О КОСМИЧЕСКИХ
ДЕТЕРМИНАНТАХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Баталов А.А. УГМА.
Волков Л.Е. Центр «Оптимальное развитие личности». г. Екатеринбург.// Проблемы и гипотезы.- вып. 2. Екатеринбург УГМА 1999
Можно долго и интересно дискутировать о том, что именно лежит в основе собственно человеческого бытия – разум, инстинкт, вера, труд, игра, и т.д., и т.п. Но никто не станет оспаривать, что процессы выбора рода занятий и последующей адаптации человека к ним играют колоссальную роль и в судьбе личности, и в жизни малых и больших социальных общностей.
Для иллюстрации этой значимости достаточно, может быть, одной цифры. Некоторые исследования показали, что до 65% школьников, поступающих в вузы, совершают выбор будущей профессии на основе псевдомотивации ( Рогачёва Т.В. 1991) В связи с этими данными есть смысл вспомнить, что проводившиеся ещё в конце 80-х годов в СГМИ (УГМА) опросы старшекурсников об их отношении к будущей врачебной деятельности отчетливо фиксировали охлаждение к ней, возрастающее у них по мере движения от первого курса к последнему. Истоки этой тенденции теперь более понятны. Нетрудно догадаться также, какие последствия будет иметь подобное разочарование для самого специалиста, для его клиентов (пациентов), для его страны.
Какие факторы влияют на формирование подлинной мотивации?
Отечественные и зарубежные исследования ищут ответы на этот вопрос чаще всего в двух областях знания – в социологии и в генетике. Исследования социальной обусловленности такой мотивации дали как за рубежом, так и в нашей стране немало превосходных результатов. Попытки же выявить генетическую предрасположенность к определённым видам занятий остаются по сей день малопродуктивными, хотя наличие такой предрасположенности не исключено.
Следует ли оставаться в пределах этих двух отраслей науки или можно расширить зону поиска? Нельзя ли, например, подумать о возможности действия факторов внеземного происхождения?
В конце Х1Х века произошло событие, потрясшее современников и оказавшее огромное влияние на последующее развитие науки и культуры: Генрих Шлиман нашёл останки легендарной Трои, сведения о которой единодушно считались чистейшей воды вымыслом и продуктом поэтической фантазии Гомера. После этого скептическое и ироническое отношение учёных к мифам и эзотерическим текстам стало вытесняться осторожной, объективной исследовательской установкой.
В частности, это проявилось в смене отношений к астрологии, которая много тысяч лет изучала и установила определенные связи движений небесных тел с событиями в человеческой жизни.
Так, например, академик В.С.Стёпин, возглавляющий сейчас институт философии РАН, учёный, создавший ряд прекрасных работ по теории развития научного знания и нимало не склонный к мистике, в одном из интервью указал на рациональное зерно восточного и западного гороскопов. По его мнению, здесь в эзотерической форме наши предки сумели зафиксировать циклы солнечной активности.
Сегодня уже ни у кого не вызывают
решительного неприятия сведения о влиянии солнечных пятен на частоту земных магнитных бурь,
продолжительность гроз, миграцию рыб, урожаи зерновых и т.д.
Как известно, замечательные работы А.Л.Чижевского о связи природных и социальных процессов с ритмами солнечной активности заложили прочный фундамент двух новых направлений в науке. Одно из них А.Л.Чижевский назвал гелиобиологией, другое – историометрией.
Продолжая
изучать земные последствия изменений активности Солнца, исследователь В. Храпов
проанализировал большой массив информации об одарённых людях, добившихся
известности в киноискусстве и в спорте. Он «разбросал» по годам рождения 3 200
кинорежиссёров, кинозвёзд, сценаристов, операторов и композиторов, указанных в
энциклопедическом словаре «Кино», и 4 800 призёров и чемпионов Олимпийских игр. Обнаружилась следующая закономерность:
через каждые 5-6 лет, то есть, в
районах минимумов и максимумов солнечной активности (индексы активности
соответственно 10 единиц и 190 единиц)
число одарённых людей начинало возрастать и превосходить средний уровень. По
гипотезе В. Храпова, эта же динамика деятельности Солнца служит одной из
причин существенных различий между школьниками разных наборов, а также между абитуриентами (далее -
студентами) разных лет набора.
По астрономическим масштабам Солнце – очень близкое к Земле космическое тело, поэтому его влияние обнаруживается без больших затруднений.
Действуют ли на жизнь Земли далёкие космические тела?
Профессор Ю. Сафронов (1995,1997 г.г.) выдвинул гипотезу о существовании доходящего до нашей планеты «диапирового» излучения звёзд. Ничтожно малое по интенсивности, оно не регистрируется приборами. Однако, рассудил автор гипотезы, пусть это – крайне слабое излучение, но оно воздействует на Землю уже миллиарды лет; значит, должны остаться какие-то следы. Блестящее подтверждение этому нашлось на стыке астрономии и ботаники. Расчёты показали, что при движении по своим орбитам планеты солнечной системы на протяжении всего существования Земли по очень сложной, но повторяющейся траектории периодически экранируют часть земной поверхности от этого излучения. А такое экранирование должно было бы создать региональные различия флоры. И действительно: ботаники различают «палеотропическую» и «неотропическую» растительность, а граница между их зонами, как сейчас стало понятно, связана как раз с этой траекторией. Она проходит не по давно известным солнечным тропикам (23, 5 градуса южной и северной широт), а по «диапировым» тропикам – 31 градус той и другой широты.
Итак, далёкие космические объекты тоже влияют на жизнь Земли. Сравнительные геометрические размеры человека и любого крупного объекта Солнечной системы несоизмеримы – как сопоставить «мыслящую» клетку и гору. Планеты, вращаясь по определенным областям Пространства, активизируют рассеянные и протекающие информацию и энергию, распространяя определенные вибрацию во все стороны.
Можно ли найти следы таких слабых воздействий в процессах профориентации?
Много тысяч лет место современной психологии занимала астрология, в которой достаточно подробно исследованы и описаны психотипы, названные знаками Зодиака. Принципиальное отличие астрологии от психологии в том, что она рассматривает человека во взаимосвязи с внешним миром. Современные классические астрологи в большинстве своем используют астрологические методики прошлого для предсказания будущего того или иного клиента, стараясь перевести потенциальные вероятности событий в конкретные действия человека. Этим, на наш взгляд, они наносят вред настоящему значению астрологии – определению системных потенциалов человека для их развития.
Но может быть, всё-таки можно исследовать интересующий нас вопрос, не отклоняясь от эталонов научности?
Нами предпринято
пилотное исследование на предмет
обнаружения возможной связи дат рождения
людей, ставших впоследствии
философами, с какими-либо космическими циклами. Методом периодической
выборки из словаря «Философы России
Х1Х-ХХ столетий» отобрано 120 философов (из 862).
В поле
зрения настоящего исследования использовались следующие данные:
-
имя,
фамилия, отчество философа;
-
пол;
-
научный
статус;
-
социальная
роль;
-
базовое
образование;
-
научные
интересы;
-
образовательное
учреждение, которое окончил философ;
-
число,
месяц и год рождения;
-
место
рождения;
-
западный
знак зодиака и его ведущая планета;
-
ведущая
планета года рождения;
-
энергопотенциал
года рождения;
-
ведущая
стихия 9-летнего периода рождения;
-
ведущая
планета 36-летнего периода рождения.
Распределение календаря на 36 и 9 – ти летние
периоды приведены в таблице №1.
Таблица №1
( Примечание: 9 и 36-летние периоды начинаются 21 марта.)
Продолжительные (36 и 9 летние) периоды движения планет
оказывают влияние на такие групповые характеристики поколений, как способы
познания мира, личностные и социальные приоритеты, способы восприятия и анализа
информации, методы принятия решений, манеры общения и многое другое. Наиболее ярким примером, подтверждающим
правомерность такого деления на группы, можно считать поколение родившееся в
период активности Марса (73 человека). К групповым психологическим
характеристикам этого поколения можно отнести: постоянную воинственность и
агрессивность, деление всех на «свои и чужие», борьбу за что-либо или с
чем-либо, определенные конституциональные признаки – рубленое лицо
воинственного мужского типа, мускулистое сложение, жесткие эмоциональные
реакции, сентиментальность, любовь к маршам и военному времени и т.д. Внутри 36
летнего периода прослеживаются 9 летние, которые допустимо связать с важными
акцентами человеческой деятельности, представленным в таблице №2. Каждый тип
стихии или планеты придает определенную окраску поведению личности в жизни.
Факторы, исследуемые в настоящей статье оказывают важное, но не единственное
влияние на жизнь человека. К опущенным факторам можно отнести территории
обучения и работы философа, наследственные личностные (семейные) и социальные
данные, особенности национальной культуры, индивидуальные натальные карты
(гороскопы рождения) и многое другое. Вибрации планет, о которых говорилось
выше, предоставляют индивидууму возможность использовать свои сильные стороны и
развивать слабые, но не являются единственно определяющими.
Общие психологические характеристики влияния стихий и планет:
Таблица №2
Наименование
|
Психологические
аспекты проявления |
Психологические черты
|
Стихии
|
Стихии |
личности |
Воздух
|
Духовность |
Идеи (Системное и структурное мышление) |
Огонь |
Мышление |
Мысли (Конкретное логическое или образное мышление) |
Вода |
Эмоции |
Социально – эмоциональный мир личности |
Земля |
Инстинкты |
Волевые и инстинктивные характеристики личности |
|
|
|
Планеты
|
Психологические
аспекты планеты |
Психологические
черты личности |
Солнце
|
Мужской инстинктивный принцип |
Лидерство, максимальное достижение, |
Луна |
Женский инстинктивный принцип |
Впечатлительность, социально – эмоциональные проблемы |
Меркурий |
Подвижность, бесполость |
Предприимчивость, прагматическая наука, |
Марс |
Мужской тип действия |
Воинственность, активность, агрессивность |
Венера |
Женский тип действия |
Женственность, семья, секс, деньги |
Юпитер |
Женский тип мышления |
Власть, авторитет, закон, социальные приоритеты, добро |
Сатурн |
Мужской тип мышления |
Интеллект, социальные проблемы, зло |
Распределение групп
персоналий по периодам активности
планет и стихий
Таблица №3
|
Планета |
Солнце |
Сатурн |
Венера |
Юпитер |
Меркурий |
Марс |
Луна |
|
Стихия |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
Воздух |
1 |
|
|
1 |
5 |
5 |
6(1) |
10(1) |
27(2) |
Огонь |
2 |
|
|
2 |
2 |
5 |
18(2) |
3(3) |
30(5) |
Вода |
3 |
1 |
|
|
2 |
|
24(5) |
|
27(5) |
Земля |
4 |
|
1 |
2 |
3 |
6 |
24(3) |
|
36(3) |
|
Всего |
1 |
1 |
5 |
12 |
16 |
72(11) |
13(4) |
120(15) |
(В скобках указано количество женщин.)
Интерпретировать результаты даже пилотного исследования по такой тематике очень и очень непросто.
В состав выборки вошли 105 мужчин и 15 женщин. Бросается в глаза появление с 1908 года философов – женщин, и, что особенно интересно, нарастание их количества в философской среде (период Марса – 15,3%, период Луны –31%). До революции женщин не принимали в высшие учебные заведения, так, что это определенное достижение женской эмансипации.
Предварительный анализ таблицы №3, что 60% выборки (72 человека) составляют философы, родившиеся в период Марса (1908 –1944). Группы философов, родившихся до периода Марса, мы объединили в общую группу (36 человек). Для исследования мы разделили всех респондентов на три группы до 1908 (36 человека), период Марса (1908 – 1944 гг) – 72 человека, период Луны –13 человек.
Нами была использована группировка философов по следующим социальным ролям: идеолог, организатор, ученый, преподаватель. Градация достаточно условная, т.к. многие философы совмещают, например преподавательскую, организационную и научную деятельность. К идеологам мы отнесли ученых создавших новые направления в науке, к организаторам – директоров высших учебных и научно-исследовательских институтов, к ученым – специалистов, не занимающихся преподавательской деятельностью. В числе идеологов (12 человек) представлены – Радищев и Огарев, Сеченов и Гурджиев, Андрей Белый и Налимов. Характерно, что все идеологи родились до революции.
Самое взвешенное соотношение философов в первой группе (11 идеологов, 7 ученых, 5 организаторов, 13 преподавателей), иной состав во второй группе (2 идеолога, 19 ученых, 5 организаторов и 46 преподавателей) и в третьей группе (нет идеологов, 9 ученых, 1 организатор и 3 преподавателя).
Наличие большой группы Марса не утверждает, что Марс и есть самая сильная планета для философов. Прежде чем считать это бесспорным, надо теоретически «рассчитаться» с другими факторами. Кто-то обязательно напомнит, что первая половина ХХ века для нашей страны - это эпоха быстрого развития образования и науки, а, следовательно, и потребности общества в философах. Другие справедливо возразят, что это одновременно - период подавления свободы философствования, изгнания и физического истребления философов. Третьи зададутся небезынтересным вопросом: не гасили ли одна другую эти две противоположные социальные тенденции, и не оказался ли вследствие этого космический фактор по имени « период планеты Марс» весомым фактором профориентации будущих философов?
Наблюдается почти постоянное число философов (5-6) с врожденной склонностью системных исследований (стихия воздуха) в дореволюционные периоды и значительное нарастание количества специалистов земной группы стихий (вода – земля) в период Марса (67%). Скорее всего, это указывает на потребность теоретического обоснования материалистического мировоззрения, что привлекло определенные психотипы ученых и руководителей.
Каждый год рождения имеет собственный балл энергопотенциала (от 1 до 9). Руководители (11 человек) имеют очень высокий средний энергопотенциал года рождения 6,9, что подтверждает выбор профессиональной деятельности в зависимости от ощущения собственной силы.
Научных работников в исследуемой группе – 35 человек. К научным работникам полезно добавить тех, кого мы назвали идеологами (12 человек). Отмечена большая временная неравномерность появления научных работников. В период Луны отмечено самое высокое число ученых – 69%, в первой группе эта категория представлена 56%, в период Марса 29%.
Среди философов значительное число (до 49%) родилось под специфическими математическими числами типа 11, 17, 23 и т.п. которые имеют коэффициент делимости на 1 и на самого себя. Рождение в такие дни приводит человека к потребности изучать самые разнообразные сферы жизнедеятельности, т.е. к философским взглядам на жизнь, которые не интересны, например людям, родившимся 12 числа (делимость на 1,2,3,4,6,12) и внутренне более уравновешенным. Отсутствуют родившиеся 8 (выполняющих свою духовную задачу), но очень много склонных к учительствованию (11 число) – 12 человек.
Хотелось бы отметить еще одну особенность философов из словаря – очень мало специалистов, родившихся под знаком Водолея (5) и Рака (3), при среднем по выборке 8,3.
Обращает на себя внимание и неравномерная представленность стихий. В частности, в периодах планет Юпитер, Меркурий, Луна почему-то в отрезках действия стихии «Вода» (в отличие от других стихий) вообще не оказалось персоналий, которые вошли бы в нашу выборку. Искать в этом некую глубочайшую космическую тайну не следует. Но в то же время вроде бы нет никаких социально-исторических особенностей во временных интервалах между годами 1855-1864,1891-1900,1963-1972, которые чем-то сходным воспрепятствовали бы в будущем пополнению рядов известных философов,
Так или иначе, но на данном этапе можно констатировать только одно: наблюдаются различия в частоте рождения будущих философов «под знаком» разных планет и разных стихий.
Что же касается механизма возникновения и проявления этих различий, то имеющиеся на данный момент научные знания позволяют строить о нём лишь самые отдалённые предположения. Можно уверенно утверждать только то, что мы имеем дело с многоуровневой детерминацией, связывающей воедино действия множества факторов. Конкретное описание даже одного единственного из них составляет труднейшую задачу.
Возьмём для примера вопрос о возможном способе воздействия полевых структур планет и звёзд на энергоинформационные структуры человека. Только относительно физической характеристики последних создано не менее десятка концепций. Это: биоэлектромагнитная (Прищепа Л.Г.), радиофизическая ( Баханов Е.Н.), продольной компоненты э\м поля (Николаев Г.В., Чернецкий А.В.), микролептонная ( Охатрин Л.Ф.), электрогравидинамическая ( Новицкий В.Н.), квантовостастическая (Исхаков Б.И.), спинорных полей ( Деев Л.А., Акимов Е.А.) и др.
Поэтому целесообразно пока что ограничиться очень общей гипотезой. Есть смысл наряду с уже привычным понятием «группа риска» употреблять противоположное понятие – «группа благоприятствования». Представляется возможным считать время рождения «под знаком» того или иного космического параметра (планета, знак Зодиака, космограмма, Дом и пр.) одним из факторов, способствующим вхождению индивида в «группу благоприятствования» для определенного занятия.
Нелишне подчеркнуть, что понятие «группа благоприятствования» точно так же как и понятие «группа риска» опирается на стохастический, т.е. вероятностный подход. Иначе говоря, космические детерминанты лишь в какой-то степени увеличивают вероятность успешного освоения той или иной профессии. Но они ни в коем случае не предопределяют однозначно не гениальных достижений, ни позорных провалов.
Литература
1. Радьяр Д. Астрологическая психология, Гермес, Новосибирск, 1994, 574 с.
2. Большой астрологический практикум, Астрология медицинская и натальная, том I, Силумет, Минск, 1994, 412 с.
3. Большой астрологический практикум, Астрология делового человека и семейная, том II, Силумет, Минск, 1994, 446 с.
4. Волков Л., Отчет о НИР «Обследование преподавательского и технического персонала Свердловского инженерного – педагогического института методами акупунктурной экспресс-диагностики, астрологии и психологического тестирования», Свердловск, 1991, 59 с.
5. Глоба П., Астрология профессий и талантов, ИМА-пресс, С.Петербург, 1992, 47 с.