ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Попова О.В.
УГМА
Философия Востока, в основе которой лежат направления
мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней.
Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и
пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения
представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию
нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не
поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности
человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя
остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.
При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений
решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как
понимает и объясняет феномен человека восточная философия?
Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе
своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными
особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то
нас, людей, подверженных европоцентристскому влиянию, всегда будет удивлять то,
насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных
процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей
человека.
Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает
недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной
философии, не менее древней, чем индийская и китайская.
На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что
компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы
философствования, когда восточную философию представляют собственно древние
тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия
европейских мыслителей преимущественно XX века. Так, например, выдающийся буддолог Щербатской
Ф.И. с неокантианских позиций говорил о философской школе буддийских логиков
Дигнаги и Дхармакирти, а известный современный востоковед Торчинов Е.А.
сопоставляет философию М.Хайдеггера и даосизм , не менее популярно проводить
параллели между сартровскими идеями о «сознании-в-себе» и чистом сознании с
древней школой санкхьи, или иррационализм дзен-буддизма приводить к проблеме
человеческой субъективности в феноменологии Э.Гуссерля и т.д.
Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности
древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая
разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с
социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений
человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.
Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она
возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью
максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в
целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю.
Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических
традициях, на основе которых складывались определенные нравственные,
религиозно-философские, социально-политические нормы.
Еще раз хочется отметить, что древневосточная
философия основана на культурных
ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления.
Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в
соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим
миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и
прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью
древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций,
когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3)
принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не
автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.
Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть
только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги
или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.
Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе
многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта
как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.
Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность
мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и
человека. Человек как одно из
равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе,
следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно
в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные
ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.
Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл,
направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого,
незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не
связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем
важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния
мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.
« Мое тело едино с моей мыслью,
Мысль едина с эфиром,
Эфир един с жизненной энергией,
Жизненная энергия едина с небытием».
Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть
вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к
истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается
духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами.
Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным
совершенствованием человека.
Восточная философия предлагает путь самосовершенствования,
самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к
внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой
индивидуальной ответственности не
только за поступки, но также за помыслы и речи.
Хочется верить и надеяться, что философские учения
Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание
находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в
реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей -
это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная
философия.
Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.