Обоснование

К ФИЛОСОФСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ЭНИОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

 

Баталов А.А.

 

 

Общепризнанно, что цивилизация Старого Света, включая Россию, переживает системный кризис. Ученый мир констатирует нарастание реальной угрозы непоправимых нарушений жизнедеятельности биоты и климата планеты, деградации культуры, вырождения индивидов и социумов.

Проповедники разных конфессий, мистически настроенные деятели культуры, а нередко - науки, усматривают в этих угрозах предвестие конца мира и близости Страшного Суда. С позиций же здравого смысла, человечеству грозит не гибель Вселенной, а вероятность такого метаморфоза земного мира, в результате которого человек либо не сможет выжить, либо выродится в мутанта, недостойного имени homo sapiens. "На самом деле конец мира - перманентная реальность. Она постоянно возрождается. Когда рухнула Римская империя - это был конец того мира... Когда происходили все исторические катаклизмы, когда потрясался мир - это был конец... Любая поворотная эпоха - апокалиптическая" (А.Мень "Апокалипсис").

          Гибель существовавших прежде локальных культурных миров - действительный исторический факт. В какой-то степени утешает другой исторический факт: человечество находило способы выхода из самых драматических ситуаций. Правда, никогда прежде человек не подкапывал столь глубоко корни своего земного бытия.

Чтобы остановить опасные для человеческого рода сдвиги в его же деятельности и найти более оптимальные её варианты, наука в каждом из своих разделов движется, на мой взгляд,  по четырем основным направлениям: а) коррекция мировоззренческих установок, б) поиск новых общенаучных понятий, в) создание "высоких" технологий, оперативно использующих экспоненциальный рост научного знания, г) корректное вычленение и применение "рациональных зерен" мистерий, "тайных доктрин", поверий и обрядов.

По отношению к учениям о человеке  это движение выражается в следующем.

А) Антропоцентрическое мировоззрение перерастает в мировоззрение антропокосмическое. (Терминологическая фиксация этого преобразования у разных авторов различна.)

Б) К общенаучным понятиям "вещество" и "сила", которыми главным образом руководствовались ученые с Нового времени до середины ХХ-го века добавились понятия такой же, общенаучной, широты - "энергия" и "информация". С их помощью удалось открыть в жизнедеятельности человеческого существа новый пласт его реальности - энергоинформационные структуры и процессы.

На данный момент почти в 90% научных публикаций характеризуются только физические формы энергии (электромагнитные поля и излучения). Но даже это позволяет описывать неизвестные доселе стороны деятельности организма. Например, открытие излучения биообъектом ультракоротких импульсов (УКИ) позволяет считать, что организмы обитают в своего рода "среде УКИ", имея в то же время по этим параметрам индивидуальное "лицо". Физико-технический подход позволил также выявить далеко не вымышленные негативные воздействия на человека новейших изобретений. В частности, систем в которых используются низкоэнергетические поля и излучения сверхвысокого (СВЧ) и крайне высокого (КВЧ) диапазонов.[1] Теоретические интерпретации этих эмпирически обнаруживаемых явлений во многом гипотетичны и спорны. Но дальнейшие исследования в этом направлении явно плодотворны и они продолжаются.

Вместе с тем, коль скоро понятие "энергия" становится общенаучным понятием, назревает необходимость признать реальность нефизических видов энергии в жизнедеятельности человеческого существа и описать их без уклона в мистику и оккультизм.

Это представляется крайне необходимым, поскольку в настоящее время книжные прилавки буквально завалены сочинениями, в которых, скажем, «энергия ци» то реинфицируется, то персонализируется, то демонологизируется. Выстраиваются натянутые аналогии и за счёт необоснованного расширения понятий  («резонанс», «вибрации», «голограммы» и других понятий, действительно работающих, но только в определённой области) создаётся видимость объяснения.[2]

Неумение реально прирастить знание толкает многих авторов к экспрессивной форме изложения. Писать с заглавных букв, например, – «Великие Законы Природы», «Вибрации Пространства», «Большое Белое Братство» и т.п., как если бы это добавляло какую-то дополнительную информацию. Или использовать в этих же целях  мнимо многозначительные многоточия или восклицательные знаки.

Критическая оценка таких работ нужна не только затем, чтобы выявить совершаемую в них мистификацию информации. Следует напомнить читателям и о том, что экзальтированные  мистические сочинения по-настоящему опасны для некоторых типов людей. В первую очередь, для тех, кто находится по определению замечательного русского психиатра П.Б. Ганнушкина, в «пограничной полосе», то есть между здоровьем и психическим заболеванием.

Наука позволяет подвести самые невероятные открытия современности в области энергетики  под нормальные определения. Возьмём два из них, вероятно, наиболее перспективных.1) Энергия – это количественная мера той или иной формы движения. 2) Энергия – это способность тела производить работу (действие). Оба определения позволяют наращивать конкретное знание, а, следовательно, и с пониманием дела совершенствовать ту или иную технику  работы человека над собой. Первое из них нацеливает на ясную дифференцировку энергий разных процессов – механических, электромагнитных, социальных и т.д. Второе открывает интересный путь дифференцировки видов энергии по другому основанию – по особенностям тел. Таких тел, как плотное, астральное, эфирное, ментальное и др. [3]

Например, наблюдения из практики холотропной и психоделической терапии представили данные, говорящие в пользу наличия трансперсональных переживаний, а также сознания, ассоциированного с внутренней информацией животных, растений, простейших существ и даже неорганических тел. Если это так, то какая энергетика стоит за такими духовными образованиями? Не о ней ли размышляли Аристотель, Ламеттри, Кастанеда и другие очень непохожие один на другого авторы? Не с ней ли связаны некоторые виды психических расстройств?

В) На основе "высоких технологий" энергоинформационного типа за очень короткий срок создано и применяется в клинике и на дому большое количество приборов и систем диагностического и реабилитационного назначения. Это - "АРДК", "Диакомс", "ИМЕДИС-Фолль", "РОФУС 24"; "Камера Райха", "РОФЭС", "СКЭНАР", "СПАС", "Странник", "Цилиндры фараона", "Энион Зорина" и множество других.

Однако, механизм эффективно действующего технического средства порой объяснен либо неполно, либо дискуссионно. Например, на практике используются "генераторы торсионных полей", в то же время многие физики оспаривают само существование полей такого вида.

Нельзя не отметить и другое. Технологические достижения способствовали появлению теоретических новаций. Например, постулируется существование ряда "новых медицин": вибрационная, многомерная, духовная и пр. Но, как известно, медицина переживает очередной в своей истории кризис. Так, новации ли это, или один из симптомов кризиса?

Отметим еще один парадокс. Технологические достижения при всей очевидной их пользе закрепляют одну из негативных тенденций Западной культуры - ориентацию надежд человека на внешние средства (приборы, медикаменты, учреждения и заведения и т.п.), а не на работу над собой. Тем самым укрепляется невидимый барьер на пути к освоению богатств антропогенной культуры Древнего Востока.

Г) В науках о человеке преодолевается сциентизм, полагавший, что наука есть высший и единственно верный способ понимания человека.

Реабилитируется народная культура. Например, научными средствами, в том числе экспериментами, фиксируется, что до 30% "целителей", "экстрасенсов", "биоэнерготерапевтов", претендующих на получение лицензии, действительно проявляют неординарные способности.

Получают права гражданства научные исследования аномальных явлений в микро- и макрокосме.

Фундаментализм перестал быть государственной политикой России в сфере идеологии. Положительный результат на глазах. Например, в Китае, на родине глубоких учений о человеке и скрупулезно разработанных техник работы над собой, конец ХХ - го века сопровождался очередным погромом, на сей раз "секты" "Фалунь Дафа" ("Великий Закон Колеса Будды"). Костры из миллионов книг, тысячи последователей учения ожидают в тюрьмах "психической реабилитации". Напротив, в России легализован интерес широких кругов ученых и населения к культурному наследию Индии, Китая и других цивилизаций Древнего Востока. В ходе изучения и освоения йоги, цигун, ушу, боевых искусств и т.д. обнаружилась объективная реальность чакрально-меридиональной системы, наличие рационального зерна в учении "у-син", в представлениях о "трех обогревателях" человеческого тела. Эти и другие учения и практики, с одной стороны, получили подтверждение в исследованиях энергоинформационных структур, с другой стороны, способствовали и еще будут содействовать развитию указанных исследований.

Одним из суммарных результатов движения современной науки в указанных выше четырех главных направлениях стало появление нового междисциплинарного течения.

Общая характеристика этого междисциплинарного течения была дана доктором технических наук, Президентом Международной академии эниологических наук Ф.Р. Ханцеверовым в докладе на консультационном совещании в Государственной Думе Российской Федерации, сделанном им 2 ноября 1998 г. при обсуждении проекта закона "Об энергоинформационном благополучии населения". Исходным  методологическим принципом заявлено триединство трех фундаментальных онтологических категорий: материя (или субстрат, вещество), энергия, информация.

Заметим, что сведение категории "материя" к понятию "вещество" возвращает к философским взглядам 150-летней давности. Название знаменитой в Х1Х веке книги немецкого врача и философа Л.Бюхнера "Stoff und Kraft" , т.е. буквально "Вещество и сила", было неточно переведено на русский язык как "Сила и материя". Неточность перевода отразила ограниченность тогдашнего понимания категории "материя". К сожалению, традиция довлеет. Например, авторы  ряда материалов, представленных на  конгресс "Энио-99",  всякое невещественное называют "нематериальным". Этим самым открывается широкая дверь мистике.[4]

Далее в докладе Ф.Р.Ханцеверова предложено 3-4 основания для классификации феноменов: уровни движения материи, явления экстрасенсорного восприятия и экстрамоторного воздействия, наконец, "те феномены, к которым наука еще не приблизилась". Предложено различать 6 уровней проявления: антропологический, социальный, биологический, физико-химический, планетарный, космический. И выделено 3 масштаба явлений: микро-, макро-, мега-масштаб.

Своевременность и ценность рождения эниологии не вызывает сомнений. Как уже сказано, она фиксирует реальность и раскрывает многообразие энергоинформационных структур в натуре и культуре, в социумах и отдельно взятых личностях. Она уже сейчас дала дорогу необычным и результативным технологиям.

Ценность эниологического подхода к изучению человека состоит также в том, что он дает хорошую возможность преодолеть две методологические крайности. Одна из них - "социоцентризм" (им сильно "грешила" советская философская школа). Здесь утверждалось безусловное господство социума над индивидом, абсолютная автономия культуры и исторических процессов по отношению к земной и космической природе. Научная и философская литература советского периода только в 70-80-х годах ушедшего столетия приняла понятия "коэволюция", "биосоциальный отбор", "биопсихические радикалы явлений внутреннего мира человека", "принцип природосообразности в обучении и воспитании" и т.п. Другая - "натурализм", целиком редуцировавшая дух и душу человека, его культуру и историю к природным процессам.

Констатируя высокую ценность рождения и развития эниологии, приходится отметить, что в "бочке меда" научной информации об эниологических феноменах есть своя "ложка дегтя". Оживают идеи витализма, панпсихизма, метемпсихоза, накатывает "девятый вал" эзотерики. Рождается неонатурализм в невероятных доселе комбинациях с неомистицизмом. Создаются компиляции "тайных доктрин", в полном объеме восстанавливаются старые мистические практики. Многие читатели абсолютно некритично воспринимают сочинения-мистификации типа "Евангелие эпохи Водолея", "Евангелие от ессев", а также в своем роде блестящие творения современных мистиков - К. Кастанеды, Д.Андреева и др.

          При этом косвенно, а иногда и напрямую предполагается, что эниология подтверждает в полном объеме правоту мистиков и действенность оккультных практик.

          На наш взгляд, есть насущная необходимость квалифицированного аналитического сопоставления мистических учений и практик с открытиями эниологии, поскольку оба культурных течения (эниология и оккультизм) притягивают к себе своих последователей жаждой самопознания, стремлением людей овладеть своими силами, включить в дело 100% своих резервов.

Предлагаемое "дерево гипотез" выглядит так.

Во-первых, предполагается, что, несмотря на пестроту эниологических феноменов в сфере человеческой жизни, знания о них можно синтезировать на едином основании. Этого  требует одно из общеизвестных требований логики - классификация (а синтез всегда, явно или скрыто,  базируется на классификации), должна строиться на едином основании. 

          Во-вторых, предлагается выделить раздел научного знания, который позволил бы упорядочить  нынешний хаос информации об эниологических феноменах человеческого бытия. Есть смысл обозначить этот раздел знания термином "эниологическая антропология" (ЭА), имея в виду энергоинформационные процессы и структуры человека, развивающиеся и функционирующие как в его натуре, так и в его культуре, в его как фило -, так и онтогенезе.

В-третьих, утверждается, что разработка теории ЭА, а также  соответствующих ей технологий и практик - это один из современных перспективных путей оптимизации экологии человека.

В четвёртых, для определения места ЭА в системе наук о человеке (социальная антропология, культурантропология, политическая антропология и др.) считается целесообразным использовать полиструктурный подход. Заявленный впервые психологической наукой [5], он переосмыслен в плане философской онтологии и получил наименование – «реляционная онтология».[6] С этих позиций, Э.А. выступает системообразующим разделом всего человекознания только при объяснении эниологических феноменов и только при разработке соответствующих технологий и практик. За пределами этого проблемного поля она уступает центральное место той науке о человеке, которой соответствуют процессы, ставшие предметом исследования, например, политические или социальные. 

Становление эниологической антропологии может оказать существенную помощь наукам о человеке, в частности, медицине.[7]

 

 

 



[1] См. Электромагнитные поля в биосфере. М.Наука. 1984. Т.1 375с., Т.2 326 с.

[2] Баталов А.А. Мистика, поэзия и эниология об энергии «ци»./ Цигун: синтез знаний Востока и Запада на рубеже тысячелетий./ Материалы 1-й международной научно-практической конференции общественных организаций Чжун Юань Цигун.(15-21 января 2001 г.) Екатеринбург.2001.С.16 (Материалы  также размещены по адресу www. urmedserv.ru)

[3] Примечание: несомненно, требуется дополнительный анализ понятия «тело», явно обретающего статус общенаучного понятия. Актуальность такого анализа подтверждается хотя бы тем фактом, что изучению человеческой телесности посвящены докторские диссертации  философов Л.В.Жарова и В.И.Круткина.

[4] Кстати сказать, очень спорно утверждение о наличии в природе энергий, абсолютно свободных от связи с веществом в каком бы то ни было его состоянии. Ведь даже свет, оказывается, не столь уж отделён от вещества. Положение физики о том, что фотон – это и волна, и одновременно частица, многими воспринимался лишь как условный теоретический постулат. Но сейчас оно получило эффектное экспериментальное подтверждение. Нобелевская премия по физике 2001-года присуждена авторам, открывшим неизвестное науке состояние вещества и получившим его. Это  – «Конденсат Бозе-Эйнштейна», то есть свет в жидком состоянии.

[5] Выступление Z. Pietrasinski на ХУ111 международном конгрессе психологов в 1966 г., а также работы Г. П. Щедровицкого последующих лет.

[6] Баталов А.А. О субстанциональности, акциденциальности и природе человека./ Материалы  2-го Российского философского конгресса.  Екатеринбург 1999. Т.3, Ч.1. С.62-63

Подробнее в брошюре – Баталов А.А., Шапошников Г.Н. Варварство и цивилизованность – извечные формы экзистенции. Екатеринбург. УГМА. 2001. 60 с. (Материал  также размещён по электронному адресу www.urmedserv.ru)

[7] Баталов А.А., Волков Л.Е., Талалаева Г.В. Эниологическая антропология и новейшая модель медицины.// Проблемы и гипотезы. Вып. 3. Екатиеринбург. УГМА. 2001. С.4-10.

Hosted by uCoz