что они одновременно
были и религиозными концепциями. А мистицизм, иррациональность, вера в
сверхъестественное - постоянные спутники религиозного сознания. Иррациональный взгляд на эти искусства
сохраняется по сей день в связи с тем,
что паранормальные способности, энергетическая работа и т.д. пока еще не могут
найти полного объяснения. Не ясна природа энергии ци, а также механизмы ее
действия, а ведь именно энергетическая работа лежит в основе внутренних стилей
восточных боевых искусств.
Тем
не менее многое уже сейчас стало доступным для рационального понимания, т.е.
для объяснения с помощью понятий науки и философских категорий. В том числе
таких, как «экзистенция» и «трансценденция».
Один из
главных принципов чань-буддизма - единство тела и духа. Изучение восточных
боевых искусств имеет конечной целью не преобразование внешнего мира, а
преобразование человеком самого себя. Поэтому столь важна внутренняя работа человека
над собой. Она ведет к достижению особого психофизиологического состояния,
именуемого в китайской традиции “пустота просветленного сердца (духа)”. Китайский мыслитель Чжуан-цзы говорил,
что “покой есть просветленность, просветленность есть пустота, пустота есть
недеяние”. Сердце человека (синь) - это чистое зеркало, незамутненная вода, отражающая
все сущее.
Это
трансовое состояние спокойной приподнятости и покоя, умиротворенности и
просветленности достигается обычно в процессе медитации (статической или
динамической).
Медитация - это умственное и одновременно телесное
действие, направленное на приведение человека в состояние углубленной
сосредоточенности, на достижение уравновешенности ума и нереактивности психики,
на расслабленность соматического состояния,на приподнятость и некоторую
отрешённость умонастроения.
«Западная»
наука объясняет роль
медитативно-дыхательных упражнений следующим образом. Функция внешнего дыхания находится в прямой связи с состоянием
центральной нервной системы. Физиологические исследования показали, что импульсы из дыхательного центра, иррадируя
по центральной нервной системе, оказывают влияние на тонус коры головного
мозга, динамику корковых потенциалов и периодику a-ритмов, возникающих при переходе организма от покоя к
физической активности и наоборот, т.е. влияют на психическую деятельность
человека.
В
свою очередь, произвольная регуляция дыхания имеет исключительно важное
значение для обеспечения нормального функционирования внутренних органов и
систем и высшей нервной деятельности. Дыхательный центр, благодаря интеро- и
проприоцептивной импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает
мощное влияние на нервно-психическую, мышечную и сердечно-сосудистую
деятельность.С помощью медитативно-дыхательных упражнений можно добиться
понижения возбудимости многих центров, в частности,
двигательного анализатора, а часто и общего тормозящего влияния на нервную
деятельность, общего успокоения и отвлечения человека, стабилизации
психоэмоционального состояния1.
На
уровне практических действий, позволяющих достигать изменений психических
состояний личности, чань-буддизм использует медитацию, работу с энергией,
воздействие на внутренние органы тела и физиологические процессы путем
стимуляции биологически активных точек тела. Все вместе это называется
“внутренней работой”, через которую достигается измененное состояние сознания.
В буддистской терминологии это называется переходом “из сансары” “в нирвану”;
при этом чань-буддизм в отличие от ортодоксального буддизма учит, что нирвана
находится не вне сансары, а в ней самой.
Это,
можно сказать, восточный путь к обретению гармонии. Здесь действительно есть
выход к вечному, вневременному, трансцендентному. Как и любая
непознанная в достаточном объёме
область, измененные состояния сознания и пути их достижения могут быть объектом
мистификации, тем более этому способствует и восточная традицией.
Среди
современных адептов боевых искусств Востока найдется немало людей, которые
удовлетворяют свои духовные потребности, погружаясь в мир мистических знаний
Востока. В условиях духовной свободы и идеологического плюрализма это никому не
запрещено. Но при этом искатели эзотерических знаний должны отдавать себе отчет
в том, что во-первых, духовные практики не всегда безобидны для психики
(особенно при “пограничных” состояниях).
Во-вторых,
поиск духовной свободы зачастую приводит к парадоксально противоположному
результату. Мистицизм всегда предполагает некую тайну, загадку, которую невозможно
постичь рациональным путем. Это сокровенное (эзотерическое) знание обычно
бывает представлено как доступное немногим избранным. А уж эти, последние,
берут на себя труд повести непосвященных сокровенными путями духовного
совершенствования. Надо ли говорить, что эта ситуация легко может быть
использована для манипуляции.
Тем не менее положительное содержание духовной и
физической практики боевых искусств, несомненно есть, и оно, повторим, доступно
рациональному прояснению.
Действительно, в состоянии медитации и
«увэй»(недеяния) для трансценденции нет
отдельного времени. Она слита с экзистенцией
и вплетена в повседневное. Чтобы ощущать и переживать каждое мгновение
земного бытия как проявление “сущности Будды”, надо очистить дух-разум (синь)
от интеллекта и логики и довериться интуиции.
Это состояние характеризуется переключением сознания с
суетного, повседневного на вневременное, трансцендентное. Это не отрицание
реальной жизни. Скорее всего, это умение полноценно себя реализовывать именно
“здесь и сейчас”, но переживая при этом вечное и великое в малом и
повседневном. Дзенская традиция настаивает на том, что истина и Будда всегда с
человеком, и надо только суметь их распознать и почувствовать в суете будничных
дел.
Интеллектуально “великая пустота” оказывается новым видением мира, эмоционально – новым мироощущением, успокоением духа, его безмятежностью, в волевом отношении - независимостью от окружающих людей и обстоятельств.