Обоснование
Баталов А.А.
Общепризнанно, что
цивилизация Старого Света, включая Россию, переживает системный кризис. Ученый
мир констатирует нарастание реальной угрозы непоправимых нарушений жизнедеятельности
биоты и климата планеты, деградации культуры, вырождения индивидов и социумов.
Проповедники разных конфессий, мистически
настроенные деятели культуры, а нередко - науки, усматривают в этих угрозах
предвестие конца мира и близости Страшного Суда. С позиций же здравого смысла,
человечеству грозит не гибель Вселенной, а вероятность такого метаморфоза
земного мира, в результате которого человек либо не сможет выжить, либо
выродится в мутанта, недостойного имени homo sapiens. "На самом деле конец
мира - перманентная реальность. Она постоянно возрождается. Когда рухнула
Римская империя - это был конец того мира... Когда происходили все исторические
катаклизмы, когда потрясался мир - это был конец... Любая поворотная эпоха -
апокалиптическая" (А.Мень "Апокалипсис").
Гибель существовавших прежде локальных
культурных миров - действительный исторический факт. В какой-то степени утешает
другой исторический факт: человечество находило способы выхода из самых
драматических ситуаций. Правда, никогда прежде человек не подкапывал столь
глубоко корни своего земного бытия.
Чтобы остановить опасные для человеческого
рода сдвиги в его же деятельности и найти более оптимальные её варианты, наука
в каждом из своих разделов движется, на мой взгляд, по четырем основным направлениям: а) коррекция мировоззренческих
установок, б) поиск новых общенаучных понятий, в) создание "высоких"
технологий, оперативно использующих экспоненциальный рост научного знания, г)
корректное вычленение и применение "рациональных зерен" мистерий,
"тайных доктрин", поверий и обрядов.
По отношению к учениям о человеке это движение выражается в следующем.
А) Антропоцентрическое мировоззрение
перерастает в мировоззрение антропокосмическое. (Терминологическая фиксация
этого преобразования у разных авторов различна.)
Б) К общенаучным понятиям "вещество" и "сила", которыми главным образом
руководствовались ученые с Нового времени до середины ХХ-го века добавились
понятия такой же, общенаучной, широты - "энергия" и "информация".
С их помощью удалось открыть в жизнедеятельности человеческого существа новый
пласт его реальности - энергоинформационные структуры и процессы.
На данный момент почти в 90% научных
публикаций характеризуются только физические формы энергии (электромагнитные
поля и излучения). Но даже это позволяет описывать неизвестные доселе стороны
деятельности организма. Например, открытие излучения биообъектом ультракоротких
импульсов (УКИ) позволяет считать, что организмы обитают в своего рода
"среде УКИ", имея в то же время по этим параметрам индивидуальное
"лицо". Физико-технический подход позволил также выявить далеко не
вымышленные негативные воздействия на человека новейших изобретений. В
частности, систем в которых используются низкоэнергетические поля и излучения
сверхвысокого (СВЧ) и крайне высокого (КВЧ) диапазонов.[1]
Теоретические интерпретации этих эмпирически обнаруживаемых явлений во многом
гипотетичны и спорны. Но дальнейшие исследования в этом направлении явно
плодотворны и они продолжаются.
Вместе с тем, коль скоро понятие "энергия"
становится общенаучным понятием, назревает необходимость признать реальность
нефизических видов энергии в жизнедеятельности человеческого существа и описать
их без уклона в мистику и оккультизм.
Это представляется крайне необходимым,
поскольку в настоящее время книжные прилавки буквально завалены сочинениями, в
которых, скажем, «энергия ци» то реинфицируется, то персонализируется, то
демонологизируется. Выстраиваются натянутые аналогии и за счёт необоснованного
расширения понятий («резонанс», «вибрации», «голограммы» и
других понятий, действительно работающих, но только в определённой области)
создаётся видимость объяснения.[2]
Неумение реально прирастить знание толкает
многих авторов к экспрессивной форме изложения. Писать с заглавных букв, например,
– «Великие Законы Природы», «Вибрации Пространства», «Большое Белое Братство» и
т.п., как если бы это добавляло какую-то дополнительную информацию. Или
использовать в этих же целях мнимо
многозначительные многоточия или восклицательные знаки.
Критическая оценка таких работ нужна не
только затем, чтобы выявить совершаемую в них мистификацию информации. Следует
напомнить читателям и о том, что экзальтированные мистические сочинения по-настоящему опасны для некоторых типов
людей. В первую очередь, для тех, кто находится по определению замечательного
русского психиатра П.Б. Ганнушкина, в «пограничной полосе», то есть между
здоровьем и психическим заболеванием.
Наука позволяет подвести самые невероятные
открытия современности в области энергетики
под нормальные определения. Возьмём два из них, вероятно, наиболее
перспективных.1) Энергия – это количественная мера той или иной формы движения.
2) Энергия – это способность тела производить работу (действие). Оба
определения позволяют наращивать конкретное знание, а, следовательно, и с
пониманием дела совершенствовать ту или иную технику работы человека над собой. Первое из них нацеливает на ясную
дифференцировку энергий разных процессов – механических, электромагнитных,
социальных и т.д. Второе открывает интересный путь дифференцировки видов
энергии по другому основанию – по особенностям тел. Таких тел, как плотное,
астральное, эфирное, ментальное и др. [3]
Например, наблюдения из практики
холотропной и психоделической терапии представили данные, говорящие в пользу
наличия трансперсональных переживаний, а также сознания, ассоциированного с
внутренней информацией животных, растений, простейших существ и даже
неорганических тел. Если это так, то какая энергетика стоит за такими духовными
образованиями? Не о ней ли размышляли Аристотель, Ламеттри, Кастанеда и другие
очень непохожие один на другого авторы? Не с ней ли связаны некоторые виды
психических расстройств?
В) На основе "высоких
технологий" энергоинформационного типа за очень короткий срок создано и
применяется в клинике и на дому большое количество приборов и систем
диагностического и реабилитационного назначения. Это - "АРДК",
"Диакомс", "ИМЕДИС-Фолль", "РОФУС 24";
"Камера Райха", "РОФЭС", "СКЭНАР",
"СПАС", "Странник", "Цилиндры фараона",
"Энион Зорина" и множество других.
Однако, механизм эффективно действующего
технического средства порой объяснен либо неполно, либо дискуссионно. Например,
на практике используются "генераторы торсионных полей", в то же время
многие физики оспаривают само существование полей такого вида.
Нельзя не отметить и другое.
Технологические достижения способствовали появлению теоретических новаций.
Например, постулируется существование ряда "новых медицин":
вибрационная, многомерная, духовная и пр. Но, как известно, медицина переживает
очередной в своей истории кризис. Так, новации ли это, или один из симптомов
кризиса?
Отметим еще один парадокс. Технологические
достижения при всей очевидной их пользе закрепляют одну из негативных тенденций
Западной культуры - ориентацию надежд человека на внешние средства (приборы,
медикаменты, учреждения и заведения и т.п.), а не на работу над собой. Тем
самым укрепляется невидимый барьер на пути к освоению богатств антропогенной
культуры Древнего Востока.
Г) В науках о человеке преодолевается сциентизм,
полагавший, что наука есть высший и единственно верный способ понимания
человека.
Реабилитируется народная культура.
Например, научными средствами, в том числе экспериментами, фиксируется, что до
30% "целителей", "экстрасенсов", "биоэнерготерапевтов",
претендующих на получение лицензии, действительно проявляют неординарные
способности.
Получают права гражданства научные
исследования аномальных явлений в микро- и макрокосме.
Фундаментализм перестал быть
государственной политикой России в сфере идеологии. Положительный результат на
глазах. Например, в Китае, на родине глубоких учений о человеке и скрупулезно
разработанных техник работы над собой, конец ХХ - го века сопровождался
очередным погромом, на сей раз "секты" "Фалунь Дафа"
("Великий Закон Колеса Будды"). Костры из миллионов книг, тысячи
последователей учения ожидают в тюрьмах "психической реабилитации".
Напротив, в России легализован интерес широких кругов ученых и населения к
культурному наследию Индии, Китая и других цивилизаций Древнего Востока. В ходе
изучения и освоения йоги, цигун, ушу, боевых искусств и т.д. обнаружилась
объективная реальность чакрально-меридиональной системы, наличие рационального
зерна в учении "у-син", в представлениях о "трех обогревателях"
человеческого тела. Эти и другие учения и практики, с одной стороны, получили
подтверждение в исследованиях энергоинформационных структур, с другой стороны,
способствовали и еще будут содействовать развитию указанных исследований.
Одним из суммарных результатов движения
современной науки в указанных выше четырех главных направлениях стало появление
нового междисциплинарного течения.
Общая характеристика этого
междисциплинарного течения была дана доктором технических наук, Президентом
Международной академии эниологических наук Ф.Р. Ханцеверовым в докладе на
консультационном совещании в Государственной Думе Российской Федерации,
сделанном им 2 ноября 1998 г. при обсуждении проекта закона "Об
энергоинформационном благополучии населения". Исходным методологическим принципом заявлено
триединство трех фундаментальных онтологических категорий: материя (или
субстрат, вещество), энергия, информация.
Заметим, что сведение категории
"материя" к понятию "вещество" возвращает к философским
взглядам 150-летней давности. Название знаменитой в Х1Х веке книги немецкого
врача и философа Л.Бюхнера "Stoff und Kraft" , т.е. буквально
"Вещество и сила", было неточно переведено на русский язык как
"Сила и материя". Неточность перевода отразила ограниченность
тогдашнего понимания категории "материя". К сожалению, традиция
довлеет. Например, авторы ряда
материалов, представленных на конгресс
"Энио-99", всякое
невещественное называют "нематериальным". Этим самым открывается
широкая дверь мистике.[4]
Далее в докладе Ф.Р.Ханцеверова предложено
3-4 основания для классификации феноменов: уровни движения материи, явления
экстрасенсорного восприятия и экстрамоторного воздействия, наконец, "те
феномены, к которым наука еще не приблизилась". Предложено различать 6
уровней проявления: антропологический, социальный, биологический,
физико-химический, планетарный, космический. И выделено 3 масштаба явлений:
микро-, макро-, мега-масштаб.
Своевременность и ценность рождения
эниологии не вызывает сомнений. Как уже сказано, она фиксирует реальность и
раскрывает многообразие энергоинформационных структур в натуре и культуре, в
социумах и отдельно взятых личностях. Она уже сейчас дала дорогу необычным и
результативным технологиям.
Ценность эниологического подхода к
изучению человека состоит также в том, что он дает хорошую возможность
преодолеть две методологические крайности. Одна из них -
"социоцентризм" (им сильно "грешила" советская философская
школа). Здесь утверждалось безусловное господство социума над индивидом,
абсолютная автономия культуры и исторических процессов по отношению к земной и
космической природе. Научная и философская литература советского периода только
в 70-80-х годах ушедшего столетия приняла понятия "коэволюция",
"биосоциальный отбор", "биопсихические радикалы явлений внутреннего
мира человека", "принцип природосообразности в обучении и
воспитании" и т.п. Другая - "натурализм", целиком редуцировавшая
дух и душу человека, его культуру и историю к природным процессам.
Констатируя высокую ценность рождения и
развития эниологии, приходится отметить, что в "бочке меда" научной
информации об эниологических феноменах есть своя "ложка дегтя".
Оживают идеи витализма, панпсихизма, метемпсихоза, накатывает "девятый
вал" эзотерики. Рождается неонатурализм в невероятных доселе комбинациях с
неомистицизмом. Создаются компиляции "тайных доктрин", в полном
объеме восстанавливаются старые мистические практики. Многие читатели абсолютно
некритично воспринимают сочинения-мистификации типа "Евангелие эпохи
Водолея", "Евангелие от ессев", а также в своем роде блестящие
творения современных мистиков - К. Кастанеды, Д.Андреева и др.
При этом косвенно, а иногда и напрямую
предполагается, что эниология подтверждает в полном объеме правоту мистиков и
действенность оккультных практик.
На наш взгляд, есть насущная необходимость
квалифицированного аналитического сопоставления мистических учений и практик с
открытиями эниологии, поскольку оба культурных течения (эниология и оккультизм)
притягивают к себе своих последователей жаждой самопознания, стремлением людей
овладеть своими силами, включить в дело 100% своих резервов.
Предлагаемое "дерево гипотез"
выглядит так.
Во-первых, предполагается, что, несмотря
на пестроту эниологических феноменов в сфере человеческой жизни, знания о них
можно синтезировать на едином основании. Этого
требует одно из общеизвестных требований логики - классификация (а
синтез всегда, явно или скрыто,
базируется на классификации), должна строиться на едином основании.
Во-вторых, предлагается выделить раздел
научного знания, который позволил бы упорядочить нынешний хаос информации об эниологических феноменах
человеческого бытия. Есть смысл обозначить этот раздел знания термином
"эниологическая антропология" (ЭА), имея в виду энергоинформационные процессы
и структуры человека, развивающиеся и функционирующие как в его натуре, так и в
его культуре, в его как фило -, так и онтогенезе.
В-третьих, утверждается, что разработка
теории ЭА, а также соответствующих ей
технологий и практик - это один из современных перспективных путей оптимизации
экологии человека.
В четвёртых, для определения места ЭА в
системе наук о человеке (социальная антропология, культурантропология,
политическая антропология и др.) считается целесообразным использовать
полиструктурный подход. Заявленный впервые психологической наукой [5],
он переосмыслен в плане философской онтологии и получил наименование – «реляционная онтология».[6]
С этих позиций, Э.А. выступает системообразующим разделом всего человекознания
только при объяснении эниологических феноменов и только при разработке соответствующих
технологий и практик. За пределами этого проблемного поля она уступает
центральное место той науке о человеке, которой соответствуют процессы, ставшие
предметом исследования, например, политические или социальные.
Становление эниологической антропологии
может оказать существенную помощь наукам о человеке, в частности, медицине.[7]
[1] См. Электромагнитные поля в биосфере. М.Наука. 1984. Т.1 375с., Т.2 326 с.
[2] Баталов А.А. Мистика, поэзия и эниология об энергии «ци»./ Цигун: синтез знаний Востока и Запада на рубеже тысячелетий./ Материалы 1-й международной научно-практической конференции общественных организаций Чжун Юань Цигун.(15-21 января 2001 г.) Екатеринбург.2001.С.16 (Материалы также размещены по адресу www. urmedserv.ru)
[3] Примечание: несомненно, требуется дополнительный анализ понятия «тело», явно обретающего статус общенаучного понятия. Актуальность такого анализа подтверждается хотя бы тем фактом, что изучению человеческой телесности посвящены докторские диссертации философов Л.В.Жарова и В.И.Круткина.
[4] Кстати сказать, очень спорно утверждение о наличии в природе энергий, абсолютно свободных от связи с веществом в каком бы то ни было его состоянии. Ведь даже свет, оказывается, не столь уж отделён от вещества. Положение физики о том, что фотон – это и волна, и одновременно частица, многими воспринимался лишь как условный теоретический постулат. Но сейчас оно получило эффектное экспериментальное подтверждение. Нобелевская премия по физике 2001-года присуждена авторам, открывшим неизвестное науке состояние вещества и получившим его. Это – «Конденсат Бозе-Эйнштейна», то есть свет в жидком состоянии.
[5] Выступление Z. Pietrasinski на ХУ111 международном конгрессе психологов в 1966 г., а также работы Г. П. Щедровицкого последующих лет.
[6] Баталов А.А. О субстанциональности, акциденциальности и природе человека./ Материалы 2-го Российского философского конгресса. Екатеринбург 1999. Т.3, Ч.1. С.62-63
Подробнее в брошюре – Баталов А.А., Шапошников Г.Н. Варварство и цивилизованность – извечные формы экзистенции. Екатеринбург. УГМА. 2001. 60 с. (Материал также размещён по электронному адресу www.urmedserv.ru)
[7] Баталов А.А., Волков Л.Е., Талалаева Г.В. Эниологическая антропология и новейшая модель медицины.// Проблемы и гипотезы. Вып. 3. Екатиеринбург. УГМА. 2001. С.4-10.