А. А.
БАТАЛОВ, А. В. ЛИРМАН, 3. М. МЕЛЬНИКОВА
Свердловский
медицинский институт
Медицинская
культура населения и ее отношение к профессиональной и народной медицине /
Духовное производство и народная культура. – Сборник научных трудов.
Свердловск.1988. С.103-116.
Медицина
входит в число важнейших компонентов материальной и духовной культуры общества, так
как с момента своего возникновения и по настоящее время она имеет дело с первой
предпосылкой
истории — существованием живых индивидов. В социалистическом обществе ее роль еще
более возрастает, поскольку выдвигаются на передний план вопросы социальной
политики. Так,
на XXVII съезде КПСС указывалось, что советские люди должны в короткие
сроки .почувствовать результаты усилий по решению продовольственной проблемы,
улучшению медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий, охраны окружающей среды и т. д.
Первая
предпосылка истории есть в то же время важнейший элемент естественного основания
культуры. Этим определяется особое место медицины в системе явлений культуры.
Как
специфическая область научного знания и форма практики, медицина
изучает и преобразует биологические результаты взаимодействия между
общественной жизнью людей, с одной стороны, и природой (как внутренней, так и
внешней), с другой стороны.
«... Отношения социального и биологического, в результате которых имеет место
болезнь и здоровье людей, являются ...общей основой,
на необходимости изучения которой возникает медицина» ',. Продолжая эту мысль, надо добавить, что
сами биологиче-
1
Плотников В. И. Медицина как наука и ее отношение к биологии и социологии в системе
научного знания//Методол, пробл. медицины. Свердловск, 1968. С. 101.
ские результаты указанного
выше взаимодействия имеют сложный характер.
Было бы
неверно целиком выносить их за пределы культуры, как это делали .неокантианцы и сторонники «философии
жизни», противопоставлявшие ценности жизни
ценностям .культуры2. Дело в
том, что общественное производство 'создает «вторую природу» не только
во внешней среде. Подобным же образом исторический процесс преобразует природу живых индивидов3. Порожденные историей анатомо-физиологические и
нервно-психические особенности функционирования человеческого организма,
будучи результатом превращения
«первой» природы во «вторую» (превращенными формами), относятся уже не
к ряду естественных, а к ряду культурных
форм. Они «уже .не являются природными предметами в том виде, как эти последние непосредственно даны
в природе»4.
Особо
надо отметить, что указанный метаморфоз захватывает явления жизни не только на
уровне отдельно взятых организмов. Переход биологических наук с
организмо-центричеекого стиля мышления
на популяционно-центричеекий позволил выявить в качестве объективных реальностей формы взаимосвязи индивидов внутри популяции и закономерности развития
популяции как целого. У человека эти жизненные явления (составляющие естественные
предпосылки демографических процессов, деятельности малых социальных групп,
отношений между поколениями, полами и
т. д.) тоже всегда обретают культурную форму. Поскольку же они входят в общую массу биологических результатов
взаимодействия общества и природы,
постольку они тоже подлежат ведению медицины.
Это приводит к появлению медицины спортивной и космической, гигиены школьной и
военной, к распространению эпидемиологического подхода на соматическую и
психическую заболеваемость и пр.
Ввиду того, что все эти явления имеют генетическую связь с естественными процессами, но осуществляются в культурных формах, адекватная оценка их роли в
системе культуры довольно
затруднительна.
Многие
представители домарксистской философии и утопического социализма справедливо давали
негативную оценку порочным
формам развития естественных потребностей человека, порождаемым классово-антагонистическим обществом. Но,
во-первых, эти превращенные (в данном
случае вернее сказать извращенные) формы
принимались ими не за следствие, а за источник социального неравенства,. Во-вторых, будучи пока еще не в
состоянии различить негативные и
позитивные варианты превращения исходной «дикой» формы, эти .мыслители полностью отвергали «вторую»
2 См.:
Риккерт Г. Ценности жизни и культурные
цевности//Логос. 1912—
1913.
Кн. 1—2. С. 5; и др.
3
См.:
Кобылянский В. А. Место
«очеловеченной» природы в
структуре взаимодействия природы и общества//Науч. докл. высш.
школы. Филос.науки.1982. № 3.
4
Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 164.
природу
ради «первой», не тронутой цивилизацией. Это было по сути фетишистское
понимание биологических результатов исторического взаимодействия общества и природы,
ставящее культуру ниже естественной природы человека. В наши дни такое понимание особенно активно
воспроизводится в зарубежной «содиобио-логии», пытающейся и не могущей
теоретически адекватно воспроизвести противоречивый характер «второй природы»
человека на
сверхорганизменном уровне.
Гораздо
реже встречается другая крайность, когда при исследовании места
медицины в системе -культуры природная суть изучаемых ею явлений и они сами по себе
вообще выносятся за ее пределы.
Объектом медицины предлагается считать лишь многосложную детерминацию упомянутых явлений жизни. «... Природные условия существования человека, составляющие
его «неорганическое тело», а также
феномены культуры, определяющие состояние
процесса его воспроизводства и развития как «живого тела», субъекта деятельности, наряду с формами
сознания, отражающими этот процесс,
составляют объект медицинского знания»5 (выделено нами. — Авт.),.
На наш
взгляд, природные формы жизнедеятельности человека постольку, поскольку
они преобразованы историей, следует относить все-таки к культуре. Например, отнюдь не
метафорой служит выражение «физическая культура»: речь идет действительно о культуре, богатой
сложнейшими формами, тесно соединенной с политикой, искусством, нравственностью. Стало
быть, уже объектом и целями
своей деятельности медицина непосредственно включена в систему культуры.
Если же
перейти к формам и средствам достижения этих целей, то медицина
предстанет как одна из древнейших областей культуры. Она составляет обязательный
компонент культуры каждого члена общества, поскольку осуществлять общественное бытие
можно,
разумеется, лишь при условии бытия человека в качестве живого тела, единицы
популяции.
В.
системе общественного разделения труда контроль и коррекция биологических
последствий взаимодействия природы человека с социальными процессами сравнительно быстро приобретает необходимые черты профессии. Медицина, как и каждая
профессия, объединяет в себе род занятий, форму обеспечения существования профессионала,
социотехнический процесс со своеобразным механизмом,
социальный институт, способ отношения человека к миру и к самому себе, наконец, предмет потребности и
способ самоутверждения индивида.
Становление
профессий, видимо, начинается на рубеже варварства и цивилизации, когда общественное
разделение труда дохо-
5
Жаров Л. В. Система медицинского
знания как целостность и элемент культуры: Автореф.
дис. ...канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 1977. С. 9,
дит до отделения города от
деревни6. В каждом отдельном случае профессии начинают становление с обособления занятия по.предмету,
цели, технологии действия и завершают оформление инсти-туциализацией общественных отношений по поводу данного занятия. Профессионализация медицинских знаний прошла
все эти этапы еще ,в древнем мире, но
появление новых специальностей и
изменение характера профессии продолжается и по сей день. Основные
достижения медицинской культуры, несомненно, сегодня создаются в сфере профессиональной медицины.
Но было
бы неверно ограничивать анализ медицинской культуры лишь этой сферой. Прежде всего потому, что
производство медицинской культуры, взятое в целом, содержит не только продуцирование, но и потребление достижений медицины.
Основная же масса потребностей
представлена, естественно, не медиками: поэтому складывающаяся здесь культура
потребления отнюдь не зеркально
отражает уровень развития профессиональной медицины. Во-первых, даже
продуцирование .медицинского знания, в том числе
представлений о практических формах врачевания и схемах образа жизни, вплоть до
настоящего времени не составляют монополию
профессионалов. По настоящее время сохраняется и местами усиливает свое влияние народная медицина, а
рядом с ней самодеятельное врачевание
и парамедицина (медицинский оккультизм),.
При изучении медицинской культуры населения следует в полной мере учитывать и эту разнородность ее
структуры.
Подходя к
ней с точки зрения исторического развития, нужно прежде всего размежеваться с идущей от
А. Тюрго и широко разработанной позитивистами схемой трех стадий культурного
прогресса
— религиозной, спекулятивной и научной (теологической, метафизической,
позитивной). Не вдаваясь в известные историко-философские детали, отметим, что влияние этой схемы далеко
не полностью преодолено в исследованиях по
истории медицины. Схема «лечебная
магия древности, умозрительные построения античной и средневековой
медицины, научная медицина последующих эпох»
привлекает своей простотой и по сей день встречается в литературе. «В Греции, как и повсюду, медицина
развивалась из .магически-религиозной
практики и верований, в частности из атлетики
и гадания. Общественные празднества, развившиеся из родовых праздников, были общей чертой общественной
жизни в греческих
городах-государствах, и в них важную функцию выполняет атлет, в тренировку которого входило
соблюдение диеты, и жрец, приносящий
жертву, который рассматривал внутренности жертвенного животного, чтобы
предсказать будущее», — пишет, например,
Дж. Томсон7. Он добавляет, что научная медицина отсутствовала по причине низкого развития
производительных сил,
6 Такого же мнения
придерживаются авторы из ГДР
(см.: Воhгiпg Ст., Duске
К. Мепsch und Beruf. Вегlin, 1979).
7.
Томсон Дж. Первые философы. М., 1959. С. 288—289.
что
отсутствие даже самых примитивных инструментов не могло быть возмещено
проницательнейшим наблюдением.
Но
действительный прогресс медицинской культуры шел по более сложной схеме. В
частности, первая стадия ее развития отнюдь не сводится к магическим религиозным действиям.
Лечебно-профилактические
мероприятия на первых лорах не выделяются из общего процесса воспроизводства
материальной Ж'изни. В них, конечно, содержатся элементы, впоследствии вырастающие в собственно
культовую практику. Но здесь происходит и другое: формы общения человека с человеком
переносятся на его воздействие с телами природы; формы воздействия на тела природы используются
для воздействия на тело человека. Так, орудия труда становятся первыми медицинскими
инструментами. «... Наиболее древние народно-медицинские инструменты или совсем не отличались от
бытовых, или отличались очень мало» 8. Это же справедливо и в
отношении людей: медицинские функции берут на себя индивиды, по каким-то
причинам начинающие обособляться в зарождающейся системе общественного разделения
труда. Это
могут быть старейшины родов, шаманы, женщины преклонного возраста, отошедшие
от активной трудовой деятельности, позже — кузнецы, ювелиры, цирюльники,
полицейские и т. д.
Неразделимое
единство ростков собственно медицинской культуры и общего процесса производства
жизни на стадии родового и отчасти рабовладельческого общества обнаруживается и в
формах
осознания сути зарождающейся лечебно-профилактической деятельности. Здесь и
обнаруживается внерелигиозный ее характер. В отечественной литературе это было
показано еще дореволюционными
авторами. В частности, Н. Позна.нский, анализируя заговорные формулы, сделал вывод, что первоначально область применения
заговоров была очень широкой, простираясь и на человека, и на природу. Пятичленная формула
(обращение, введение, два члена
сравнения, закрепление) обладала репутацией достаточного и неотразимого средства против соответствующего явления
природы или чужой воли (яри условии, что последняя не располагает еще более сильным заговором). По автору, первоначально сам по себе заговор есть не эпос, не
драма, не лирика, не лечебное
средство, а «примитивное синкретическое творчество», из которого впоследствии дифференцировались
отдельные поэтические виды, тогда как сама формула заговора осталась почти исключительно в сфере врачевания 9.
Н.
Познанский поддержал мнение (Миллер О. Опыт исторического обозрения
русской словесности. СПБ., 1865), что раннему
8 Карнуп А. Я. К вопросу
о наполно-медицинских инструментах эпохи металлов на
территории Латвийской ССР //Из
истории медицины.Рига,1975Вып. 10. С. 34.
9 См.:
Познанский Н. Заговоры: (опыт исследования происхождения и
развития
заговорных формул). Пг., 1917. С. 4, 20, 120 и др.
периоду
возникновения молитвы должен быть предпослан еще более д<ревший период, «орда
молитве предшествовал заговор, когда
не приносились жертвы. Обряд же в эту пору был простым подражанием природе с целью вынудить ее повторить благоприятные
для человека события. Смысл первоначального обряда в первоначальных заговорах—стремление овладеть
природой, а не установить контакт со
сверхъестественным существом. Н. Познан-ский разделяет мнение этнографов, что везде у диких народов колдун постепенно переходит от роли лекаря и
гадателя к роли жреца. Иначе говоря,
медицинская культура не выводится из религиозного
сознания и культовой практики; скорее, наоборот, зарождающаяся религия спекулирует на поисках, находках и ошибках первобытного врачевания. Это мнение тоже
разделяется в исследованиях советского
периода.
Этимологический
анализ древних представлений о сущности и специфике различных форм патологии
подтверждает, что перво-'бъгтные люди понимали заболевания как нечто природное.
Древнему
человеку был доступен в основном один, общий для многих внутренних болезней симптом — чувство
жара. Последний субъективно ощущался больными и был доступен объективной
проверке простым прикладыванием руки к телу
больного. Что же касается болезней с
наружными проявлениями (сыпями, струпьями, опухолями) , то они производили на древнего человека впечатление чего-то растительного, ботанического. «Согласно этому и
корни образования слов, отражающих на библейском языке разные болезни, заимствованы обыкновенно или ш сфер понятий об
огне, или из сферы явлений в растительном
царстве»10. Как бы в продолжение этой традиции и в современной медицине имеются две фиксированные формы слов для обозначения разных болезней:
одна -с окончанием названий на -итис
(заболевания воспалительного характера,
протекающие с повышением температуры), другая-с окончанием на -озис (все остальные 'нозологические единицы). «В
эпоху первобытнообщинного строя единственным видом медицинской помощи была
народная медицина», — говорится в руководстве
по истории медицины". В принципе это верно. Народную медицину характеризовали следующие признаки:
отсутствие лин, специализирующихся на врачевании; подчеркнуто практическая направленность,
(когда ценность .всякого медицинского знания определяется его непосредственной
пользой; безличный и сугубо эмпирический
характер знания, основная формула которого — «говорят, что при А
помогает Б»; само- и взаимопомощь; непосредственная,
через личные .контакты передача опыта 12.
10. Каценельсон Л.
Болезни в Библии и Толмуде//Евр. энциклопедия. Спб., 1911. Т 4. С. 790.
11.
Иотория медицины. М.. 1981. С. 15
12 См.- Щепин О. П.,
Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М., 1983. С. 28.
Народная
медицина не только вела борьбу с болезнями, но и обеспечивала нормальное физическое
развитие детей, здоровый образ жизни взрослых. Конечно, позади нас, говоря словами В. И. Ленина, золотого века не было:
первобытное общество было подвержено
различным болезням, имело высокую детскую смертность, практиковало некоторые небезвредные для здоровья ритуалы. Но первобытный образ жизни шлифовался тысячами
лет, предполагая единство человека с
природой, вовлекал в общественный
труд всех членов общества, включая детей. Он требовал хорошего физического
развития и в какой-то мере обеспечивал его. В этот период народная медицина перерабатывает в культурную форму гигиенических навыков те инстинктивные
привычки ухода за собственным телом и
местом обитания, которые становящийся человек
вынес еще из животного* состояния. Одновременно она накапливает (особенно с появлением скотоводства)
драгоценные наблюдения за поведением
и самолечением животных.
На наш
взгляд, можно согласиться с утверждением о «естественной сущности
народной медицины»13. Только «естественность» здесь надо понимать как стихийность
формирования медицинской культуры в недрах
производства материальной жизни, бессознательное следование этой
медицины нуждам и природным возможностям
человеческого тела, как ориентацию ее на гигиенические и лечебные средства, предоставляемые почти в
готовом виде средой обитания.
Народная
медицина действительно господствует в родовом обществе. Но уже на поздних его стадиях
это положение постепенно меняется; появляются, как их назвали английские
этнографы прошлого столетия,
«люди медицины», осуществляющие одновременно
лечебную и культовую практику. Можно согласиться с утверждением: «Знахарство в ранний период развития общества представляет собой форму становления разделения
труда, перехода к профессиональной
медицинской деятельности»м. Уже с появлением знахарей на
поздних этапах родового строя народная медицина
перестает быть единственной формой охраны здоровья.
Важно
подчеркнуть нетождественность возникновения профессиональной и научной медицины. Вообще
профессионализация занятий далеко не изначально переводит ту или иную сферу
материальной или духовной культуры «на
научные рельсы». Например, в производстве вещного богатства сотни
профессий вошли в непосредственный контакт с наукой только в ходе промышленной
революции XVIIIв. Донаучный характер многих ремесел не мешал им быть профессиями в
точном смысле этого слова на протяжени-и десятков столетий. Равным образом
профессиональная медицина
13
Джервис Д. С. Мед и другие естественные средства. Апимопдия. 1981. С. 10. (Эта книга
американского врача в США выхолила под названием «Народная медицина». Переведена в
Бухаресте на русский и румынский языки).
14.
Щепин О П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. С. 29.
отнюдь не
сразу представляет собой научно обоснованную культуру.
Вначале
совершается обособление группы людей, занимающихся врачеванием, формирование внутри этой группы и вне ее (с
пациентами и социальными институтами)
специфических отношений по поводу охраны здоровья. Здесь же происходит
становление профессионального самосознания,
фиксируемого в виде клятв, кодексов и
др. Наряду с этим создаются особые орудия и средства, знания и умения.
При этом в самой
профессиональной культуре явственно обнаруживаются
следы религиозно-мистических представлений о сущности здоровья и болезни, об источнике особых умений врача. Начинается упорная борьба материализма и идеализма
в объяснении патологических явлений.
Нередко- врача представляют «посвященным», осененным благодатью особых
божеств, а врачевание изображается
своеобразной мистерией. Недаром даже знаменитая клятва Гиппократа заканчивается обращением к Аполлону и Эскулапу,
Гигее и Панацее. Переплетение лечебного действия с магически-мифическим
подтекстом запечатлено и в ^памятниках художественного
творчества. Такова экспонируемая в Эрмитаже знаменитая ваза скифского золота, на которой изображены двое скифов в четырех следующих друг за другом сценах
(натягивание лука, перевязка раны и т.
д.). Современники создателя этой вазы замечали на ее поверхности не только
бытовые сцены; они видели здесь
потомков Геракла, пытающихся совладать с луком своего могучего предка.
Зародившаяся
профессиональная медицина быстро приобретает классовый характер, что создает немало
трудностей для ее развития.
Свободные врачи имели практику среди свободных и состоятельных граждан, у них
было больше возможностей для совершенствования
своего искусства. Рабы, демос и плебеи лечились у несвободных либо у знахарей и повивальных бабок; условия для развития медицинской культуры были,
естественно, гораздо хуже.
По своему
содержанию профессиональное врачевание вначале очень немногим превосходит
народную медицину. Довлеет простейшее эмпирическое знание, теоретические догадки не
связаны с
экспериментом и почти не имеют выхода в практику. По этой причине в
профессиональной врачебной среде развивается эмпиризм как осознанное
неприятие любой теоретической схемы. Античные эмпирики ядовито замечали, что
догматики (.медики, склонные к теоретизированию), например, придерживаются
четырех
разных теорий пищеварения, но на практике лечат расстройства системы
пищеварения одинаково. Отсюда делается вывод о бесполезности теорий, так как они либо
повторяют известное из опыта, либо противоречат опыту, что вообще неприемлемо 15.
15. См.:
Цельс А. К. О медицине. М„ 1959. С. 16-17
Развитие
профессиональной медицины в классовом обществе вовлекло ее в сферу товарно-денежных отношений со всеми
негативными сторонами последних — погоней
за наживой, конкуренцией, обманом.
При отсутствии достоверных представлений у врачей об этиологии и патогенезе заболеваний, в условиях, когда пациенты становятся жертвами врачей, продающих
простейшие лекарства за баснословные
суммы, когда врачи берутся лечить заведо!мо неизлечимых больных ради
обирания их родственников, нарастает
открытое недоверие общества к профессиональной медицине. Уже Катон Старший
(неустанно повторявший: «А еще я утверждаю,
что Карфаген должен быть разрушен») настойчиво призвал римлян отказаться от услуг «прохвостов-врачей» и вернуться к патриархальным порядкам, когда глава
семейства собственноручно пользовал
больных домочадцев. Двести лет спустя, как
бы следуя этому призыву, Плиний Старший включает в одну из 37 книг своей «Естественной истории» свод
конкретных лечебных советов.
«Медицина Плиния», указывает сам автор, написана из желания спасти граждан Рима
от обманов врачей 1ь.
Характерно,
что Плиний сознательно возвращается к чисто эмпирической форме медицины, т. е. к ее
первоначальной народной форме. Его тексты по существу полностью исключают
описания клиники, этиологии
и патогенеза болезней и имеют следующий вид:
«Я считаю, что даже безнадежного чахоточного можно вылечить следующим
образом...», «холера—тяжелая и опасная болезнь кишечника, при которой удивительно помогает средство, описанное ниже...», «больной засыпает, если...». На месте
многоточий у Плиния даны конкретные
рекомендации. В них, как и в первобытной медицине, порой содержится изрядная
доля магии. Например, для лечения, видимо, одной из форм малярии античный
ученый советует: «На чистой бумаге
пишут: «Уходи от упомянутого Гайя Сейя
трехдневная лихорадка, Соломон следует за тобой». Больной должен носить эту бумагу, привязав к правому плечу.
Затем пусть он привяжет хлеб с солью
ниткой к полотняному платку, обвяжет ниткой
вокруг дерева и клянется трижды хлебом и солью. «Завтра ко мне должны прийти гости, примите их», — так он
должен сказать три раза» п.
И эти советы даются почти через 400 лет после Гиппократа!
Противоречивые
отношения между профессиональной и народной медициной резко выразились не
только в сфере борьбы с недугами, но и в деле обеспечения здорового образа жизни.
Разделение
труда, дошедшее до отделения умственного труда от физического и до появления
паразитирующих классов, лишило многих людей нужной физической нагрузки. К тому же
часть населения
16
См.: Медицина в
памятниках латинской и греческой литературы. М., 1966. С. 16.
17. Там
же. С. 32. 36, 56, 58.
утрачивает
общественно-полезное содержание своей жизнедеятельности. В Риме периода разложения
империи патриции страдают от
всяческих «изысков» и излишеств, толпы черни живут по принципу «хлеба и
зрелищ!». Немудрено, что уже античные врачи сознают:
«...слабым — .и к их числу принадлежит большая часть горожан и почти все
занимающиеся науками — необходимо более тщательное наблюдение за своим
здоровьем» 18Г
В
рабовладельческом обществе для господствующих классов своеобразную замену труда
составили военное дело и спорт, разделяемые в эту эпоху, конечно же, очень условно. У греков еще в догомеровский период появляются комплексы
атлетических упражнений для молодежи. Интересно, что для детей гимнастика
соединялась с орхестикой, включавшей в себя имитационные танцы, упражнения в
мимике, представления душевных переживаний и подражание всему окружающему. Такие упражнения давали не только физическую, но и в известной мире
психическую подготовку. Элементы последней, как известно, еще успешнее
находила медицина древнего Востока.
В Греции
учителя гимнастики и врачи долгое время не были связаны друг с другом, идея
профессионального врачебного контроля физической культуры по-настоящему звучит
лишь у Аристотеля. Позже средневековое рыцарство воспринимает идеал культуры тела из
античности, а также от древнегерманских племен. Оно ставит систему постоянных физических упражнений на
первое место как в мирное, так и в военное
время. Таковы 7 «благородных»
пристрастий дворянства: верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование,
охота, далее шахматы, стихосложение, плюс к ним куртуазное обхождение.
Обеспечение
здорового образа жизни стало проблемой именно для людей, отделенных от труда.
Напротив, труд, если не умственный и не ремесленный, то по крайней мере
земледельческий обеспечивал важнейшие предпосылки сохранения здоровья и
требовал сохранения
драгоценного опыта народной медицинской культуры. С. Е. Советов
напоминает: случаи смерти от вшивости наблюдались даже в королевских семьях,
французский король до XVIII в. «умывался мокрым
полотенцем»; а «Домострой» уже в XVI в. письменно фиксирует,
что при дойке коровы обмывают и вытирают вымя, моют руки и т. п.19.
Сложность
отношений профессиональной и народной медицины по мере развития антагонистического
общества не уменьшается. Это вызвано многими причинами. В частности, тем, что
частнопрактикующий
профессионал стремится обслуживать состоятельных пациентов, а не простонародье. Его
ближайшей целью зачастую оказывается не излечение больного, а достижение
корпора-
18 Цельс
А. К. О медицине. С. 27.
'9
См.: Советов С. Е. Очерки по
истории гигиены детства с
древнейших времен до конца XVIII столетия. М., 1960.
тивного
или личного интереса, Вспомним, например, что Людовик XVIII только за 1 год
перепробовал 215 настоек, 212 других лечебных средств, перенес 47 кровопусканий. Этот исторический факт демонстрирует, с одной стороны, направленность
профессиональной медицины, с другой
стороны, сугубо эмпирический ее характер. К. тому же, вопреки тяготению
большинства представителей медицины к материализму, в ней сохраняются
антинаучные представления в виде витализма,
умозрительных принципов терапии вроде
«лечить подобное — подобным, противное — противным». Неудивительно, что народ более доверял здравому
смыслу и веками проверенным
средствам, нежели «господской» медицине.
Промышленный
переворот XVIII в., стимулировавший
развитие многих
наук, революционизировал и профессиональную медицину. Диагностика и лечение
заболеваний, гигиена во всех ее разделах (промышленная, военная, школьная и
др.) приобретают подлинно научный характер, постепенно избавляясь от «ползучего»
эмпиризма
и фантазирующего умозрения.
Современная
НТР, продолжая этот переворот, делает неизбежной индустриализацию «производства
здоровья», когда концентрация медицинских кадров соединяется с техническим
переоснащением здравоохранения. В мануфактуре исходной точкой переворота в способе производства служит рабочая
сила, в крупной промышленности—средство
труда20. Эта общая тенденция развития технологии неизбежно выходит за рамки производства вещей и заявляет о себе во всех областях производства
человеческой жизни.
Капиталистическая
«индустрия здоровья» отличается установкой на прибыль, на хищническую эксплуатацию природы человека. Необходимым для медицинского бизнеса (как и на
первых стадиях развития капитализма)
остается нездоровый образ жизни. С
.развертыванием индустриализации медицинская культура населения приобретает типичные недостатки массовой
культуры. Это— подчинение индивида
рекламе фармацевтических и других медицинских
фир.м, бесконтрольное распространение в обществе непроверенной медицинской информации, расцвет
знахарства, оккультных методов, в
особенности восточной мистики21. Справедливо замечено, что обращение людей к парамедицине может
иметь некоторое объективное
основание, именно, в том, что даже современная медицина в тех или иных случаях пока еще бессильна2'2.
Однако бурное распространение
парамедицины в современном буржуазном
обществе объясняется, конечно, классовыми причинами.
Социалистическое
общество стремится развить профессиональную медицину в настоящую индустрию здоровья,
вместе с тем
20.См.:Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.
21. См.:Медицинский
оккультизм: (Парамедицина)/Пер. с нем.
М., 1971.
22.
См.:Щепин О, П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. С.31
сохранить
и использовать наследие народной медицины, повысить уровень медицинской
культуры широких масс. На этом пути достигнуты результаты, которые едва ли не ярче
всех других завоеваний социализма говорят о его превосходстве над
капитализмом; Достаточно вспомнить конституционное .право советского человека на охрану здоровья,
гарантированное единой системой больниц; поликлиник, служб скорой помощи, санаториев и
др,. Сегодня уже поставлена задача всеобщей диспансеризации, т. е. охвата всего
населения постоянным медицинским контролем.
Но
становление «индустрии здоровья» и при социализме совершается не без
проблем. Технизация медицины поставила между врачом и пациентом аппаратуру, успехи
фармацевтической промышленности сопровождаются возникновением «лекарственных»
болезней,
рост потребностей широких масс населения пока еще обгоняет развитие
медицинской науки и материальной базы здравоохранения. В этих условиях поразительные
достижения современной профессиональной медицины нередко воспринимаются ка!К нечто само собою
разумеющееся, и наоборот, отсутствие эффективных средств против некоторых
нозологических форм и встречающиеся порой врачебные ошибки служат пищей для скоропалительных
скептических суждений.
Следует
подчеркнуть, что повсеместное обеспечение здорового образа жизни в наши
дни возможно только на основе достижений медицинской науки. Эмпирически найденные
народной медициной лечебные средства и гигиенические приемы в основной массе изучены наукой и уже
стали неотъемлемой частью медицинской культуры (травы, бани, массаж и пр.),. Часть ее
находок «повторилась» в самостоятельных открытиях науки (применение плесени для лечения ран—открытие пенициллина,
употребление в пищу сырых свиных желудков при
малокровии — открытие витамина В12
и т. п.). Объяснен лечебный эффект многих загадочных средств. (Например, иглоукалывание не
перераспределяет мифическую
жизненную энергию по таинственным системам организма. Оно стимулирует синтез знкефалинов (веществ,
снимающих боль) и работу в нервном
волокне функционального механизма, условно названного «воротами»). В то же время 'научный анализ окончательно подтвердил нейтральность, а то и вред ряда
средств, рекомендованных «народными
врачами»23. В наши дни было бы преступлением подражать далеким предкам в борьбе с чумой, оспой и другими инфекциями, могущими опустошить целые
континенты, в лечении острого
аппендицита, пневмонии, психических заболеваний и т. д.
Но это не
значит, что сегодня медицинская культура составляет сферу только профессиональной
деятельности. При социализме дело обстоит по-другому: «По мере развития
социалистического
23 См.: Жукова Е.
Народная мудрость. Владимир, 1960;
Федоров И, И. Очерки по
народной китайской медицине.- М., 1960; и др,
государства и перехода к
коммунистическому обществу роль общественности в медикосанитарном обслуживании
'населения будет возрастать»24.
Нужна высокая активность всех профессиональных и возрастных групп в деле
воплощения медицинских знаний в при-выч'КИ,
повседневные поступки человека, нормы деятельности трудовых
коллективов, учреждений25. Оздоровление морально-психологического климата в малых социальных группах,
борьбу с такими вредными привычками,
как курение, пьянство, невозможно осуществить
силами одной медицинской интеллигенции.
Непрофессиональная
активность в сфере медицинской культуры необходимо ведет к воспроизведению на новом,
более высоком уровне черт народной медицины. Происходит не только использование научно
переосмысленного народного опыта. «Повторяется» и характер деятельности. В частности, непосредственной
опорой активности служит не само знание
(этиологии, патогенеза, механизма действия лекарств, физиологических
основ психических состояний и пр.), а
доверие (но уже не магической формуле, а врачу как представителю науки).
Делается акцент на практические выводы,
а не на их обоснование (этим занимается профессионал). В распространении
лечебных и гигиенических советов участвует общественное
мнение, их корректирует обыденный опыт, условия жизни. Таким образом, развитие современной медицинской культуры населения необходимо содержит в себе элемент
«как бы возврата» к формам народной
медицины, но уже не на донаучной. а, если
можно так выразиться, на «постнаучной» стадии, т. е. на стадии внедрения в повседневную жизнь достижений
как самой медицинской науки, так и
переосмысленного ею народного опыта прошлых
веков.
Наряду с
этим общественность и медицинская интеллигенция, борясь за повсеместное утверждение
здорового образа жизни, не обходят вниманием и те приемы лечения и физического
совершенствования,
которые пока еще не получили ясного научного освещения, не прошли
необходимой проверки в клинике и лабораториях спортивной медицины. Так, толыко
за последние несколько лет в печати широко- обсуждалась информация о лечебном
голодании,
сыроедении, иглотерапии, восточных методиках аутогенной тренировки и
дыхания, траволечении, тибетской медицине, «филиппинской хирургии», хиропрактике и т. д.
В обзоре дискуссий о
наиболее спорных методах лечения и сохранения здоровья «Литературная газета» справедливо отметила: «Органы здравоохранения, Советы народных депутатов,
общественность, печать, наконец, многое делают для улучшения медицинского
обслуживания, но всегда, наверное,
сохранится также интерес к еще неопро-
24Левит М. М. Становление общественной медицины в
России. М., 1974.
С. 14.
25Именно так ставится
вопрос в Постановлении ЦК КПСС (1985 г.) об
усилении
борьбы с пьянством и алкоголизмом,
бованным
методам лечения и людям, овладевшим в той или иной мере индивидуальными
способами врачевания. Этот интерес не погасить ничем. Он естествен, а потому
неистребим»26.
Освоение этих малоизученных
приемов осуществляется не без противоречий.
Среди них немалое значение принадлежит следующему. В сфере медицины, как и во всякой другой области познания и практики, счастливые находки могут быть
сделаны не только профессионалами, но
и любителями. Достаточно вспомнить, например,
опыт семьи Никитиных по физическому закаливанию детей. Однако в отличие от технического, художественного и иного самодеятельного творчества любительская лечебная
деятельность запрещена статьей
Уголовного .кодекса. По этой причине те знания и умения, которые могли бы действительно принести пользу, по были найдены не представителями профессиональной
медицины, порой имеют трудную судьбу. Все же это не умаляет значимости запрета на самостоятельное врачевание, поскольку
оно, с одной стороны, нередко имеет
явные черты неосознанного эксперимента па человеке (часто на самом себе), с
другой стороны, зачастую граничит с шарлатанством или даже мошенничеством.
Определить
наличие или отсутствие элементов подлинно народной медицины в тех или иных приемах,
как показало изучение, скажем, деятельности «филиппинских хирургов», «корректоров
биополя»,
«экстрасенсов» и др., не всегда просто. Но не вызывает . сомнения необходимость
непредвзятой научной оценки, а при необходимости и клинической проверки
циркулирующих в обществе непрофессиональных медицинских рекомендаций, практикуемых
в
соответствии с ними методов лечения и санации. С учетом этого Президиум АМН СССР
принял решение об организации в г. Томске специальной клиники для изучения
народных лечебных приемов и средств.
Медицинская
культура становится подлинно народной на основе тесного союза общественности и
врачебной интеллигенции. Укрепляя этот союз, нужно усиливать борьбу с живучими
элементами знахарства и
мистицизма, подделывающимися под народную медицину,
а также с псевдонаучной деятельностью дилетантов.
При
этом следует учитывать, что в современной медицине .происходит «переоценка ценностей»!: на первое
место выдвигается задача не восстановления утраченного здоровья, а постоянного
его сохранения. Растет интерес всех групп
населения к вопросам режима труда и
отдыха, рационального питания, к занятиям физкультурой и спортом. И уже на этот материал переносятся сложные
отношения между медицинской наукой, народной медициной и парамедициной.
26
Удальцов А. Аномальные явления: (объяснение с читателем по
поводу «Таинственных феноменов»)//Лит. газ. 1985. № 10. С. 12.