ИСКУССТВО И ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА
А.А.Баталов
\\ Проблемы и гипотезы. Вып.2 Екатеринбург УГМА 2000г.
Занятия детей в музыкальных
и хореографических студиях, их участие в кукольных спектаклях и других
сценических действиях, их литературное и изобразительное творчество
горячо поддерживаются учёными и
педагогами-практиками . Занятия художественным творчеством расцениваются как эффективные и отвечающие внутренним запросам ребёнка
средства образования и
воспитания, а при необходимости –
безболезненного вхождения ребёнка с
проблемами развития в «открытое» общество.
Научные труды по этой
тематике решают одновременно несколько
задач: теоретическое обоснование
необходимости опоры на
художественное творчество в целях
медико-социальной реабилитации ребёнка,
разработка программ и технологий работы с детьми в студиях или на дому, анализ
и обобщение практического опыта
педагогов и родителей.
Первая задача решается,
пожалуй, хуже всего. Здесь, как это часто бывает, практика обгоняет теорию. Например, известно, что
занятия лепкой , рисованием, сочинением сказок и так далее - явно благотворны для детей. Но механизм
их действия либо прояснён недостаточно
глубоко, либо разъясняется так, что с
этим трудно согласиться.
В первую очередь это
относится к определению «сверхзадачи» взрослых (студийных педагогов,
дефектологов или родителей) при
занятиях с детьми, особенно младшего возраста.
Широко распространено
мнение, что основная педагогическая
цель в работе с дошкольниками – подготовить
их к вхождению в школу, к школьному обучению. Так, например, А.С.Белкин в весьма содержательном курсе «Возрастная
педагогика» поддерживает эту идею и конкретизирует её следующим
образом. Надо, отмечает он, подвести
дошкольника к физическому состоянию ,
обеспечивающему возможность
вынести предстоящие ему в школе
учебные нагрузки. В этих же целях необходимо развивать его индивидуальные психологические
качества и навыки социального поведения,
коммуникации. ( 3.С.17)
Некоторые авторы, соглашаясь
с этой «сверхзадачей» , пытаются
разобраться : почему же она не реализуется так, как хотелось бы ? Не подвергая
сомнению цель, они видят истоки неудач
в неверной технологии. В том, что детей готовят к школе школьными же способами, то есть на
специально организованных занятиях, мало отличающихся от уроков. Г.Кравцов по
этому поводу пишет, что «уроки» потеснили в дошкольных учреждених игровую деятельность ребёнка. А у
детей, как известно, она занимает центральное место среди всех форм их деятельности. ( 10 )
Но допустим, что
«мини-уроки» устранены, и мощный потенциал
игры в полной мере используется
для развития интеллекта, эмоций,
волевых качеств ребёнка ( в том числе
ребёнка с проблемами здоровья) в целях
подготовки его к школе. Верно ли всё-таки определена цель деятельности
взрослого ?
Некоторые
обстоятельства заставляют серьёзно сомневаться в этом.
Во-первых, как справедливо заметил выдающийся немецкий педагог 19-го века А.Дистервег,
бесполезно в настоящую минуту учить
ребёнка тому, что ему понадобится где-то в далёком будущем. Ребёнок живёт «здесь и сейчас». Мотивация всех его действий сугубо актуальна, дети всегда действуют «в отсеке сегодняшнего дня» . (Современная перефразировка рекомендации для взрослых
знаменитого британского философа
19-го века Томаса Карлейля –Т.Carlyle
) На словах, для виду малыш согласится
со взрослым, что надо готовиться к будущей учёбе в школе. Но если он будет
выполнять предлагаемые для этой цели действия с явным желанием, с
внутренним побуждением, значит настоящий мотив
его рвения находится прямо тут,
в этой ситуации. Может быть, это -
желание понравиться «значимому» взрослому, или пообщаться со сверстниками, или
поиграть занятными вещицами.
Во-вторых, когда
педагог в работе с ребёнком делает упор на подготовке его к будущей
учёбе, то есть к будущей его совместной
деятельности с педагогом же, невольно
возникает подозрение : только ли о ребёнке он думает ? Не печётся
ли он о благе своей профессиональной группы, не озабочен ли он тем, чтобы
передать в руки своих коллег удобный для дальнейшей обработки «полуфабрикат»
? Уместен резкий вопрос: насколько вообще совместима с современной гуманистической
педагогикой установка "«готовить
из детей кого-то для чего-то"»? Не
потребительский ли, не цинический ли
это подход ? Не распространение ли это на детей холодного сциентистского «социально-ролевого» взгляда на жизнь, у
истоков которого стояли такие известные
учёные как Р.Мертон, Т.Парсонс –R. Merton, T. Parsons и др. ? ( См. 9, С.10 )
Тезис о том, что ребёнку,
особенно “особому” ребёнку, нужно помочь подготовиться к учебной
деятельности и к жизни в учебном классе
как в особой социальной микросреде, споров не вызывает . Сомнение в другом:
главная ли это цель взрослого ?
Думается, нет. Если всерьёз
принимать гуманистическое понимание ребёнка даже младшего возраста как человека не на 30 %, не на 70 %, а “на
все сто”, тогда надо абсолютно серьёзно относиться к побуждениям и интересам самих детей.
Все авторы, даже те,
которые озабочены технологиями
приготовления школьников из малышей,
признают, что для детей дошкольного
возраста игра – не средство, а
самоцель. Достаточно распространить это признание на другие сферы жизни
ребёнка , чтобы “сверхзадача” взрослых
скорректировалась должным образом.
Ребёнок рисует не для того,
чтобы в перспективе пройти по конкурсу в класс знаменитого живописца. Он
распевает не для того, чтобы поставить голос
для поступления где-нибудь лет
через 10 в консерваторию… В конце
концов малыш живёт в данный момент вовсе не для того, чтобы
через 2-4 года освоить роль
первоклассника. Каждое “сейчас” его
жизни для него ценно само по
себе, какие бы виды не имел на
его будущее всезнающий взрослый.
Следовательно, главная
задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку полноценно прожить каждый день
его единственного , неповторимого
детства. И если его надо чему-то учить, то в первую очередь – радости
жизни. Недаром умнейший педагог
А.В.Сухомлинский называл свою школу
“школой радости” а не школой будущих политиков,
инженеров,юристов или экономистов.(
Между прочим, многие современные
системы “духовного
целительства” настойчиво призывают людей
отказаться от искусственных
возбуждающих средств, найти опору в самих
себе и именно в радости бытия.)
В соответствии с этим
оценка результатов совместной
деятельности ребёнка и взрослого не должна сводиться к измерению объёма
приобретённых ребенком навыков. Она
должна отразить в первую очередь “качество жизни” детей в тот отрезок
времени, когда они находились под властью
взрослых.
Дети с ограничениями развития
начинают с какого-то момента
видеть своё отставание от
сверстников в той или иной сфере жизни. Их непридуманные затруднения
в осуществлении физических
или умственных действий, в общении со
сверстниками или с “чужими” взрослыми
ещё более усугубляются этими
невольными безрадостными “открытиями”.
В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных
состояний. А это значит, что им ещё
больше, чем обычным детям, нужна школа радости, вкуса жизни. Задачи же
формирования нужных для общеобразовательной школы специальных навыков и умений - задачи второго плана.
Принципиальных различий в
подходе к ребёнку с проблемами развития и
к обычному ребёнку нет.
Разумеется, в деталях педагогических
технологий существенная разница есть.
А.И.Мещеряков, разработавший вместе с И.А.Соколянским поразившую своей эффективностью весь мир методику
обучения и воспитания слепо-глухих от рождения детей, сказал в одном из своих интервью следующее. Без
специализированной педагогической
помощи такие дети останутся
“полуживотными-полурастениями”. Однако же, при всём множестве нюансов
специализированных видов педагогической помощи, при всех несомненных
отличиях педагогики лечебной и
коррекционной от педагогики общей, главная
их задача одна и та же - помочь ребёнку жить радостно, жить здесь
и сейчас, жить человеческой жизнью.
Слепо-глухой от
рождения воспитанник школы
Мещерякова-Соколянского А.В.Суворов ,
ставший научным сотрудником НИИ общей и
педагогической психологии,
подчёркивает это единство
“сверхзадачи”, стоящей перед всеми взрослыми и перед всеми детьми. В статье “Мужество сознания” он цитирует строки адресованного ему
письма известного философа Э.В.Ильенкова : “Ты верно понял, что
проблемы, в которые ты упёрся, ничего специфического не составляют. … Слепоглухота не создаёт ни одной, даже самой микроскопической проблемы,
которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их…”(23,
С.72)
Сверхзадача взрослого,
играющего с ребёнком или обучающего его
чтению, счёту, письму, или выполняющего вместе с ним физические
упражнения, развивающие координацию, укрепляющие мышечный тонус, заключается не
в них самих, хотя они важны и нужны.
Задача в том, чтобы не вынуждать ребёнка относиться к самому себе и к своей жизни как к средству,
не вынуждать его относить жизнь “на потом”.
Дети охотно примут отношение
к жизни как к самоцели в силу или
детского эгоцентризма, или присущего всем возрастам инстинкта самосохранения.
Супруги Роберт и Джин
Байярд в своей книге “Как вести себя с вашим беспокойным подростком “ отлично сформулировали положения, необходимые взрослым
для реализации указанной
сверхзадачи. Особенно - тем взрослым, которые
действуют с позиций авторитаризма. ( Отрывки из этой книги в переводе с английского языка несколько лет назад публиковала
“Учительская газета”.) Вот некоторые из них :
-
Вы
и Ваш ребёнок – люди, обладающие
равными человеческими правами;
-
Ваш
ребёнок – компетентный и достойный человек;
-
Вы
так же компетентны, и нет такой ситуации, в которой Вы были бы беспомощны;
-
Вы несёте ответственность за то, что Вы
делаете;
-
Ваш
ребёнок несёт ответственность за то, что он делает сам, или сама…
Естественно, здесь не
предполагается совершенно уравнять,
например, 2-х-летнего ребёнка с
его,допустим, 20- летней мамой. Авторы говорят о постепенной передаче ребёнку по мере его созревания и взросления ответственности за собственные действия и в
конечном счёте за его собственную
жизнь.
Ещё одна проблема, требующая
теоретического прояснения , состоит в следующем : каков смысл использования занятий художественным творчеством в процессе медико- социальной реабилитации детей с проблемами
развития ?
Гносеологический анализ
дидактических теорий показал, что
авторы чаще всего используют один из трёх методологических подходов : либо натуралистический, либо
структуралистский, либо функционалистский. ( См.18 )
Коррекционная и
лечебная педагогика в этом плане не
составляют исключения. Рассматривая
соотношения между искусством, с
одной стороны, и психофизическим состоянием ребенка ( или
взрослого) , с другой стороны, учёные чаще всего концентрируют внимание на том, как меняются те или иные физиологические , в лучшем случае
нервнопсихические параметры организма
при воздействии на него звуком, цветом, ритмом
и т.д. То есть, склоняются к
натуралистическому подходу.
В этом отношении очень демонстративна книга Н.А.Агаджаняна “Познай себя , человек
!”, в частности, её 9-я глава – “Искусство и здоровье”. Описывая действие музыки
на человека, автор выстраивает
следующую схему. Ритм музыкальных произведений влияет через слуховое восприятие на ритм биотоков мозга. Изменившие свою ритмику
биотоки влияют на эмоциональный статус.
А он изменяет деятельность желёз внутренней
секреции. Это приводит в конечном итоге к изменению общего состояния и
самочувствия человека. Автор делает
“сильный” вывод : “Можно сказать, что музыка играет не на струнах души, а на биотоках мозга.” ( 1, С.
271)Будучи физиологом, Н.А.Агаджанян обращает внимание читателей на то, что
прослушивание музыкальных произведений
сопровождается различными
изменениями деятельности
сердечно-сосудистой системы. По его словам, например, адажио и аллегро 3-его Бранденбургского
концерта И.С.Баха урежают пульс и
увеличивают объём кровотока в сосудах. А 9-я
симфония Брукнера действует на
сердце и сосуды слушателей
противоположным образом. Показано также, напоминает автор, что звучание
некоторых симфонических произведений
влияет на показатели
кислотности желудочного сока и т.д.
Если ограничиться таким
пониманием взаимосвязей искусства и
состояний человека, тогда задачи педагогов будут довольно простыми. Надо будет отыскать набор таких произведений искусства, жанров и
приёмов художественного творчества, контакт с которыми нормализовал бы те или
иные психофизиологические показатели –
осанку, мелкую моторику, дикцию, возбудимость
и пр.
Снова скажем, что такие
задачи тоже приемлемы, тоже должны решаться. Но ими дело не исчерпывается, и не
им принадлежит главное место в дереве
целей.
Надо обязательно исходить из
того, что в становлении и
совершенствовании всех видов
деятельности ребёнка действуют по
меньшей две главные тенденции.
Одна
из них заключается в том, что высшие психические функции формируются на основе простых функций; а они
созревают и включаются одна за
другой в определённом порядке и в
определённой взаимосвязи. Например, для формирования речи требуется
функционирование слухового, двигательного и зрительного анализаторов.Дефект одной из простых функций может стать препятствием на пути формирования более высокой функциональной системы.
Поэтому деятельность педагогов или
родителей, направленная на нормализацию показателей каждой простой функции
пусть даже с помощью художественного
творчества ребёнка действительно полезна и необходима.
Движение от простого к
сложному, постепенное созидание
фундамента высшей психической функции
из простых физиологических и
нервно-психических функций , педагогическая коррекция их становления – вот первая, часто используемая схема объяснения
и практического использования
эстетического воспитания и художественного образования в работе с детьми.
Эта схема действенна, она
удовлетворяет здравый смысл идеей предшествования простого сложному,
идеей постепенного , шаг за шагом усложнения ставящихся перед ребёнком
задач. Наконец, она привлекательна тем, что здесь, по-видимому , легко осуществима экспертная
оценка результатов деятельности путём контроля и даже количественной оценки
уровня развития или восстановления
той или иной простой функции.
Однако, при таком понимании
остаётся невыясненным решающий
вопрос : какую же роль здесь играет собственно художественный характер произведений искусства или соответствующего
творчества детей ? Ведь цвет, ритм,
звук и
другие параметры могут
эффективно действовать на человека и
вне художественной деятельности . Например, цвет стен больничной палаты, или
учебной комнаты , или рабочего помещения влияет на психику человека; но,
спрашивается, причём тут искусство ?
Для более глубокого
понимания его связи с психофизическим
состоянием человека, с его
самосознанием и отношением к жизни нужно обратиться ко второй тенденции в развитии ребёнка и к её научному объяснению. Отечественная психологическая наука советского периода ( Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н.,
Лурия А.Р. и др.) плодотворно
разрабатывали иной вариант
соотношения простых и сложных психических функций. Были выявлены по
меньшей мере три важнейших
закономерности.
Первая закономерность : многие сложные формы внимания, памяти,
интеллекта не произрастают изнутри
индивида, а имеют общественное происхождение.
Они возникают вначале как формы совместной деятельности людей ( например,
взрослого и ребёнка) , а потом интериоризируются, то есть перемещаются во
внутренний мир индивида. Функция,
которая вначале была разделена между
людьми и была способом общения их друг с другом, позже
“свёртывается” и становится диалогом человека со своим альтер эго, со своим
внутренним голосом. Она становится способом организации уже не коллективной, а личной
внутренней жизни.
В коммуникативной среде сложная форма действия может предстать перед
ребёнком сразу в цельном виде и притом
ещё до того, как в нём самом
сформировались все простые
предпосылки для её обеспечения. Здесь сложное предшествует простому.
Вторая закономерность: привлекая для реализации сложных психических функций предметы материальной и духовной культуры, человек может в
какой-то мере компенсировать пока ещё
неполную зрелость требуемых простых
функций. С помощью таких посредников
между собой и средой он получает
возможность переходить от непроизвольных процессов и действий к
сознательному управлению ими. Например, с помощью отметок на ладошке, узелков на ленточке и так далее
неустойчивая память укрепляется
и становится более подвластной растущему человеку.
Иначе говоря, развитие
высших психических функций человека
определяется не только их
органическим базисом и более простыми психическими функциями. Гигантское
значение здесь имеет мир культуры.
Третья закономерность: по мере роста ребенка соотношение простых и сложных функций меняется. На ранних стадиях сложная
форма определяется простыми; на более
поздних стадиях сложная форма “тянет” за собой простые функции, способствует их
достраиванию, а в случаях их нарушения
– может способствовать развитию компенсаторных
механизмов. ( 14 )
Указанные
закономерности обнаруживаются во всех высших формах деятельности, в том числе и таких, как эстетическое сознание и художестенное творчество. Искусство –
не паразитический цветок на
трудном процессе обретения
ребёнком психофизиологической нормы, не
наведение глянца на уже сформировавшемся человеке. Нет, искусство как одна из сложнейших форм человеческой
деятельности вместе с другими
высшими функциями способно
“подтягивать” отстающие простые
функции.
Это достигается путём
формирования некоторых общих
неспецифических умений.
Практика лечебной
педагогики доказала высокую значимость названных выше закономерностей. Особенно показательны в этом
плане достижения венгерской школы кондуктивной
педагогики доктора А.Пето ,
лечившего детей, страдавших детским церебральным параличом, и
отечественной школы
Мещерякова-Соколянского, разработавшей
технологию воспитания и образования
слепо-глухо-немых детей. Интересно, что формирование обеих школ
происходило практически одновременно, то есть, в 50-х - 60-х годах .
Трудно сказать, насколько
стихийно, насколько сознательно эти
замечательные школы ориентировались на
перечисленные закономерности. Как уже отмечалось, практика нередко обгоняет
теорию. Супруги К.Акош и М.Акош – ученики и продолжатели дела А.Пето констатируют, что основатель кондуктивной
педагогики лично разработал систему практических приёмов успешной коррекции развития детей, страдающих ДЦП, но не создал теорию этой системы.
Названные выше ученики А.Пето , восполняя этот
пробел, пришли к общему выводу : “Основой для успешного применения на практике
кондуктивной педагогики является радикально новый способ мышления.”( 4,
С.182-183) Авторы включили в него некоторые общие установки, обязательные
для каждого взрослого, работающего по
системе А.Пето, будь то учитель, врач,
или родитель. Эти установки во многом сходны
с только что рассмотренными закономерностями. Но есть некоторые очень
интересные дополнения. Укажем на два из них.
Система А.Пето, как и
отечественная школа тифлосурдопедагогики, исходит из принципа
сотрудничества, совместно-разделённой деятельности взрослого и ребёнка.
Но в кондуктивной педагогике подчёркнут следующий важный нюанс, который воспитанники
школы авторитарной педагогики часто
даже не замечают. Взрослый ни в коем случае не должен навязывать ребёнку форму
действия, тем более – при явном его нежелании
или даже сопротивлении. Но
нельзя и рабски следовать его капризам. Выход в том, чтобы чутко
уловить малозаметные импульсы и побуждения ребёнка, а затем связать
предлагаемое ему действие с этой слабовыраженной мотивацией.
Ещё одна настоятельная
рекомендация: вначале взрослый, а потом
по мере освоения речи и ребёнок, должны непрерывно комментировать вслух словами
или тут же сочиняемыми песенками
большинство совершаемых действий. Особенно – тех, которые для ребёнка
наиболее трудны.
Есть смысл предположить,
что эта рекомендация нацелена не только на развитие собственно вербального
комментария как средства эмоциональной
поддержки, произвольного запоминания, раскрепощения мышц лица и гортани и так далее. Суть, мы думаем, лежит
глубже: здесь совершается выход на некоторые важнейшие для человека
неспецифические умения. Словесный
комментарий работает ещё и на рефлексию,
а она , в свою очередь, - есть едва ли
не важнейшая особенность человеческой
деятельности.
Начиная с 20-х годов в нашей
стране и за рубежом в психологии,
педагогике, лингвистике, культурологии, эстетике и других областях знания обстоятельно разрабатывается и широко
применяется так называемый “деятельностный” подход. Накопленный теоретический
багаж подвёл к необходимости более глубоко
осмыслить саму человеческую деятельность вообще. Философский анализ выявил в ней моменты, весьма значимые
для специалистов разного профиля, в том
числе для представителей лечебной и коррекционной педагогики.
Показано, что всеобщей и исходной “клеточкой”, из которой и в которой развиваются все эмпирически данные формы деятельности
человека и все его способности, есть его “Я”.
Подчёркивается, что в
отличие от других живых существ
человек способен сознательно отличать форму действия от его содержания. До тех пор, пока
индивид не научился или по каким-нибудь причинам не может сам произвести
это различение, за него это делают другие. Тогда ему приходится без осмысления употреблять готовую форму. Он выступает в “пассивном
залоге” , уподобляется механизму, действующему по встроенной программе , или – домашнему
животному,действующему по команде хозяина.Собственно человеческая деятельность
есть само-деятельность. Индивид выявляет
форму действия, преобразует её “под себя”, делает её для себя правилом или
эталоном ; таким способом он
созидает для себя “Я”. ( См.15)
Выделенную форму действия
ребёнок может осуществлять разными средствами: словом, рисунком,
движением, лепкой, мелодией, куклой ,мимикой
и так далее. Это неспецифическое умение
выделять формы предметов
природы и культуры, формы собственной жизнедеятельности есть величайшее благо для становящегося маленького человека. Оно позволяет ребёнку с проблемами развития
скорейшим путём и с прекрасными
результатами войти в “открытое”
общество.
Как же помочь ребёнку
развить это драгоценное умение ?
Как и при решении
других педагогических задач, лобовая
атака здесь малоэффективна. Поставленная в той форме, как она только что
описана, задача абстрактна. Она непонятна ребёнку, ибо не связывается ни с
каким элементом его детского жизненного
мира. Другое дело – если она
будет скрытно от него растворена
в составе какого-либо другого ,
по-настоящему интересного действия. И – если она также предстанет перед
ним не в заумной научно-понятийной
формуле, а в составе каких-то ярких
чувственных образов. Причем таких, которые созерцаются и творятся им не по
принуждению и не для
вознаграждения, а “просто так”.
Требованиям неутилитарности, образности, свободы
деятельности отвечают занятия художественным творчеством и детская
игра. Не вдаваясь в некоторые различия между ними, скажем, что обе сферы
культуры давно и исправно служат становлению способности ребёнка к рефлексии.
Обе пробуждают у детей интуицию,
ту “загадочную” способность каждого нормального человека , к
которой по сей день не смеет подступиться
официальная школа , ориентирующаяся лишь на развитие рассудочного мышления.
Роль искусства не должна
сводиться к задачам нормализации
развития простых психических функций. Умение различать содержание и форму
деятельности, умение самостоятельно
работать с формой действия, умение
перенести механизм рефлексии на самого
себя и преодолеть детский
эгоцентризм, умение пользоваться
интуицией (“видеть”)- всё это суть неспецифические “побочные” продукты
художественного образования и
творчества ребёнка , неспецифические предпосылки его здорового развития.
Чуткие и грамотные взрослые
должны постоянно держать их в
поле своего сознания и деликатно, но настойчиво работать на
них.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Агаджанян
Н.А. Познай себя человек ! М.1995
2.
Альтшуллер
Г.С. Алгоритм изобретения. М.Изд.2-е.1973
3.
Белкин
А.С. Возрастная педагогика. Ч.1.2. Екатеринбург 1992
4.
Акош
К.,Акош М. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика.
М.Пер. с венг. 1994
5.
Гальперин
П.Я. Развитие исследований по
формированию умственных действий.\\
Психологическая наука в СССР. Т.1
М.1959
6.
Глотова
Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования.
Екатеринбург. 1992
7.
Григорьев
В.Н. Виденика. Вид практической эвристики. Омск. 1994
8.
Дональдсон
Маргарет Мыслительная деятельность
детей. М.Пер. с англ. 1985
9.
Кислов
А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург. 1998
10.
Кравцов
Г. Игра как основа детского творчества.\\ Искусство в школе. 1994. № 2
11.
Кумарин
В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы. \\
Педагогика. 1995. № 2
12.
Лавров
С. Творчество и алгоритмы. \\ Наука и жизнь. 1985. № 3
13.
Лангмейер
И., Матейчек З. Психическая депривация в детском в возрасте. Прага.Пер. с чеш.
1984
14.
Лурия
А.Р. Мозг человеа и психические процессы. \\ Философские вопросы высшей нервной
деятельности и психологии. М. 1963
15.
Молчанов
В.А. Деятельность как философский принцип: противоположность диалектико-материалистической
и диалектико-идеалистической концепций.
\ Автореф. дисс. …к.ф.н. Свердловск
1983
16.
Малярова
Н.В.,Нартова-Бочавер С.К. Системы ценностей детей и подростков в условиях
социальной депривации.\\ Актуальные
проблемы современного детства. Вып. 11. М. 1993
17.
Некрасова
Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации
заикающихся. \\ Психотерапия в
дефектологии. М. 1992
18.
Петрова
Г.И. Гносеологический анализ теорий обучения. Томск . 1977
19.
Раппапорт
А.Г. Проектирование без прототипов.\\ Разработка и внедрение автоматизированных
систем в проектировании. М. 1975
20.
Реабилитация
детей с детским церебральным параличом. \ Сб. докладов. Екатеринбург .1995
21.
Ротенберг
В.С., Аршавский В.В. Поисквая активность и адаптация. М. 1984
22.
Станиславский
К.С. Работа актёра над собой. \\
Соч. Т.2. М.1960
23.
Суворов
А.В. Мужество сознания. \\ Вопросы
философии. 1988 № 4
24. Щетинин М.П. Школа будущего
начинается сегодня. \\ Новый мир. 1981 № 3