ЭТНИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ В СВЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ
ПЕЩЕРНЫХ МОНАСТЫРЕЙ ЮГО-ЗАПАДНОЙ ТАВРИКИ.
Кузьмина Е.Ю.
УГМА
Работы, посвященные изучению
«крымского этноса», появляются уже в конце 18 века, и на протяжении последующих
веков интерес к формированию населения полуострова не угасает. Формирование
этнического состава населения полуострова Крым – процесс сложный, поскольку
Таврика вбирала в себя мощные миграционные волны, идущие с севера и востока. В
античности на территории Крыма проживали тавры, занимавшие южный берег и горные
районы; скифы, размещавшиеся в центре полуострова; греки. Раннее средневековье
отмечено аланами (3 век), движением на территорию Крыма готов (3-5 века). В 7-9
веках на полуостров хлынули волны кочевников – хазары, булгары; этот процесс
продолжается и в 11-12 веках (половцы и печенеги), и в 13-14 веках, когда в
Крыму появляются татары. Несмотря на изученность этого вопроса поблема
этногенеза в Таврике остается актуальной и в наше время. Кроме того, мало
затрагивается и еще один аспект – принятие христианства и то, каким образом
происходило взаимодействие двух культур (варварской и христианской). Известно,
что односторонним процесс христианизации
не был никогда, вполне естественно, что язычество воспринимало христианство не
пассивно, а активно, т.к. язычество было представлено высоко развитой
культурой. Интересным объектом для изучения в этой связи нам представляются
христианские обители, игравшие немаловажную роль в распространении и
утверждении христианства на территории полуострова, а также являвшиеся
хозяйственными и ремесленными центрами.
Исследованию крымских пещерных (а именно такими были эти обители)
монастырей посвящено много работ, и особенно в последние десятилетия 20
века. Первые попытки научного рассмотрения
и изучения монастырей относятся к началу 20 века. Всю литературу, посвященную
этим памятникам, можно разделить на несколько тематических блоков: архитектурное
описание монастырских комплексов; выделение пещерных монастырей в отдельную
группу в классификации пещерных сооружений; датировка монастырей; исследование
монастырского хозяйства.
Наш
интерес лежит в иной области, и вопрос, на который нам предстоит ответить
следующий: существуют ли отличительные черты, присущие христианкой культуре Таврики
в силу ее разноэтнического состава населения, и в какой степени это нашло отражение
в культуре средневековых пещерных монастырей Юго-Западного Крыма?
Быстрый ответ на этот вопрос
дать невозможно. Во-первых, есть белые пятна в истории Крымского этногенеза.
Во-вторых, почти полностью отсутствуют письменные источники (нет сохранившихся
монастырских уставов), что не дает достаточного материала. В-третьих, исходя из
спорной датировки возникновения и функционирования монастырей, нельзя утверждать,
что монастыри были «проводниками» христианства в Крыму. Если принять на веру
время возникновения монастырей в 6-8 веках, то тогда действительно можно
согласиться с тем, что монастырями велась активная работа, направленная на утверждение
христианства. Придерживаясь точки
зрения ряда авторов о появлении монастырей в связи с создавшимися условиями в юго-западной части полуострова после 11-12
веков, сложно говорить о влиянии монастырей на принятие христианства, т.к. к
этому времени Юго-Западная Таврика была уже давно христианской (с 5 века).
В-четвертых, современная археология
сконцентрировала свое внимание на изучении могильников, а монастырские
погребальные комлексы остаются без внимания, хотя изучение погребений и
материала при погребениях дало бы новую почву для размышлений.
Однако, нам представляется возможным рассмотреть в контексте данного вопроса
материалы по некрополю кафедрального собора городища Мангуп, где ,как известно,
в мирное время хоронили только служителей церкви, а в период осад и войн
простых жителей города. Материал, встреченный при расчистке погребений,
относится к 8-15 векам, и позволяет говорить о том, что многообразие
погребального комплекса свидетельствует о существовании в этом районе различных
этнических групп, которые с одной стороны, уже представляли христианское
сообщество, т.к. тела умерших были похоронены «под защитой» христианского
храма, а с другой – сохраняли присущие им языческие представления о загробном
мире. Носителями таковых, возможно, были народы – представители Салтоао-Маяцкой
культуры, о чем свидетельствует специфическая погребальная обрядность, а также
наличие хазарской символики на надгробиях и оберегах.
В силу
вышеупомянутых обстоятельств дать полного ответа на поставленный вопрос на
данный момент не представляется
возможным. Христианство в Таврике уживалось со зачительными пережитками язычества,
сохранение которых, с одной стороны, естественно, т.к. «под покровом
христианских догм продолжалась жизнь архаических верований», а с другой – этому
способствовали специфические условия Таврики (постоянные варварские вторжения).
Находило ли это какое-либо отражение в монастырской культуре, можно только
предполагать, строя свои гипотезы на косвенных доказательствах. Поэтому этот
вопрос требует дальнейшего изучения.