К
философской характеристике практического мышления
Исследования
мышления начиная с эпохи Нового времени до века научно-технической революции
основной массой ориентированы на изучение его научно-теоретической формы, и
это оправдано той огромной ролью, которую играет наука в жизни общества. Но
при всей значимости исследования мышления как отражения мира в научных
понятиях этой его формой и этой его функцией не следует ограничиваться.
Мышление есть не только способ познания (научного и вненаучного) или идеального
определения объекта. Оно также формирует путь практического преобразования
объекта и практического самоопределения субъекта. И хотя его руководство
практическими действиями и его зависимость от этих действий очевидны, однако
эта сторона или стадия мышления редко подвергается специальному анализу '.
Между
тем мышление на стадии непосредственного соединения его с практическим
действием (для краткости в дальнейшем будем его называть «практическим
мышлением») все чаще с разных сторон анализируется специальными науками.
Разработка проблем психологии труда,
праксеологии, методологических проблем ряда других наук показывает, что наряду
с вопросами развития научно-теоретического знания требуют исследования проблемы
его функционирования в обществе, способов овладения им, форм применения, а
также его взаимоотношения с внете еретическим, донаучным и антинаучным видами
определения физического и социального действия. Для успешного решения названных
проблем требуется прежде всего составить представление о формах духовной
деятельности, в том числе мышления, за пределами научного познания.
'И.
А. М е и к ш а н. Общественно-исторический характер отражательных и управляющих
свойств ума человека. Автореферат диссертации докт. филос. наук. Рига, 1972;
Л. Гурова. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
Вообще
мышление может пониматься как форма духовной деятельности личности,
определяющая ее поведение. В то же время оно выступает и как духовная деятельность
малых и больших социальных групп, как процесс, оказывающий влияние на судьбы
классов, народов, цивилизации 2. Это требует применения в анализе
мышления принципов диалектического и исторического материализма, а также
логического, психологического, социологического и других подходов.
Сказанное
справедливо и в отношении практического мышления. Благодаря дифференциации Б.
М. Тепловым в работе «Ум полководца» (в первом варианте называвшейся «К
вопросу о практическом мышлении») представлений о чувственно-действенной
ориентировке и собственно практическом мышлении последнее получает все более
полную психологическую характеристику, раскрывающую формы извлечения
информации, способы ее личностной интерпретации (формирования
«личностных смыслов»), пути превращения ее в мотив поступка, диалектику
вербальных, образных, сенсомоторных форм психических процессов3.
Практическое мышление рассматривается как общей психологией, так и социальной
психологией, разрабатывающей понятие «образ мышления». Над этим работает также
праксеология, изучающая технико-организационные основы всякого практического, в
том числе духовно-прак-
2 Л. Иванов. Мисли за интелекта.— «Философска мисъл».
1979, кн. 6; J. S z с z eр a n s
k i. Myslenie — dzialanie — cyviliza-cja. «Studia
filozoficzne». Warszawa, 1979, № 10.
ЭБ. М Теплов. Проблемы индивидуальных различий, М.,
1961; О. И. Галкина, О. Д. Каверина, Е. А. К л и-м о в.
Информационно-поисковая система «профессиография». Л., 1972; М. Н е n tschel. Zur mittelbaren Wirklichkeit des Denkens,
insbesondere zur kunstlerische An-eignung. «D-utsche Zeitschritt fur
Philosophie». Berlin, 1978, Hf. 2.
тического
действия. Исследуемые ее представителями комплексный, программно-целевой,
алгоритмический, аксиоматический, мультипликационный и другие подходы освещают
важные стороны функционирования практического мышления 4.
Проблемой
практического мышления занимались и философы. Иногда попутно, в связи с
анализом познавательной деятельности, художественного творчества, искусства
красноречия, нравственного самоопределения, а иногда в прямой форме. Например,
И. Кант пытался выявить основные черты практического разума в сравнении с
чистым разумом. Кстати, высказывалось мнение (0. Г. Дробницким), что в частых
переходах И. Канта от проблем нравственного мышления и чувства к общим размышлениям
о практическом разуме проявилась его неспособность выдержать конкретно-содержательное
направление собственно этического исследования, неспособность избежать
умозрительных спекуляций 5. Вероятно, для приращения знания о
нравственности эти переходы прямой пользы не принесли, но в плане уяснения общих
черт практического разума (безразлично, участвует ли последний в практике
производственной, революционной или бытовой) они, на наш взгляд, не остались
бесполезными.
Не
имея возможности провести специальный историко-философский анализ, отметим
только, что в силу идеалистического понимания практики домарксистская философия
улавливала лишь духовное производство, а в нем главным образом производство
знания. И поэтому тогда либо сразу осуществлялся переход к анализу
отдельных практически-духовных форм действия — искусства, религии, правотворчества,
создания философских систем, либо поиски научного понимания форм знания все
больше перерастали в анализ научной формы знания. Обращение научного познания
к исследованию своей формы особенно обстоятельно, как известно, представлено в
немецкой классической философии.
Возврат
познания «на круги своя» служит, разумеется, не только способом утверждения
идеализма, тут есть и положительная проблема — выяснение механизма регуляции
мышлением познавательной деятельности. Эта проблема привлекает большое
внимание и советских исследовате-
4 Т. Котарбиньский. Трактат о хорошей работе. М.,
1975; Н. Стефанов. Мультипликационный подход и эффективность. М., 1980; О. И. К е д р о в с к и и, Л. А. Соловей.
Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев, 1980.
5 «Философия Канта и современность». М., 1974, стр.
115—116.
лей
6. Но представители немецкой классической философии, поставив
вопрос о практическом разуме, постоянно обращались к «практике» познания.
Здесь существует возможность ухода в бесконечность — от познания вещей к
познанию форм познания, от рефлексии к познанию самой рефлексии. Подобно двум
зеркалам, формы познания и формы рефлексии могут бесконечно отражать друг
друга, и, главное, возникает возможность постоянно отодвигать на задний план
исследование мышления в его непосредственной связи с практикой как реальным
преобразованием мира. Это и делалось немецкими идеалистами.
Современная
буржуазная философия также неоднократно бралась показать мыслящего человека в
практическом мире: как практически заинтересованного субъекта познания; как
личность, нерасторжимой цепью прикованную к миру; как существо, утверждающее
свою волю; как человека производящего, действующего; как элемент системы
«человек—техника»; как агента социального действия. В соответствии с этими
подходами модифицировалось понимание мышления, и в нем, взятом в прямой связи
с практической жизнью, подмечались небезынтересные детали. Однакв при этом
глубинная установка состояла в опровержении материалистического подхода к
мышлению, в подрыве авторитета науки и самого мышления. Новейшие исследования
буржуазными философами типов рациональности, как показывает анализ материалов
XVI Всемирного философского конгресса, продолжают преследовать ту же самую
цель 7.
В
результате, хотя вопрос о своеобразии мышления, вплетенного в практическую
жизнь, поставлен давно, степень его разработки далеко не достаточна, и здесь
накопилось уже немало идеалистических наслоений. Не случайно указывалось,
что: «социально-практический уровень отражения — наименее изученная область
философии, а между тем это и наиболее напряженная сфера конфронтации с нашими
идеологическими противниками»8. Дан-
6 Среди последних работ на эту тему см.:
В.
С. Б и б л е р. Мышление как творчество. М., 1975; А. В. Брушлинский. Мышление
и прогнозирование (логико-психологический анализ). М., 1978; Н. К. В а х т о м
и п. Практика — мышление — знание. М.,1978.
7 Т. И. О и з е р м а и. Проблема рациональности и
современный философский антиинтеллектуализм. «Вопросы философии», 1979, № 2;
А. С. Богомолов. Наука и иные формы рациональности. «Вопросы философии», 1979,
№ 4.
8 См. «Исследования в области диалектического
материализма в 1971—1975 годах. «Вопросы философии», 1976, № 4, стр. 69.
ный
вопрос имеет прямой выход к проблемам функционирования в обществе
марксистско-ленинской теории 9.
Если
даже брать не всю область духовных явлений в социально-практической сфере, а
ограничиться только мыслительными формами, все равно задача остается многоаспектной.
Нужен обстоятельный ис-торико-философский анализ, следует раскрыть полиморфизм
мышления и выявить его социальные истоки, проследить его историческую динамику
и т. д. Ввиду широты проблемы нижеследующее изложение ограничивается попыткой
обрисовать лишь некоторые черты практического мышления.
Место
практического мышления в жизнедеятельности и отношение его к другим духовным
явлениям. Намеченный объект исследования
не локализован на каком-то одном уровне духовной жизни. Его нельзя
отождествлять со здравым смыслом. Последний представляет собой форму мышления
донаучного уровня. В структуре духовной жизни общества здравый смысл может
быть отнесен к обыденному сознанию, стоящему на границе психологии и
идеологии, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического 10.
Однако, поскольку физические и социальные действия разнообразны по сложности и
количеству охватываемых людей, мышление здесь порой довольствуется обыденным
опытом, а иногда оперирует сложнейшими научными понятиями.
Вообще
мышление есть один из способов (наряду с чувственностью) формирования
познавательных, оценочных, преобразовательных действий. Их объектом
служит природа, общество, сам субъект. Особенность данного способа заключается
в установках на объективность, всеобщность, продуктивность. Эти установки,
пусть в разной степени и форме, осуществляются, повторяем, на разных уровнях
духовной жизни. Но если взять жизнедеятельность человека в плане соотношения
познания, оценки, практического действия, тогда место интересующих нас
духовных процессов определяется однозначно: точка перехода от познания и оценки
к практике. Этот момент целостного потока жизни может показаться мимолетным,
эфемерным, малозначимым. Но это не так. Здесь вплотную сходятся мнимое с реальным,
желаемое с действительным, познание с практикой, идеал с реальным положением
вещей. И в
9 См. W i tt i c h. Der Marksismus-Leninismus als
theoretische und als praktizierte Weltanschauung. «Deutsche Zeitschrift fur
Philosophic», 1979, Hf. 10.
10 Т. К и с ь о в. Диалектика на всекиадневното
съзнание. София, 1979.
каждом
из них могут высветиться неожиданные стороны: в реальности обнаруживаются
последствия мнений, в идеалах — следы исчезающей практической жизни, в
действительности — элементы неистинности,
обреченности. В силу этого данный момент жизнедеятельности постоянно притягивает
внимание философов разных школ. С истолкованием
онтологического, аксиологического и других его аспектов связано немало идей
экзистенциалистского, прагматистского и прочего толка.
На
стадии непосредственной связи с практическим действием мышление, как и сознание
в целом, трансформируется, выполняет. новые задачи, вступает в новые связи с
другими духовными явлениями.
Пользуясь
терминологическим опытом прошлого, его можно было бы здесь назвать практическим
разумом, но необходимо проводить различие между разумом и мышлением. Можно
согласиться с И. Рудняньским п (хотя его книга местами спорна), что homo sapiens и
homo cogitans
не одно и то же, что разумом может считаться только мышление, действующее для
блага человечества, рефлектирующее над принципами нравственности. Собственно,
уже гегелевское противопоставление конечного мышления и абсолютного разума, а
также известные слова К. Маркса о том, что разум существовал всегда, но не
всегда в разумной форме, ориентируют на такое различение. Практическое
мышление иногда совпадает с разумом (например, при правильном руководстве
революционным действием), иногда противоречит ему — при решении задач
антигуманного характера (организация травли политической оппозиции,
экономических диверсий и т. п.), но всегда имеет некоторые общие черты.
Прежде
всего это функция руководства физическим и социальным действием.
Мышление
в этой функции не абсолютно противоположно познающему интеллекту, оно есть
только стадия или сторона в целостном процессе осмысленного определения
человеком своих отношений к действительности, в том числе к своему действительному
«я».
Основной
тезис прагматизма, в соответствии с которым функция интеллекта состоит не в
копировании объектов, а в установлении выгодных человеку отношений с ними,
содержит надуманную антитезу: взаимоисключение названных выше функций. Еще И.
Кантом было хорошо показано, что в обоих случаях действует одна и та же способность
человека. Более того, действуют, пусть по-разному, общие основные логические
формы — постулаты, идеи, категории, максимы и т. д.
Действительно,
в обоих случаях совершается единая специфическая духовная деятельность,
содержащая отражение и конструирование, имеющая ближайшим результатом мнение
и т. д.
Единство
основных черт и логических форм сменяется содержательной взаимосвязью ступеней
(соответственно общих характеристик) мышления, когда последнее как целостный
процесс
.
11.
J. Rudnianski. Homo cogitans (0 mysleniu tworczym i kryteriach
wartosci). Warszawa, 1975.
12.
развернуто
во времени. Порядок развертывания может быть разным, поскольку то специальное
исследование объекта предшествует его преобразованию, то, наоборот, работа с объектом
приводит к постановке вопросов исследовательского характера, но взаимосвязь
ступеней присутствует постоянно. Осмысливая способ преобразования объекта,
человек приходит к вопросам о его устройстве и законах существования. И смысл
вопросов предопределен содержанием практической задачи. С другой стороны,
результаты познания действительности используются при выборе и формировании
пути действия. При этом содержание знания объекта также оказывает направляющее
воздействие на составление программы, выбор средств и т. д. Одновременно только
на этой стадии результат познания объекта оказывается в полной мере конкретным.
«Продукт получает свое последнее finisch
только в потреблении» 12.
Мышление
как форма познания действительности и как форма определения практического
действия разделимы только в абстракции; ни у отдельного человека, ни у
социальной группы они обособленно не существуют. Даже отделение умственного
труда от физического не разъединяет их, а лишь изменяет их удельный вес в
разных видах труда вследствие разных жизненных интересов.
Далее,
можно принять, что практическое мышление по-особому связано с волей: оно
определяет ее. Понятие воли подвергается безудержным спекуляциям на нем в
ирра-ционалистических течениях. Воля изображается в них как недоступное разуму
начало мира; как способ утверждения силы, власти, жизни; как дионисийское
начало;
как
средство преодоления ограниченности интеллекта и прорыва в сферу интуитивного
созерцания, свободного от практических забот; как способ перехода от сомнения
к вере; как решимость личности утвердить свою свободу вопреки конформистским
доводам разума и т. д. Сверхзадачей этих теоретических построений служит
критика научного понимания общественной жизни, обоснование иррационализма.
Но
идеалистические спекуляции с понятием воли не должны заслонять его положительного
смысла, так же, как, например, панлогизм гегелевской системы не является
основанием для избегания понятия «мышление». Известное положение марксизма,
что человеческий разум изменялся соответственно тому, как человек научался
изменять природу, бьет по идеалистическому рационализму, показывая зависимость
мышления от практического действия (тем самым и от воли), а
одновременно и по иррационализму, где воля выступает в роли субстанции мышления.
Кстати, современная психология недвусмысленно подчеркивает значение воля для
функционирования мышления. «За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция.
Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления» 13.
Воля у идеалистов направлена лишь на изменение духа, иррационалистами же она
противопоставляется разуму, но эта новейшая критика разума проводится за счет
обыгрывания реальных и сложнейших форм взаимосвязи познания, воления и оценки.
А эти связи обнаруживаются немедленно, как только в качестве субъекта взят живой
конкретно-исторический человек, а не персонифицированный «разум» или не
персонифицированная «воля».
12.К.
Маркс и Ф. Энгельс. Соч., ..т. 12, стр. 71'7.
Практическое
мышление определяет волю человека как стремление воздействовать на
действительность. (Необходимо добавить: воздействовать как путем активной
борьбы, так и лавированием или подчеркнутым «неучастием»; стремление как с
целью удержания, так и с целью изменения существующего положения; как личности,
так и социальной группы или класса; воздействовать как на внешний мир, так и
на свое действительное «я».) Вопреки мнению рационалистов мышление не
единственный путь определения воли. Существует и дорациональное (в значении
«неосмысленное», но не «бессмысленное») ее определение: это стихийное, не дошедшее
до устойчивой ориентировки на всеобщее, некритически смешивающее объективные
потребности и субъективные (личности или общности) устремления, не дошедшее
до фиксации в общеобязательных нормативах или прикрытое демагогическими
фразами волеизъявление. Осмысленная и неосмысленная форма определения воли
представлена в деятельности личности и социальных групп и зафиксирована общественным
сознанием. Скажем, философы XVII—XVIII вв., не умея разглядеть социальные
основы абсолютизма, все же пра-
13 Л. С. Выготский. Избранные психологические
исследования. М., 1956, стр. 379; см. также: И. А. В а с и л ь е в, В. А. П о п
л у ж ный , О. К. Тихомиров. Эмоции и
мышление. М., 1980.
вильно
квалифицировали его как проявление неразумной воли.
Воля
при доращюнальном способе ее функционирования подавляет мышление. Русские
революционные демократы блестяще показали, как воля самодура, произвол, не
принимающий разумных аргументов, делает мышление бесполезным, порождает крайнюю
косность обывателя, удручающую тупость мужика. Наряду с этим, отмечали они,
русский мужик, подобно немецкому и французскому поселянину, проявляет
удивительную сообразительность в своем деле, где его ум не подавлен чужой
волей.
Реальная
диалектика мышления и воли такова, что возможна обратная ситуация: нескончаемые
поиски рационального основания действия во внешнем мире и в собственной душе
отодвигают волеизъявление и реализацию воли в отдаленное будущее. Например, у
немцев, заметил Гегель, у которых все должно быть сделано не иначе, как на
известных основаниях, поиски атих оснований часто превращаются в самоцель и
доводят до формализма. И. С. Тургенев в знаменитой речи «Гамлет и Дон-Кихот» отмечал,
что противоположение ума и воли— знамение
современности. Гамлеты тем и страдают, что рефлексия, предшествующая
определению воли, у них никогда не заканчивается (они застревают, добавим, как
раз на точке перехода от мысли к действию). В результате блеск мысли и тонкость
чувств в самопознании субъекта необходимо сочетается у них с безволием.(14)
Мышление
связано с волей как в процессе определения практического действия, так и в
познании; но есть различия в характере этой связи. Кратко говоря, в сфере
познания воля способствует организации хаоса ощущений в стройное представление,
абстрагированию от побочной информации, формированию антиавторитарности, преодолению конъюнктурных социальных запросов,
одним словом, способствует выходу на позиции объективного исследования. И «воля
мыслить» в этом плане предшествует мышлению, определяет его (на этом и
спекулирует иррационализм). Напротив, в сфере организации физического и социального
действия мышление определяет волю («волю действовать»), обосновывая надобность,
возможность, правомерность, направление и содержание действия.
Продолжая
характеристику практического мышления,
отметим, что оно опирается на особую группу ощущений, отражаю-.
14.И.С.Тургенев
Полн. Собр. Соч. М.1964.Т. Влияние разных взаимоотношений мышления и воли на
тип личности затронуто в кн.: А.И.Яценко . Целеполагание и идеалы. Киев. 1977
щих
не только предмет труда, объект практики, но и характер деятельности субъекта.
Чувства, относящиеся к сфере политической, художественной, культовой, моральной
практики в прошлом нередко пытались выделить в разряд «внутренних» чувств и тем
самым доказать их независимость от влияния внешнего мира. Открытие материалистического
понимания истории показало, что все чувства человека отражают объективную,
природную и социальную реальность. Все же ощущения собственного действия и
объекта преобразования, конечно, не идентичны.
В
конечном счете ощущения действия вполне укладываются в гносеологическую
формулировку «субъективный образ объективного мира».
Но
предметность их специфична: в них отражен действующий субъект, нередко —
взаимодействие субъектов (чувство партнера и противника в политике, спорте, на
сцене). Здесь встречаются сложнейшие по составу ощущения — чувство гармонии,
композиции, переломного момента в развитии восстания и т. д. Они используются
для разработки осмысленного плана действия и для осмысленного же текущего
руководства событиями. Знаменитые ленинские слова: «мы победим, но мы пойдем
путем другим» — превосходная иллюстрация. Пока еще не разработана стратегия и
тактика революционного действия, не создана организация профессиональных
революционеров, неясно вообще, как все это сделать; есть только ощущение негодности
прежнего пути и необходимости перемен.
В
формировании способа действия, так же как и в познании, исторически (в отношении
отдельного способа) чувственная стадия предшествует рациональной. «...Метод —
это не что иное, как всего лишь осознанный
и систематизированный способ»,— справедливо заметил Т. Котарбиньский
15. Предположение И. Канта об обратном порядке этих стадий
(чувственного и рационального) в практическом разуме верно, надо полагать,
только при характеристике действия готовых максим.
Ощущения
собственных действий отражают не только их содержание, но и отношение
субъекта к ним, а оно бывает тоже весьма различным. Эта сторона ощущений также
оказывает существенное влияние на практическое мышление и исход действия. В. И.
Ленин, например, отмечал, что настоящие революционеры чаще всего ломали себе
шею, когда начинали возводить готовящуюся ими революцию в нечто божественное 16.
15 Т. Котарбиньский. Трактат о хорошей работе, стр. 62.
16 См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44,стр. 223.
Категориальная
характеристика практического мышления.
Практическое мышление совершается в известных всеобщих категориях, но они
здесь получают специфические оттенки, что было замечено еще И. Кантом.
Его
метафизическая установка на разграничение вещи в себе и вещи для нас,
распространенная им на категории, принесла некоторую пользу: Кант, различив
категорию саму по себе и схему чистого рассудочного понятия (категорию для нас
в нашем опыте), тем самым избежал сведения форм наличного мышления лишь к
логике объекта. Работая, категории трансформируются даже в познании, становясь
упомянутыми «схемами», несколько приближаются к чувственности, поскольку
превращаются в своеобразное умение и отчасти выходят из сферы научного мышления.
Об этом в обычной для него агностической манере И. Кант писал: «...Схематизм
нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине
человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо
удастся угадать у природы и раскрыть» 17.
Еще более значительна изменчивость, так
сказать, «категорий в себе», когда они из форм определения объекта становятся
формами определения воли. По Канту, путь от чистого воления к субъективному
практическому основоположению лежит через категории качества, количества и
другие, становящиеся здесь практическими правилами действования, запрета и
исключения, дозволенным и недозволенным, индивидуальными мнениями воли и т. д.
В
самом деле, в непосредственном определении практического действия категории
действительности, причинности, свободы, объекта и другие функционируют своеобразно.
Так, например, объектом здесь становится практическое искусство, умение самого
субъекта. Структура этого объекта, как показывает на примере искусства
красноречия А. Ф. Лосев, «вовсе не обладает свойствами самого предмета
(преобразования.—Б. Л.), опа не радостна и не горестна, она не истинна
и не ложна. Она просто относится к особой сфере, которую Аристотель трактует
как вполне нейтральную с точки зрения действительности в обычном смысле слова
и с точки зрения действительности абсолютного и относительного разума» ^..Эта
сфера нейтральна не в смысле неприменимости к ней основного вопроса философии,
не в смысле не-ппименимости здесь оценочных суждений и т. д. Под нейтральной
действительностью в
17 И. Кант. Соч в шести томах, т 3 М., 1964,
стр. 223.
18 «Античные риторики». М., 1978, стр. 290.
данном
случае понимается несводимостъ содержания практического искусства ни к содержанию преобразуемого
предмета, ни к содержанию любого мнения о нем. Но коль скоро практическое
умение схвачено в качестве объекта мышления, тогда вполне правомерно сопоставлять
его реальную форму и мнение о ней.
Модифицируется
и действие принципа причинности. Причинность сохраняет силу и в познании
объекта и в его преобразовании. Но в познании мыслитель подчиняет себя
объекту, в практическом же мышлении, наоборот, решается задача причинения
объекту нужных для человека изменений. То же имеет место и в отношении
свободы: познающее мышление может абстрагироваться от пространственных и временных
рамок наличной ситуации; это невозможно для практического мышления,
вплетенного в саму ситуацию. Зато в практическом мышлении человек свободен менять
эту ситуацию, и свобода здесь достаточно широка. По выражению Г. Е. Глезермана,
практическое отношение человека к наличной действительности и ее законам может
быть довольно различным: люди могут, опираясь на законы, применять их в своей
практике, могут расширять сферу их действия, открывать простор для них,
суживать эту сферу, а также смягчать разрушительные последствия их действия 19.
Практическое
мышление имеет в качестве всеобщей логической формы идею. Последняя, по
определению П. В. Копнина, есть «форма отражения внешнего мира, включающая в
себя сознание цели и перспективы дальнейшего познания и практического
преобразования» и «в зависимости от зрелости... может выражаться и как
представление, и как понятие, и как теория» 20. В этом определении,
видимо, надо уточнить, что идея отражает не только внешний мир, но и сложившиеся
способы практического действия.
Поскольку
переход от мысли к действию имеет прямые практические последствия, здесь
возникают сложные и малоисследованные отношения знания и незнания, истины и
заблуждения полезного и вредного. Это заставляет задуматься о функционировании
ценностных категорий.
Практические
обстоятельства часто заставляют человека пользоваться грубо при-.
19 См. Г. Е. Г л е з е р м а н. К вопросу о познании,
действии и использовании законов развития социалистического общества. В сб.
«Диалектика общего и особенного в историческом процессе». М., 1978, стр. 50—51.
20 П. В. К о п н и н. Статья «Идея» в Философской
энциклопедии, т. 2. М., 1962, стр. 234; его же. Диалектика как логика и теория
познания: опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973.
близительным
знанием. Стихийно выработанный способ действия нередко объединяет
действительно эффективные и лишь символически полезные приемы. Более того,
стихийно найденному верному способу действия и объекту, на который он направлен,
нередко дается фантастическое истолкование, и это «объяснение» может воспроизводиться
в обучении многократно. Жизнь свидетельствует, что такие ситуации могут
сохраняться неопределенно долго.
Дело
объясняется тем, что конечной целью человека служит не знание само по себе, а
практическое самоутверждение в мире. В частных же социальных ситуациях
функционирующее знание далеко не всегда приносит пользу, так же как
заблуждение, иллюзия, незнание — вред. Например, нет смысла повсеместно
распространять знание техники пыток, сексуальных аномалий, нет смысла в
подражание западным беллетристам перегружать художественную литературу описаниями
невротического и психотического видения мира, хотя бы и верными. Недаром также
юристы и педагоги решительно утверждают, что незнание некоторых вещей охраняет
детей от соскальзывания на путь антисоциального поведения. Не случайно
существует также государственная, партийная, врачебная и другого рода тайна. И
напротив, иллюзия, вплетенная во многие виды действия, совсем необязательно
служит реакции, например, для «промывки мозгов». Она часто приносит
положительный результат, начиная с самовнушения в аутотренинге, кончая
иллюзиями восприятия в живописи, кино и т. д. Именно на этой сложнейшей
социальной диалектике пользы и вреда от знания и незнания, истины и заблуждения
искусно играют прагматизм, конвенционализм и другие буржуазные философские
школы.
Следует,
очевидно, уточнить действие понятия «истина» в применении к способу действия.
Трудность состоит в том, что действительность, противостоящая здесь мнению, своеобразна: это действительность, создаваемая самим человеком.
Разделение методов на правильные и неправильные не должно отождествляться с
разделением на истинное и ложное (такое отождествление возвратит к
гегелевскому пониманию истины), точнее соотносить их с понятиями целесообразности
и нецелесообразности. Понятия истины и заблуждения работают в составе мнения о
структуре метода, но не в суждении о его отношении к объекту. Истина и
целесообразность коррелируют между собой, но они не тождественны.
В
практическое мышление включаются свои ценностные компоненты. В познании
высшей
ценностью выступает истина. Здесь же, ввиду того, что практические цели необозримы
по разнообразию, целевые установки практического мышления, следовательно, его
ценности, могут открыто противостоять
познавательной установке. Один
литературный персонаж говорит: «Большинство людей думает и рассуждает не для
того, чтобы исследовать явления жизни, а потому, что спешит найти для своей
мысли спокойную пристань» 21. И в самом деле, продуктивность
мышления может выражаться не только в познании космоса, глубин человеческой
души, развитии гуманистических идеалов, но и в обосновании скепсиса, догматов
церкви, аполитизма и пр.
Полиморфизм
практического мышления и его социальные основания. Поскольку практическая жизнь разнородна, постольку
разнообразится и духовная деятельность. В общей форме этот тезис бесспорен, но
далеко не все распространяют его на мышление. Со времен Аристотеля многие
философские исследования были и остаются направленными на выявление
инвариантных, всеобщих, можно сказать, родовых структур мысли. В современной
марксистской литературе эта линия разработки обосновывается следующим образом.
Человек в отличие от животного универсален, то есть способен переходить от
одной формы действия к другой. Эта способность возникает и реализуется
благодаря мышлению, то есть «деятельности идеально-теоретического отражения действительности» — деятельности,
имеющей дело исключительно со всеобщим (А. Касымжанов)22. Мыслить —
значит действовать универсально, а если универсально, следовательно, говорить
о типологии мышления не приходится.
В
то же время идея разнообразия типов мышления периодически всплывает в литературе.
Л. Леви-Брюль, А. М. Деборин, К. Р. Мегрелидзе, А. Р. Лурия, Б. Ф. Порш-нев, М.
Коул, С. Скрибнер и другие авторы выявили интересные различия в мышлении
становящегося и сформировавшегося человека, людей разных эпох и общественно-экономических
формаций. В одной работе отмечалось, что важным основанием для выделения видов
мышления служит различие видов практики, существенно опосредующих данный
процесс мышления—индивидуальной (индивидуальное мышление) и общественной; общечеловеческой
(общечеловеческое мышление) и общности практики какой-то группы (группевое
мышле-.
21 М. Горький. Собр. соч., т. 27. М., 1953, стр. 210.
22 Ж. Абдильдин, А. Касымжанов, Л. Н а у м е н к о, М.
Б а к а н и д з е. Проблемы логики и диалектики познания. Алма-Ата, 1963, стр.
195—196 и др.
ние)23.
Правда, автор ограничился констатацией наличия в мышлении общего, особенного
и единичного и указанием, с одной стороны, на различия в мышлении, связанные с
существованием классов, а с другой стороны, на наиболее крупные, явно себя
обнаруживающие подразделения в мышлении: мышление эмпирическое и теоретическое,
эмоциональное и рациональное, научное и художественно-образное. Дальше
констатации авторы указанной работы не пошли 24.
Надо
думать, поиски универсальных общечеловеческих закономерностей мышления и
попытки обнаружить специфические черты мышления определенной группы людей не
исключают друг друга. Диалектика требует видеть историческое развитие мышления,
стало быть, смену его форм. И материализм состоит не только в том, чтобы
показать естественные предпосылки и социальное основание мышления, раскрыть
только момент совпадения логики мысли и логики осмысляемого объекта. Нужно постоянно
отличать представления о мышлении от реально совершающегося мышления.
А фактическое мышление удивительно разнообразно.
Оно может быть истинным и ложным, примитивным и высокоразвитым, работать по
разным логическим схемам. Но оно все равно остается мышлением. Поэтому,
например, анализ Марксом гегелевской мистификации логики, логических, по выражению
классиков, фокусов младогегельянцев, классическей и вульгарной буржуазной
экономической мысли, анализ Лениным софистического и эклектического мышления
оппортунистов, критика им махистского принципа «экономии мышления», вообще вся
критика ошибочного хода мысли — это не вступление к науке о мышлении, а ее
неотъемлемая составная часть. И разнообразие форм мышления, как бы к нему ни
относиться,— реальный факт.
Мышление
детерминировано всем укладом жизни: способом производства, социально-политической структурой общества, культурными традициями. Поскольку оно интересует нас в
момент его непосредственной связи с практическим действием, надо подчеркнуть
следующее. Форма мышления связана с характером действия, совершаемого
индивидом или общностью людей.
23 Автор ее—В. И. Губенко. «Основные виды мышления». В
кн. «Проблемы мышления в современной науке». Под ред.. П. В. Копнина, М.
Б. Вильницкого. М., 1964, стр. 126.
24 О пролетарском и буржуазно-мещанском мышлении в отношении
к революционному действию пишет Г. Садовский в статье «Логика революционного
мышления и классовый подход в логике». «коммунист»,
1979, № IL
Практика
политической борьбы, отправления религиозного культа, воспитания детей,
художественного творчества и т. д. накладывает свой отпечаток на мышление
вовлеченных в нее людей.
Рассмотрим
подробнее профессиональную детерминацию. Решение практических задач, отмечал
еще Гегель, неизбежно связано с переходом к частностям, поскольку нельзя
действовать «вообще». И раз практическое мышление связано с исторически
специализировавшимися видами деятельности, оно неизбежно (вместе с чувственностью)
приобретает характерные для профессиональных групп черты. При анализе
гражданского общества Гегель улавливает влияние разделения труда на «конечное
мышление». (Точнее, по Гегелю, здесь действует не разделение труда, а
«абстрагирующая сила рассудка».) Он говорит даже, что вытекающие отсюда
различия в потреблении, в познавании, в знании, в поведении людей составляют
вообще культуру25. Но для абсолютного идеалиста многообразие
«конечного мышления» и его истоки не представляли существенного интереса, и
потому эта линия исследования не получила у Гегеля дальнейшего развития.
Кстати, у современных буржуазных авторов она вообще порой остается без
внимания. Например, В. Фабер сразу переносит акценты на «экзистенциальные»
аспекты отношения человека к профессии. Профессиональный труд, одно из четырех
«полей жизни» наряду с семьей, школой, общественностью, не дает человеку
надежности бытия. Рекомендуется путем честного информирования, учета основных
душевных потребностей, выработки стремления к сплоченности вернуть утраченную
надежность 26.
Выясняя
связь мышления с профессией, надо прежде всего отметить его предметное
разнообразие. Конкретно-всеобщие понятия каждой сферы труда (техники, медицины,
педагогики и пр.) отражают специфику объекта труда и теряют свою силу за
пределами этой сферы. В своей же сфере они работают как «микрокатегории»,
направляя все мыслительные операции профессионала, определяя структуру частного
знания. Например, хотя анализ везде остается анализом со стороны всеобщей
логической формы, тем не менее при оценке балетной постановки, хирургической
операции, военных маневров он будет протекать по различным понятийным схемам.
25 Г. В. Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.
3, М., 1977, стр. 343.
26 W. F a b e r. Der
verunsicherte Mensch— zwischen Bedurfnis und Orientierung.— In:
«Gesellschaft und Beruf:
Humanisierung der Arbeitswelt und politische Mitverantwortung». Bamberg, 1979, SS. 13—21.
При
формировании практического действия предметная определенность мышления
дополняется «технологической» определенностью, когда ход мысли отражает не
только логику объекта, но и исторически сложившуюся технологию действия (в
ряде видов труда употребляют термин «техника»), а также практическое искусство
индивида. Ленинская идея о повторении фигур практики в логике мышления
приложима и на уровне отдельных сфер практической деятельности.
Одновременно
профессиональное мышление отражает специфический социальный статус и способ
функционирования в обществе данного вида практики. Результаты практически
ориентированного мышления, отражающего предметное содержание объекта преобразования,
технологию действия, социальные функции профессии, синтезируются в каноне
соответствующего вида практики. Подобно теории, объединяющей понятия, канон
синтезирует максимы технического, экономического, психологического и другого
рода, всеобщим образом определяет волю к действию, его техническую и социальную
характеристики.
В
связи с этим можно говорить о частных, профессиональных разновидностях мышления. В современной
публицистике, искусствоведческой литературе, в работах по философским и
социальным проблемам различных наук все чаще стали писать о математическом, клиническом,
инженерном. музыкальном, пропагандистском, военно-тактическом, философском,
сценическом и других видах мышления. На наш взгляд, это правомерно.
Возьмем для иллюстрации художественное
мышление. Мало того, что оно совершается в художественных образах, что.
например, типизация есть специфический вид обобщения. Специализация мышления
идет глубже, отражая специфику жанров художественной практики. Например, С.
Эйзенштейн вводит представление о «монтажном» мышлении кинорежиссера, где
специфической ячейкой выступает «кадр» или «кусок», где могут работать разные
принципы монтажа—«сцепление» (предлагавшееся В. Пудовкиным) или «столкновение»
(выдвигавшееся С. Эйзенштейном). Исследуя мышление балетмейстера, Ю.
Слонимский отмечает: «Мало восстановить танец в правах главного выразительного
средства, необходимо сделать его о б р а з о м
м ы ш л е н и я всех мастеров балетного театра» 27.
Классический танец выступает как обобщение художественных извлечений «пластических
интонаций» человеческой походки, народной пляски, национальной речи. И
поскольку всеобщее схвачено (конкретно — всеобщее! специфическое для балета.—
Б. А.), жизнь в танце «переводит балетное искусство из разряда
физической культуры в сферу духовной культуры»28. Аналогичные
рассуждения можно встретить у музыковедов. Отмечается, что существует особый
музыкальный язык, есть своя логика в музыкальных произведениях, можно выделить
главные и побочные музыкальные мысли, то есть говорить о музыкальном мышлении
29.
27 Ю. Слонимский. В честь танца.
М..,
1968, стр. 302.
Е
изучению профессиональных разновидностей мышления нередко обращались классики
марксизма-ленинизма при создании ими социальных портретов профессионального
заговорщика, люмпен-пролетария, юриста, крестьянина, профессионального политика
и др.30.
Профессионализация
порождает еще одну интересную линию различий — на сей раз между
профессионалами и дилетантами. Это разделение представлено чрезвычайно широко:
профессиональное военное искусство и народная война, профессиональное
художественное творчество и самодеятельность, стихийная религиозность и профессионально
организованная культовая практика, промышленное производство и деятельность
народных умельцев, государственное управление и политическое творчество масс
и т. д. и т. д. Оно сказывается на мышлении, и здесь вновь обнаруживаются
малоисследованные формы. Это подлинный разум профессионала, однобокое мышление
узкого специалиста, ставшего узким человеком, «профессиональный кретинизм» (по Е. Марксу), дилетантское мышление с его
причудливой логикой31.
Следует
подчеркнуть, что особенности мышления, связанные с профессиональной
деятельностью, выявляются не только на уровне осмысления узкопрофессиональных
задач, но и на уровне понимания философско-мировоззренческих проблем, что имеет
прямое отношение к проблемам коммунистического воспитания 32. Все
это говорит о том, что профессионализация заслуживает серьезного изучения
наряду с другими социальными истоками полиморфизма мышления.
28 Т а м же, стр. 202.
29 «Проблемы музыкального мышления». Под ред. М. Г. Арановского.
М., 1974.
30 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.I, стр. 272.
31 И. С л а в о в. Структура на дилетантската мисъл.
«Философска мисъл». 1980, кн. I.
32 R. Pest с г und K.-H. S t г е с h.
Weltanschaulich-philosophische Aspekte der Berufs-bildung. «Deutsche
Zeitschrift fur Philosophie», 1978, Hf. 1.