ПОНИМАНИЕ - ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Мирошников Ю.И.
УГМА
Нетрудно признать, что понимание - феномен
коммуникации. Но дальнейшая конкретизация этого исходного тезиса зависит от
уточнения, прежде всего понятия коммуникации, которое носит междисциплинарный
статус с чрезвычайно широким диапазоном значений: от передачи сообщения в процессе
общения (т.е. элемент общения в психологии) до передачи информации во
взаимодействии живых и неживых систем (машин) в кибернетике. Мы не считаем возможным,
подходить к коммуникации ни слишком узко (психологически), так
как в этом случае искажаются культурологические и социологические
аспекты анализа, ни слишком широко (как это происходит в кибернетике), ибо
теряется философский аспект рассмотрения. Коммуникацию мы берем как социокультурное
явление (см. об этом: Мирошников Ю.И. К проблеме онтологического статуса
коммуникации // Проблемы и гипотезы. Вып. № 2 / Под ред. Баталова А.А. -
Екатеринбург: Изд. УГМА, 1999.-С.75-76).
Коммуникация есть процесс создания смыслов
человеческого существования. Когда речь идет о понимании, то под этим
подразумевается феномен, возникающий в контексте
непосредственного и опосредованного общения людей, связанных общим смысловым
пространством культуры. Понятия «смысловое пространство культуры» (Пелипенко
А.А., Яковенко И.Г. 1998), «пространство существования культуры» (Плотников
В.И. 1998), «пространство культурной памяти» (Вайнштейн О.Б. 1996) и близкие к
ним «логическое пространство диалога» (Баткин Л.М. 1978), «художественное пространство» (Закс Л.А.
1989), «информационное поле» (Колеватов В.А. 1984) и т.д. сравнительно
недавно введены в оборот российскими учеными с различными целями. То новое, что
мы хотим внести в круг коннотаций смыслового пространства культуры, вытекает из
нашей попытки связать это понятие с феноменом понимания. На наш взгляд,
понимание феномен разнесенности субъектов по различным участкам смыслового поля
культуры. Как аспект коммуникации понимание предполагает преодоление семантических
пространств и барьеров, возникающих на пути информационных пакетов и потоков.
Важность понятия смыслового пространства культуры состоит не только в его метрических,
но в топологических и в энергетических характеристиках.Переплетение
коммуникаций, связывающих и тем самым объединяющих субъектов различных форм и
типов культурной деятельности, образует определенный семантический ландшафт,
структуру, ориентированную по вертикали и горизонтали. Потоки
массовой и межличностной коммуникации, питаясь первоначальной энергией своих
субъектов, порождают дополнительное напряжение смыслового поля культуры.
Тона и оттенки смыслов способны концентрироваться, сгущаться, оформляться в
бинарные оппозиции, сталкиваться между собой, бесконечно усиливая ее потенциал,
ее коммуникативные ресурсы. Особую конструктивную ценность мы находим в идее уровней
смыслового пространства культуры. Эта идея открывает, на наш взгляд, более
глубинный пласт проблемы общения и понимания как явлений социокультурных,
связывающих духовными нитями людей, стоящих на разных ступеньках социальной
лестницы, на его культурных полюсах - «верхе» и «низе» культуры (См.:
Мирошников Ю.И. Социально-историческая противоположность «верха и низа»
культуры // Гуманитарные исследования: Ежегодник. - Вып.Ш. - Ч.П - Омск: Изд-во
ОмГПУ, 1998. - С.40-48). Эта идея способна объяснить понимание как феномен,
нуждающийся в энергетических ресурсах смыслового пространства культуры. Чем
больше культурная, национальная, социальная, психологическая дистанция, тем
более ярко должен сверкнуть луч понимания, рассеивающий мрак отчуждения между
людьми.
Поскольку непосредственное и опосредованное общение
осуществляется в поляризованном и ценностно-структурированном пространстве культуры,
то следует признать, что и понимание -феномен аксиологический, связанный
с ценностной структурой культуры, с иерархией ее видов и форм. Открывая путь к
верхним этажам культуры, понимание само маркируется как положительно значимый
процесс. Напротив, блокируя движение в этом направлении, ориентируя сознание
субъекта на сниженные образы и образцы
культуры, понимание приобретает
отрицательную значимость. Амбивалентность ценностных форм сознания
(см. об этом: Мирошников Ю.И.
Аксиологическая структура
социокультурной коммуникации. - Екатеринбург: БКИ, 1998. -С.39-45) порождает
амбивалентность понимания в диапазоне от форм, которые можно считать
приобщением к высокому (к истине, добру, красоте) до форм профанации и шарлатанства.
Понимание - феномен
посредничества. Успешное
продвижение информации, соединяющей субъектов, расположенных на противоположных
полюсах культурной вертикали, невозможно без особой миссии, которую, на наш
взгляд, выполняет образованная
общественность (См.: Мирошников Ю.И. О роли
образованной общественности в развитии научного познания // Средства и факторы
развития научного познания. - Свердловск: УрГУ, 1986. -С. 135-144). Образованная
общественность есть персонификация способности понимания, а образовательная
деятельность суть деятельность герменевтическая, которая объединяет в
себе труд по трансформации, истолкованию, популяризации, переводу, переформулированию различных культурных посланий,
идущих «вниз» от субъектов специализированного сознания к субъектам обыденного
(детского, природного) сознания и наоборот, т.е. «вверх». Разумеется, что в
рамках главного направления возможны различные другие маршруты: по горизонтали,
по кругу и т.д. В любом случае дистанция между «верхом» и «низом» культуры не
может исчезнуть без специальных усилий. Так, например, ученый обращаясь с
невеждой, как минимум, должен взять на себя роль учителя, способного заинтересовать результатами
научного познания «темного» человека, умеющего объяснить последнему азы науки,
а неграмотному, если он хочет общаться со специалистом, нужно проявить
любознательность и желание чему-то научиться. Художественная, публицистическая,
науковедческая, философская литературы дает множество примеров малых и великих драм
непонимания (Фалес и служанка, Ян Гус и старушка, «Поэт и толпа»
А.С.Пушкина и т.д.),
которые демонстрируют полную несостоятельность ожидаемого
понимания без герменевтических усилий, без посреднической деятельности.
Так кратко можно пояснить итоговую, суммарную формулу,
сводящую понимание к феномену дистанцирования субъектов коммуникации в
смысловом пространстве культуры.