ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВО И ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА
А.А.Баталов
Художес твенное вторчество и
здоровеье ребенкака
Занятия детей в музыкальных
и хореографических студиях, их участие в кукольных спектаклях и других
сценических действиях, их литературное и изобразительное творчество
горячо поддерживаются учёными и
педагогами-практиками . Занятия художественным творчеством расцениваются как эффективные и отвечающие внутренним запросам ребёнка
средства образования и
воспитания, а при необходимости –
безболезненного вхождения ребёнка с
проблемами развития в «открытое» общество.
Научные труды по этой
тематике решают одновременно несколько
задач: теоретическое обоснование
необходимости опоры на
художественное творчество в целях
медико-социальной реабилитации ребёнка,
разработка программ и технологий работы с детьми в студиях или на дому, анализ
и обобщение практического опыта
педагогов и родителей.
Первая задача решается,
пожалуй, хуже всего. Здесь, как это часто бывает, практика обгоняет теорию. Например, известно, что
занятия лепкой , рисованием, сочинением сказок и так далее - явно благотворны для детей. Но механизм
их действия либо прояснён недостаточно
глубоко, либо разъясняется так, что с
этим трудно согласиться.
В первую очередь это
относится к определению «сверхзадачи» взрослых (студийных педагогов,
дефектологов или родителей) при
занятиях с детьми, особенно младшего возраста.
Широко распространено
мнение, что основная педагогическая
цель в работе с дошкольниками –
подготовить их к вхождению в школу, к школьному обучению. Так, например,
А.С.Белкин в весьма содержательном
курсе «Возрастная педагогика» поддерживает эту идею и конкретизирует её следующим
образом. Надо, отмечает он, подвести
дошкольника к физическому состоянию ,
обеспечивающему возможность вынести предстоящие
ему в школе учебные нагрузки. В
этих же целях необходимо развивать его
индивидуальные психологические качества
и навыки социального поведения, коммуникации. ( 3.С.17)
Некоторые авторы, соглашаясь
с этой «сверхзадачей» , пытаются
разобраться : почему же она не реализуется так, как хотелось бы ? Не подвергая
сомнению цель, они видят истоки неудач
в неверной технологии. В том, что детей готовят к школе школьными же способами, то есть на
специально организованных занятиях, мало отличающихся от уроков. Г.Кравцов по
этому поводу пишет, что «уроки» потеснили в дошкольных учреждених игровую деятельность ребёнка. А у
детей, как известно, она занимает центральное место среди всех форм их деятельности. ( 10 )
Но допустим, что
«мини-уроки» устранены, и мощный потенциал
игры в полной мере используется
для развития интеллекта, эмоций,
волевых качеств ребёнка ( в том числе
ребёнка с проблемами здоровья) в целях
подготовки его к школе. Верно ли всё-таки определена цель деятельности
взрослого ?
Некоторые
обстоятельства заставляют серьёзно сомневаться в этом.
Во-первых, как справедливо заметил выдающийся немецкий педагог 19-го века А.Дистервег,
бесполезно в настоящую минуту учить
ребёнка тому, что ему понадобится где-то в далёком будущем. Ребёнок живёт «здесь и сейчас». Мотивация всех его действий сугубо актуальна, дети всегда действуют «в отсеке сегодняшнего дня» . (Современная перефразировка рекомендации для взрослых
знаменитого британского философа
19-го века Томаса Карлейля –Т.Carlyle
) На словах, для виду малыш согласится
со взрослым, что надо готовиться к будущей учёбе в школе. Но если он будет
выполнять предлагаемые для этой цели действия с явным желанием, с
внутренним побуждением, значит настоящий мотив
его рвения находится прямо тут,
в этой ситуации. Может быть, это -
желание понравиться «значимому» взрослому, или пообщаться со сверстниками, или
поиграть занятными вещицами.
Во-вторых, когда
педагог в работе с ребёнком делает упор на подготовке его к будущей
учёбе, то есть к будущей его совместной
деятельности с педагогом же, невольно
возникает подозрение : только ли о ребёнке он думает ? Не печётся
ли он о благе своей профессиональной группы, не озабочен ли он тем, чтобы
передать в руки своих коллег удобный для дальнейшей обработки «полуфабрикат»
? Уместен резкий вопрос: насколько вообще совместима с современной гуманистической
педагогикой установка "«готовить
из детей кого-то для чего-то"»? Не
потребительский ли, не цинический ли
это подход ? Не распространение ли это на детей холодного сциентистского «социально-ролевого» взгляда на жизнь, у
истоков которого стояли такие известные
учёные как Р.Мертон, Т.Парсонс –R. Merton, T. Parsons
è äð. ? ( Ñì. 9, Ñ.10 )
Òåçèñ î òîì,
÷òî ðåá¸íêó,
îñîáåííî
“îñîáîìó”
ðåá¸íêó,
íóæíî
ïîìî÷ü
ïîäãîòîâèòüñÿ
ê ó÷åáíîé
äåÿòåëüíîñòè è ê
æèçíè â ó÷åáíîì
êëàññå êàê â
îñîáîé
ñîöèàëüíîé
ìèêðîñðåäå,
ñïîðîâ íå
âûçûâàåò .
Ñîìíåíèå â äðóãîì:
ãëàâíàÿ ëè
ýòî öåëü âçðîñëîãî ?
Äóìàåòñÿ,
íåò. Åñëè
âñåðü¸ç
ïðèíèìàòü
ãóìàíèñòè÷åñêîå
ïîíèìàíèå
ðåá¸íêà äàæå
ìëàäøåãî
âîçðàñòà êàê
÷åëîâåêà íå
íà 30 %, íå íà 70 %, à
“íà âñå ñòî”,
òîãäà íàäî
àáñîëþòíî
ñåðü¸çíî
îòíîñèòüñÿ
ê
ïîáóæäåíèÿì
è èíòåðåñàì
ñàìèõ äåòåé.
Âñå àâòîðû,
äàæå òå,
êîòîðûå îçàáî÷åíû
òåõíîëîãèÿìè
ïðèãîòîâëåíèÿ øêîëüíèêîâ
èç ìàëûøåé,
ïðèçíàþò, ÷òî äëÿ
äåòåé
äîøêîëüíîãî
âîçðàñòà èãðà –
íå ñðåäñòâî,
à ñàìîöåëü.
Äîñòàòî÷íî
ðàñïðîñòðàíèòü
ýòî
ïðèçíàíèå íà äðóãèå
ñôåðû æèçíè
ðåá¸íêà ,
÷òîáû “ñâåðõçàäà÷à”
âçðîñëûõ
ñêîððåêòèðîâàëàñü
äîëæíûì
îáðàçîì.
Ðåá¸íîê
ðèñóåò íå äëÿ
òîãî, ÷òîáû â
ïåðñïåêòèâå
ïðîéòè ïî
êîíêóðñó â
êëàññ
çíàìåíèòîãî
æèâîïèñöà.
Îí
ðàñïåâàåò
íå äëÿ òîãî, ÷òîáû
ïîñòàâèòü
ãîëîñ
äëÿ ïîñòóïëåíèÿ
ãäå-íèáóäü
ëåò ÷åðåç 10 â êîíñåðâàòîðèþ…
 êîíöå
êîíöîâ
ìàëûø æèâ¸ò â
äàííûé
ìîìåíò
âîâñå íå äëÿ òîãî,
÷òîáû ÷åðåç
2-4 ãîäà
îñâîèòü ðîëü
ïåðâîêëàññíèêà.
Êàæäîå
“ñåé÷àñ” åãî
æèçíè
äëÿ
íåãî
öåííî ñàìî
ïî ñåáå,
êàêèå áû
âèäû
íå
èìåë íà åãî
áóäóùåå
âñåçíàþùèé
âçðîñëûé.
Ñëåäîâàòåëüíî,
ãëàâíàÿ
çàäà÷à
âçðîñëîãî
ñîñòîèò â
òîì, ÷òîáû
ïîìî÷ü
ðåá¸íêó
ïîëíîöåííî
ïðîæèòü êàæäûé
äåíü
åãî
åäèíñòâåííîãî
, íåïîâòîðèìîãî
äåòñòâà. È
åñëè åãî íàäî
÷åìó-òî
ó÷èòü, òî â
ïåðâóþ
î÷åðåäü –
ðàäîñòè
æèçíè.
Íåäàðîì óìíåéøèé
ïåäàãîã
À.Â.Ñóõîìëèíñêèé
íàçûâàë
ñâîþ øêîëó
“øêîëîé ðàäîñòè” à íå øêîëîé
áóäóùèõ
ïîëèòèêîâ,
èíæåíåðîâ,þðèñòîâ èëè
ýêîíîìèñòîâ.(
Ìåæäó
ïðî÷èì,
ìíîãèå
ñîâðåìåííûå ñèñòåìû
“äóõîâíîãî
öåëèòåëüñòâà”
íàñòîé÷èâî
ïðèçûâàþò ëþäåé
îòêàçàòüñÿ îò
èñêóññòâåííûõ
âîçáóæäàþùèõ
ñðåäñòâ,
íàéòè îïîðó â
ñàìèõ
ñåáå
è èìåííî â
ðàäîñòè áûòèÿ.)
Â
ñîîòâåòñòâèè ñ
ýòèì
îöåíêà
ðåçóëüòàòîâ
ñîâìåñòíîé
äåÿòåëüíîñòè
ðåá¸íêà è
âçðîñëîãî íå
äîëæíà ñâîäèòüñÿ
ê èçìåðåíèþ
îáú¸ìà
ïðèîáðåò¸ííûõ
ðåáåíêîì
íàâûêîâ.
Îíà äîëæíà
îòðàçèòü â
ïåðâóþ
î÷åðåäü
“êà÷åñòâî
æèçíè”
äåòåé
â òîò
îòðåçîê
âðåìåíè, êîãäà
îíè
íàõîäèëèñü
ïîä âëàñòüþ âçðîñëûõ.
Äåòè ñ
îãðàíè÷åíèÿìè
ðàçâèòèÿ
íà÷èíàþò ñ
êàêîãî-òî
ìîìåíòà âèäåòü
ñâî¸
îòñòàâàíèå îò ñâåðñòíèêîâ â òîé
èëè èíîé
ñôåðå
æèçíè. Èõ
íåïðèäóìàííûå çàòðóäíåíèÿ â
îñóùåñòâëåíèè ôèçè÷åñêèõ
èëè
óìñòâåííûõ
äåéñòâèé, â
îáùåíèè ñî
ñâåðñòíèêàìè
èëè ñ
“÷óæèìè” âçðîñëûìè åù¸
áîëåå
óñóãóáëÿþòñÿ
ýòèìè
íåâîëüíûìè
áåçðàäîñòíûìè
“îòêðûòèÿìè”. Â
ðåçóëüòàòå
óâåëè÷èâàåòñÿ
âåðîÿòíîñòü
ðàçâèòèÿ ïåññèìèñòè÷åñêèõ
íàñòðîåíèé,
äåïðåññèâíûõ
ñîñòîÿíèé. À
ýòî çíà÷èò,
÷òî èì
åù¸ áîëüøå,
÷åì îáû÷íûì
äåòÿì, íóæíà
øêîëà ðàäîñòè,
âêóñà æèçíè.
Çàäà÷è æå
ôîðìèðîâàíèÿ
íóæíûõ äëÿ
îáùåîáðàçîâàòåëüíîé øêîëû
ñïåöèàëüíûõ íàâûêîâ
è óìåíèé -
çàäà÷è âòîðîãî
ïëàíà.
Ïðèíöèïèàëüíûõ
ðàçëè÷èé â
ïîäõîäå ê
ðåá¸íêó ñ
ïðîáëåìàìè
ðàçâèòèÿ è ê îáû÷íîìó
ðåá¸íêó íåò.
Ðàçóìååòñÿ,
â
äåòàëÿõ
ïåäàãîãè÷åñêèõ
òåõíîëîãèé ñóùåñòâåííàÿ
ðàçíèöà
åñòü.
À.È.Ìåùåðÿêîâ,
ðàçðàáîòàâøèé
âìåñòå ñ
È.À.Ñîêîëÿíñêèì
ïîðàçèâøóþ
ñâîåé
ýôôåêòèâíîñòüþ
âåñü ìèð ìåòîäèêó
îáó÷åíèÿ è
âîñïèòàíèÿ
ñëåïî-ãëóõèõ
îò ðîæäåíèÿ äåòåé,
ñêàçàë
â îäíîì èç
ñâîèõ èíòåðâüþ
ñëåäóþùåå.
Áåç
ñïåöèàëèçèðîâàííîé
ïåäàãîãè÷åñêîé
ïîìîùè
òàêèå äåòè
îñòàíóòñÿ
“ïîëóæèâîòíûìè-ïîëóðàñòåíèÿìè”.
Îäíàêî æå, ïðè
âñ¸ì
ìíîæåñòâå
íþàíñîâ
ñïåöèàëèçèðîâàííûõ
âèäîâ
ïåäàãîãè÷åñêîé
ïîìîùè, ïðè
âñåõ íåñîìíåííûõ
îòëè÷èÿõ
ïåäàãîãèêè
ëå÷åáíîé è
êîððåêöèîííîé
îò
ïåäàãîãèêè
îáùåé,
ãëàâíàÿ èõ
çàäà÷à îäíà è òà
æå -
ïîìî÷ü
ðåá¸íêó æèòü
ðàäîñòíî,
æèòü çäåñü è
ñåé÷àñ, æèòü
÷åëîâå÷åñêîé
æèçíüþ.
Ñëåïî-ãëóõîé
îò ðîæäåíèÿ
âîñïèòàííèê
øêîëû
Ìåùåðÿêîâà-Ñîêîëÿíñêîãî
À.Â.Ñóâîðîâ ,
ñòàâøèé
íàó÷íûì
ñîòðóäíèêîì
ÍÈÈ
îáùåé è
ïåäàãîãè÷åñêîé
ïñèõîëîãèè,
ïîä÷¸ðêèâàåò ýòî åäèíñòâî
“ñâåðõçàäà÷è”,
ñòîÿùåé
ïåðåä âñåìè
âçðîñëûìè è
ïåðåä âñåìè äåòüìè.
 ñòàòüå
“Ìóæåñòâî
ñîçíàíèÿ” îí öèòèðóåò
ñòðîêè
àäðåñîâàííîãî
åìó ïèñüìà
èçâåñòíîãî ôèëîñîôà
Ý.Â.Èëüåíêîâà
: “Òû âåðíî
ïîíÿë, ÷òî ïðîáëåìû,
â êîòîðûå òû
óï¸ðñÿ,
íè÷åãî
ñïåöèôè÷åñêîãî
íå
ñîñòàâëÿþò. …
Ñëåïîãëóõîòà íå
ñîçäà¸ò íè
îäíîé, äàæå
ñàìîé
ìèêðîñêîïè÷åñêîé
ïðîáëåìû,
êîòîðàÿ íå
áûëà áû
âñåîáùåé
ïðîáëåìîé.
Ñëåïîãëóõîòà
ëèøü
îáîñòðÿåò
èõ…”(23, Ñ.72)
Ñâåðõçàäà÷à
âçðîñëîãî,
èãðàþùåãî ñ
ðåá¸íêîì
èëè
îáó÷àþùåãî
åãî
÷òåíèþ, ñ÷¸òó,
ïèñüìó, èëè
âûïîëíÿþùåãî
âìåñòå ñ íèì
ôèçè÷åñêèå
óïðàæíåíèÿ,
ðàçâèâàþùèå
êîîðäèíàöèþ,
óêðåïëÿþùèå
ìûøå÷íûé
òîíóñ,
çàêëþ÷àåòñÿ
íå â íèõ
ñàìèõ, õîòÿ
îíè âàæíû è
íóæíû.
Çàäà÷à â
òîì, ÷òîáû íå
âûíóæäàòü
ðåá¸íêà
îòíîñèòüñÿ ê
ñàìîìó
ñåáå è ê
ñâîåé æèçíè
êàê ê ñðåäñòâó,
íå
âûíóæäàòü
åãî îòíîñèòü
æèçíü
“íà ïîòîì”.
Äåòè
îõîòíî
ïðèìóò
îòíîøåíèå ê
æèçíè êàê ê
ñàìîöåëè â ñèëó
èëè
äåòñêîãî ýãîöåíòðèçìà,
èëè
ïðèñóùåãî
âñåì
âîçðàñòàì
èíñòèíêòà
ñàìîñîõðàíåíèÿ.
Ñóïðóãè
Ðîáåðò è Äæèí
Áàéÿðä
â ñâîåé
êíèãå
“Êàê âåñòè
ñåáÿ ñ
âàøèì
áåñïîêîéíûì
ïîäðîñòêîì “
îòëè÷íî
ñôîðìóëèðîâàëè
ïîëîæåíèÿ,
íåîáõîäèìûå
âçðîñëûì äëÿ
ðåàëèçàöèè
óêàçàííîé
ñâåðõçàäà÷è.
Îñîáåííî -
òåì
âçðîñëûì, êîòîðûå
äåéñòâóþò
ñ ïîçèöèé
àâòîðèòàðèçìà.
( Îòðûâêè èç
ýòîé êíèãè â ïåðåâîäå
ñ
àíãëèéñêîãî
ÿçûêà
íåñêîëüêî
ëåò íàçàä
ïóáëèêîâàëà
“Ó÷èòåëüñêàÿ
ãàçåòà”.) Âîò
íåêîòîðûå
èç íèõ :
-
Âû è
Âàø
ðåá¸íîê –
ëþäè,
îáëàäàþùèå ðàâíûìè
÷åëîâå÷åñêèìè
ïðàâàìè;
-
Âàø
ðåá¸íîê –
êîìïåòåíòíûé
è äîñòîéíûé
÷åëîâåê;
-
Âû òàê
æå
êîìïåòåíòíû,
è íåò òàêîé
ñèòóàöèè, â
êîòîðîé Âû
áûëè áû
áåñïîìîùíû;
-
Âû
íåñ¸òå
îòâåòñòâåííîñòü
çà òî, ÷òî Âû
äåëàåòå;
-
Âàø
ðåá¸íîê
íåñ¸ò
îòâåòñòâåííîñòü
çà òî, ÷òî îí
äåëàåò ñàì,
èëè ñàìà…
Åñòåñòâåííî,
çäåñü íå
ïðåäïîëàãàåòñÿ
ñîâåðøåííî
óðàâíÿòü,
íàïðèìåð,
2-õ-ëåòíåãî
ðåá¸íêà ñ
åãî,äîïóñòèì,
20- ëåòíåé
ìàìîé.
Àâòîðû ãîâîðÿò
î
ïîñòåïåííîé
ïåðåäà÷å
ðåá¸íêó ïî
ìåðå åãî
ñîçðåâàíèÿ
è âçðîñëåíèÿ
îòâåòñòâåííîñòè
çà ñîáñòâåííûå
äåéñòâèÿ è â
êîíå÷íîì
ñ÷¸òå
çà åãî
ñîáñòâåííóþ
æèçíü.
Åù¸ îäíà
ïðîáëåìà,
òðåáóþùàÿ
òåîðåòè÷åñêîãî
ïðîÿñíåíèÿ ,
ñîñòîèò â
ñëåäóþùåì :
êàêîâ ñìûñë
èñïîëüçîâàíèÿ çàíÿòèé
õóäîæåñòâåííûì
òâîð÷åñòâîì â
ïðîöåññå
ìåäèêî-
ñîöèàëüíîé
ðåàáèëèòàöèè
äåòåé ñ
ïðîáëåìàìè
ðàçâèòèÿ ?
Ãíîñåîëîãè÷åñêèé
àíàëèç
äèäàêòè÷åñêèõ
òåîðèé
ïîêàçàë, ÷òî àâòîðû
÷àùå âñåãî
èñïîëüçóþò
îäèí èç
òð¸õ
ìåòîäîëîãè÷åñêèõ
ïîäõîäîâ :
ëèáî
íàòóðàëèñòè÷åñêèé,
ëèáî ñòðóêòóðàëèñòñêèé,
ëèáî
ôóíêöèîíàëèñòñêèé.
( Ñì.18 )
Êîððåêöèîííàÿ è ëå÷åáíàÿ ïåäàãîãèêà â ýòîì ïëàíå íå ñîñòàâëÿþò èñêëþ÷åíèÿ. Ðàññìàòðèâàÿ ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó èñêóññòâîì, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïñèõîôèçè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà ( èëè âçðîñëîãî) , ñ äðóãîé ñòîðîíû, ó÷¸íûå ÷àùå âñåãî êîíöåíòðèðóþò âíèìàíèå íà òîì, êàê ìåíÿþòñÿ òå èëè èíûå ôèçèîëîãè÷åñêèå , â ëó÷øåì ñëó÷àå íåðâíîïñèõè÷åñêèå ïàðàìåòðû îðãàíèçìà ïðè âîçäåéñòâèè íà íåãî çâóêîì, öâåòîì, ðèòìîì è ò.ä. Òî åñòü, ñêëîíÿþòñÿ ê íàòóðàëèñòè÷åñêîìó ïîäõîäó.
 ýòîì
îòíîøåíèè î÷åíü
äåìîíñòðàòèâíà êíèãà
Í.À.Àãàäæàíÿíà
“Ïîçíàé ñåáÿ ,
÷åëîâåê !”, â
÷àñòíîñòè,
å¸ 9-ÿ ãëàâà – “Èñêóññòâî
è çäîðîâüå”.
Îïèñûâàÿ
äåéñòâèå ìóçûêè
íà ÷åëîâåêà,
àâòîð
âûñòðàèâàåò
ñëåäóþùóþ
ñõåìó. Ðèòì
ìóçûêàëüíûõ
ïðîèçâåäåíèé
âëèÿåò
÷åðåç
ñëóõîâîå
âîñïðèÿòèå
íà
ðèòì
áèîòîêîâ ìîçãà.
Èçìåíèâøèå
ñâîþ
ðèòìèêó
áèîòîêè âëèÿþò íà
ýìîöèîíàëüíûé
ñòàòóñ. À îí
èçìåíÿåò
äåÿòåëüíîñòü
æåë¸ç âíóòðåííåé
ñåêðåöèè.
Ýòî ïðèâîäèò
â êîíå÷íîì
èòîãå ê
èçìåíåíèþ
îáùåãî ñîñòîÿíèÿ
è
ñàìî÷óâñòâèÿ
÷åëîâåêà.
Àâòîð äåëàåò
“ñèëüíûé”
âûâîä : “Ìîæíî
ñêàçàòü, ÷òî
ìóçûêà
èãðàåò íå
íà ñòðóíàõ äóøè,
à íà
áèîòîêàõ
ìîçãà.” ( 1, Ñ.
271)Áóäó÷è ôèçèîëîãîì,
Í.À.Àãàäæàíÿí
îáðàùàåò
âíèìàíèå
÷èòàòåëåé íà òî,
÷òî
ïðîñëóøèâàíèå
ìóçûêàëüíûõ
ïðîèçâåäåíèé
ñîïðîâîæäàåòñÿ
ðàçëè÷íûìè
èçìåíåíèÿìè
äåÿòåëüíîñòè
ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé
ñèñòåìû. Ïî
åãî ñëîâàì,
íàïðèìåð,
àäàæèî è
àëëåãðî 3-åãî
Áðàíäåíáóðãñêîãî
êîíöåðòà
È.Ñ.Áàõà óðåæàþò
ïóëüñ è
óâåëè÷èâàþò
îáú¸ì êðîâîòîêà
â ñîñóäàõ. À
9-ÿ
ñèìôîíèÿ
Áðóêíåðà
äåéñòâóåò
íà ñåðäöå è
ñîñóäû ñëóøàòåëåé
ïðîòèâîïîëîæíûì
îáðàçîì.
Ïîêàçàíî
òàêæå,
íàïîìèíàåò
àâòîð, ÷òî
çâó÷àíèå
íåêîòîðûõ
ñèìôîíè÷åñêèõ
ïðîèçâåäåíèé âëèÿåò íà
ïîêàçàòåëè
êèñëîòíîñòè
æåëóäî÷íîãî
ñîêà è ò.ä.
Åñëè
îãðàíè÷èòüñÿ
òàêèì
ïîíèìàíèåì
âçàèìîñâÿçåé
èñêóññòâà
è
ñîñòîÿíèé
÷åëîâåêà,
òîãäà
çàäà÷è ïåäàãîãîâ
áóäóò
äîâîëüíî
ïðîñòûìè.
Íàäî áóäåò
îòûñêàòü íàáîð
òàêèõ
ïðîèçâåäåíèé
èñêóññòâà,
æàíðîâ è
ïðè¸ìîâ
õóäîæåñòâåííîãî
òâîð÷åñòâà,
êîíòàêò ñ
êîòîðûìè
íîðìàëèçîâàë
áû òå èëè
èíûå
ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå
ïîêàçàòåëè
– îñàíêó,
ìåëêóþ
ìîòîðèêó,
äèêöèþ,
âîçáóäèìîñòü è ïð.
Ñíîâà
ñêàæåì, ÷òî
òàêèå
çàäà÷è òîæå
ïðèåìëåìû,
òîæå äîëæíû
ðåøàòüñÿ. Íî
èìè äåëî íå èñ÷åðïûâàåòñÿ,
è íå èì
ïðèíàäëåæèò
ãëàâíîå
ìåñòî â
äåðåâå öåëåé.
Íàäî
îáÿçàòåëüíî
èñõîäèòü èç
òîãî, ÷òî â
ñòàíîâëåíèè
è
ñîâåðøåíñòâîâàíèè
âñåõ
âèäîâ
äåÿòåëüíîñòè
ðåá¸íêà
äåéñòâóþò ïî
ìåíüøåé äâå ãëàâíûå
òåíäåíöèè.
Îäíà èç íèõ
çàêëþ÷àåòñÿ
â òîì, ÷òî
âûñøèå
ïñèõè÷åñêèå
ôóíêöèè
ôîðìèðóþòñÿ
íà îñíîâå
ïðîñòûõ ôóíêöèé; à îíè
ñîçðåâàþò
è âêëþ÷àþòñÿ îäíà
çà äðóãîé â
îïðåäåë¸ííîì
ïîðÿäêå
è â
îïðåäåë¸ííîé
âçàèìîñâÿçè.
Íàïðèìåð, äëÿ
ôîðìèðîâàíèÿ
ðå÷è
òðåáóåòñÿ
ôóíêöèîíèðîâàíèå
ñëóõîâîãî,
äâèãàòåëüíîãî è
çðèòåëüíîãî
àíàëèçàòîðîâ.Äåôåêò
îäíîé èç
ïðîñòûõ ôóíêöèé ìîæåò
ñòàòü
ïðåïÿòñòâèåì íà
ïóòè
ôîðìèðîâàíèÿ áîëåå âûñîêîé
ôóíêöèîíàëüíîé
ñèñòåìû.
Ïîýòîìó
äåÿòåëüíîñòü
ïåäàãîãîâ
èëè ðîäèòåëåé,
íàïðàâëåííàÿ
íà
íîðìàëèçàöèþ
ïîêàçàòåëåé
êàæäîé ïðîñòîé
ôóíêöèè
ïóñòü äàæå ñ
ïîìîùüþ õóäîæåñòâåííîãî
òâîð÷åñòâà
ðåá¸íêà
äåéñòâèòåëüíî
ïîëåçíà è
íåîáõîäèìà.
Äâèæåíèå
îò ïðîñòîãî
ê ñëîæíîìó,
ïîñòåïåííîå
ñîçèäàíèå
ôóíäàìåíòà
âûñøåé
ïñèõè÷åñêîé
ôóíêöèè èç
ïðîñòûõ
ôèçèîëîãè÷åñêèõ
è
íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé ,
ïåäàãîãè÷åñêàÿ
êîððåêöèÿ èõ
ñòàíîâëåíèÿ
– âîò ïåðâàÿ,
÷àñòî èñïîëüçóåìàÿ
ñõåìà
îáúÿñíåíèÿ
è ïðàêòè÷åñêîãî
èñïîëüçîâàíèÿ
ýñòåòè÷åñêîãî
âîñïèòàíèÿ
è
õóäîæåñòâåííîãî
îáðàçîâàíèÿ â
ðàáîòå ñ
äåòüìè.
Ýòà ñõåìà
äåéñòâåííà,
îíà
óäîâëåòâîðÿåò
çäðàâûé
ñìûñë
èäååé
ïðåäøåñòâîâàíèÿ
ïðîñòîãî
ñëîæíîìó,
èäååé
ïîñòåïåííîãî
, øàã çà
øàãîì
óñëîæíåíèÿ
ñòàâÿùèõñÿ
ïåðåä
ðåá¸íêîì çàäà÷. Íàêîíåö,
îíà
ïðèâëåêàòåëüíà
òåì, ÷òî çäåñü,
ïî-âèäèìîìó
, ëåãêî
îñóùåñòâèìà
ýêñïåðòíàÿ
îöåíêà
ðåçóëüòàòîâ
äåÿòåëüíîñòè ïóò¸ì
êîíòðîëÿ è äàæå
êîëè÷åñòâåííîé
îöåíêè
óðîâíÿ
ðàçâèòèÿ
èëè
âîññòàíîâëåíèÿ òîé
èëè èíîé
ïðîñòîé
ôóíêöèè.
Îäíàêî, ïðè
òàêîì
ïîíèìàíèè îñòà¸òñÿ
íåâûÿñíåííûì
ðåøàþùèé âîïðîñ
: êàêóþ æå ðîëü
çäåñü
èãðàåò
ñîáñòâåííî
õóäîæåñòâåííûé
õàðàêòåð ïðîèçâåäåíèé
èñêóññòâà
èëè
ñîîòâåòñòâóþùåãî
òâîð÷åñòâà äåòåé ?
Âåäü öâåò,
ðèòì, çâóê è
äðóãèå
ïàðàìåòðû ìîãóò
ýôôåêòèâíî
äåéñòâîâàòü
íà ÷åëîâåêà è âíå
õóäîæåñòâåííîé
äåÿòåëüíîñòè
. Íàïðèìåð,
öâåò ñòåí
áîëüíè÷íîé
ïàëàòû,
èëè
ó÷åáíîé
êîìíàòû ,
èëè ðàáî÷åãî
ïîìåùåíèÿ âëèÿåò
íà ïñèõèêó
÷åëîâåêà; íî,
ñïðàøèâàåòñÿ,
ïðè÷¸ì òóò
èñêóññòâî ?
Äëÿ áîëåå
ãëóáîêîãî
ïîíèìàíèÿ åãî ñâÿçè
ñ
ïñèõîôèçè÷åñêèì
ñîñòîÿíèåì
÷åëîâåêà, ñ
åãî
ñàìîñîçíàíèåì
è îòíîøåíèåì
ê æèçíè
íóæíî
îáðàòèòüñÿ
êî âòîðîé
òåíäåíöèè â
ðàçâèòèè
ðåá¸íêà è ê å¸
íàó÷íîìó
îáúÿñíåíèþ.
Îòå÷åñòâåííàÿ
ïñèõîëîãè÷åñêàÿ
íàóêà
ñîâåòñêîãî
ïåðèîäà ( Âûãîòñêèé
Ë.Ñ.,
Ãàëüïåðèí Ï.ß.,
Çàïîðîæåö
À.Â., Ëåîíòüåâ
À.Í., Ëóðèÿ À.Ð. è
äð.)
ïëîäîòâîðíî
ðàçðàáàòûâàëè èíîé
âàðèàíò
ñîîòíîøåíèÿ
ïðîñòûõ è
ñëîæíûõ ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé.
Áûëè
âûÿâëåíû ïî
ìåíüøåé ìåðå
òðè
âàæíåéøèõ
çàêîíîìåðíîñòè.
Ïåðâàÿ
çàêîíîìåðíîñòü
:
ìíîãèå ñëîæíûå
ôîðìû
âíèìàíèÿ,
ïàìÿòè,
èíòåëëåêòà íå
ïðîèçðàñòàþò
èçíóòðè
èíäèâèäà, à
èìåþò
îáùåñòâåííîå
ïðîèñõîæäåíèå.
Îíè
âîçíèêàþò
âíà÷àëå êàê
ôîðìû ñîâìåñòíîé
äåÿòåëüíîñòè
ëþäåé (
íàïðèìåð,
âçðîñëîãî è
ðåá¸íêà) , à
ïîòîì
èíòåðèîðèçèðóþòñÿ,
òî åñòü
ïåðåìåùàþòñÿ
âî
âíóòðåííèé
ìèð èíäèâèäà.
Ôóíêöèÿ,
êîòîðàÿ
âíà÷àëå
áûëà ðàçäåëåíà
ìåæäó
ëþäüìè è áûëà ñïîñîáîì
îáùåíèÿ èõ
äðóã ñ
äðóãîì, ïîçæå
“ñâ¸ðòûâàåòñÿ”
è
ñòàíîâèòñÿ
äèàëîãîì
÷åëîâåêà ñî
ñâîèì àëüòåð
ýãî, ñî ñâîèì
âíóòðåííèì
ãîëîñîì. Îíà
ñòàíîâèòñÿ
ñïîñîáîì
îðãàíèçàöèè óæå íå
êîëëåêòèâíîé, à
ëè÷íîé
âíóòðåííåé æèçíè.
Â
êîììóíèêàòèâíîé
ñðåäå
ñëîæíàÿ ôîðìà
äåéñòâèÿ
ìîæåò
ïðåäñòàòü
ïåðåä ðåá¸íêîì
ñðàçó â
öåëüíîì âèäå è
ïðèòîì åù¸ äî
òîãî, êàê â
í¸ì ñàìîì
ñôîðìèðîâàëèñü âñå
ïðîñòûå
ïðåäïîñûëêè
äëÿ å¸
îáåñïå÷åíèÿ.
Çäåñü ñëîæíîå
ïðåäøåñòâóåò
ïðîñòîìó.
Âòîðàÿ
çàêîíîìåðíîñòü:
ïðèâëåêàÿ äëÿ
ðåàëèçàöèè
ñëîæíûõ
ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé ïðåäìåòû
ìàòåðèàëüíîé è
äóõîâíîé
êóëüòóðû,
÷åëîâåê
ìîæåò â
êàêîé-òî
ìåðå
êîìïåíñèðîâàòü ïîêà
åù¸
íåïîëíóþ
çðåëîñòü
òðåáóåìûõ ïðîñòûõ
ôóíêöèé. Ñ
ïîìîùüþ òàêèõ ïîñðåäíèêîâ
ìåæäó ñîáîé
è ñðåäîé îí ïîëó÷àåò
âîçìîæíîñòü
ïåðåõîäèòü îò
íåïðîèçâîëüíûõ
ïðîöåññîâ è
äåéñòâèé ê
ñîçíàòåëüíîìó
óïðàâëåíèþ
èìè.
Íàïðèìåð, ñ
ïîìîùüþ îòìåòîê
íà ëàäîøêå,
óçåëêîâ íà
ëåíòî÷êå è òàê
äàëåå
íåóñòîé÷èâàÿ
ïàìÿòü
óêðåïëÿåòñÿ
è
ñòàíîâèòñÿ áîëåå
ïîäâëàñòíîé
ðàñòóùåìó
÷åëîâåêó.
针֌
ãîâîðÿ,
ðàçâèòèå
âûñøèõ
ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé
÷åëîâåêà
îïðåäåëÿåòñÿ
íå òîëüêî èõ
îðãàíè÷åñêèì
áàçèñîì è
áîëåå
ïðîñòûìè
ïñèõè÷åñêèìè
ôóíêöèÿìè.
Ãèãàíòñêîå
çíà÷åíèå
çäåñü èìååò
ìèð êóëüòóðû.
Òðåòüÿ
çàêîíîìåðíîñòü: ïî ìåðå
ðîñòà
ðåáåíêà
ñîîòíîøåíèå
ïðîñòûõ è ñëîæíûõ
ôóíêöèé
ìåíÿåòñÿ. Íà
ðàííèõ
ñòàäèÿõ
ñëîæíàÿ
ôîðìà
îïðåäåëÿåòñÿ
ïðîñòûìè; íà
áîëåå
ïîçäíèõ
ñòàäèÿõ
ñëîæíàÿ
ôîðìà “òÿíåò”
çà ñîáîé
ïðîñòûå
ôóíêöèè,
ñïîñîáñòâóåò
èõ
äîñòðàèâàíèþ,
à â ñëó÷àÿõ
èõ
íàðóøåíèÿ –
ìîæåò
ñïîñîáñòâîâàòü
ðàçâèòèþ
êîìïåíñàòîðíûõ
ìåõàíèçìîâ.
( 14 )
Óêàçàííûå
çàêîíîìåðíîñòè îáíàðóæèâàþòñÿ
âî âñåõ
âûñøèõ
ôîðìàõ
äåÿòåëüíîñòè,
â òîì ÷èñëå è
òàêèõ, êàê
ýñòåòè÷åñêîå
ñîçíàíèå è
õóäîæåñòåííîå
òâîð÷åñòâî.
Èñêóññòâî –
íå
ïàðàçèòè÷åñêèé
öâåòîê
íà
òðóäíîì
ïðîöåññå
îáðåòåíèÿ ðåá¸íêîì
ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîé
íîðìû, íå
íàâåäåíèå
ãëÿíöà íà
óæå ñôîðìèðîâàâøåìñÿ
÷åëîâåêå.
Íåò,
èñêóññòâî
êàê îäíà
èç
ñëîæíåéøèõ
ôîðì
÷åëîâå÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè
âìåñòå ñ
äðóãèìè
âûñøèìè
ôóíêöèÿìè
ñïîñîáíî
“ïîäòÿãèâàòü”
îòñòàþùèå
ïðîñòûå
ôóíêöèè.
Ýòî
äîñòèãàåòñÿ
ïóò¸ì
ôîðìèðîâàíèÿ
íåêîòîðûõ
îáùèõ
íåñïåöèôè÷åñêèõ
óìåíèé.
Ïðàêòèêà
ëå÷åáíîé
ïåäàãîãèêè äîêàçàëà
âûñîêóþ
çíà÷èìîñòü íàçâàííûõ
âûøå
çàêîíîìåðíîñòåé.
Îñîáåííî
ïîêàçàòåëüíû
â ýòîì ïëàíå
äîñòèæåíèÿ
âåíãåðñêîé
øêîëû
êîíäóêòèâíîé ïåäàãîãèêè
äîêòîðà
À.Ïåòî ,
ëå÷èâøåãî
äåòåé,
ñòðàäàâøèõ
äåòñêèì
öåðåáðàëüíûì
ïàðàëè÷îì, è
îòå÷åñòâåííîé
øêîëû
Ìåùåðÿêîâà-Ñîêîëÿíñêîãî,
ðàçðàáîòàâøåé
òåõíîëîãèþ
âîñïèòàíèÿ
è
îáðàçîâàíèÿ
ñëåïî-ãëóõî-íåìûõ
äåòåé.
Èíòåðåñíî,
÷òî
ôîðìèðîâàíèå
îáåèõ øêîë
ïðîèñõîäèëî
ïðàêòè÷åñêè
îäíîâðåìåííî,
òî åñòü, â 50-õ -
60-õ
ãîäàõ .
Òðóäíî
ñêàçàòü,
íàñêîëüêî
ñòèõèéíî,
íàñêîëüêî
ñîçíàòåëüíî ýòè
çàìå÷àòåëüíûå øêîëû
îðèåíòèðîâàëèñü
íà ïåðå÷èñëåííûå
çàêîíîìåðíîñòè.
Êàê óæå îòìå÷àëîñü,
ïðàêòèêà
íåðåäêî
îáãîíÿåò
òåîðèþ.
Ñóïðóãè
Ê.Àêîø è
Ì.Àêîø –
ó÷åíèêè è
ïðîäîëæàòåëè
äåëà À.Ïåòî
êîíñòàòèðóþò,
÷òî
îñíîâàòåëü
êîíäóêòèâíîé
ïåäàãîãèêè ëè÷íî
ðàçðàáîòàë
ñèñòåìó ïðàêòè÷åñêèõ
ïðè¸ìîâ
óñïåøíîé
êîððåêöèè
ðàçâèòèÿ
äåòåé,
ñòðàäàþùèõ
ÄÖÏ, íî íå ñîçäàë
òåîðèþ ýòîé
ñèñòåìû.
Íàçâàííûå âûøå
ó÷åíèêè À.Ïåòî ,
âîñïîëíÿÿ ýòîò
ïðîáåë,
ïðèøëè ê îáùåìó
âûâîäó :
“Îñíîâîé äëÿ
óñïåøíîãî
ïðèìåíåíèÿ
íà ïðàêòèêå
êîíäóêòèâíîé
ïåäàãîãèêè
ÿâëÿåòñÿ
ðàäèêàëüíî
íîâûé
ñïîñîá
ìûøëåíèÿ.”( 4,
Ñ.182-183) Àâòîðû
âêëþ÷èëè â
íåãî
íåêîòîðûå
îáùèå
óñòàíîâêè,
îáÿçàòåëüíûå
äëÿ
êàæäîãî âçðîñëîãî,
ðàáîòàþùåãî ïî
ñèñòåìå
À.Ïåòî, áóäü
òî
ó÷èòåëü,
âðà÷, èëè
ðîäèòåëü. Ýòè
óñòàíîâêè
âî ìíîãîì
ñõîäíû
ñ
òîëüêî ÷òî
ðàññìîòðåííûìè
çàêîíîìåðíîñòÿìè.
Íî åñòü
íåêîòîðûå î÷åíü èíòåðåñíûå
äîïîëíåíèÿ.
Óêàæåì íà
äâà èç íèõ.
Ñèñòåìà
À.Ïåòî, êàê è
îòå÷åñòâåííàÿ
øêîëà
òèôëîñóðäîïåäàãîãèêè,
èñõîäèò èç
ïðèíöèïà
ñîòðóäíè÷åñòâà,
ñîâìåñòíî-ðàçäåë¸ííîé
äåÿòåëüíîñòè
âçðîñëîãî è
ðåá¸íêà. Íî â
êîíäóêòèâíîé
ïåäàãîãèêå
ïîä÷¸ðêíóò
ñëåäóþùèé
âàæíûé
íþàíñ, êîòîðûé
âîñïèòàííèêè
øêîëû
àâòîðèòàðíîé
ïåäàãîãèêè ÷àñòî
äàæå íå
çàìå÷àþò.
Âçðîñëûé íè
â êîåì
ñëó÷àå íå
äîëæåí íàâÿçûâàòü
ðåá¸íêó
ôîðìó
äåéñòâèÿ,
òåì áîëåå –
ïðè ÿâíîì åãî
íåæåëàíèè èëè
äàæå ñîïðîòèâëåíèè.
Íî
íåëüçÿ è
ðàáñêè ñëåäîâàòü
åãî
êàïðèçàì.
Âûõîä â òîì,
÷òîáû ÷óòêî
óëîâèòü
ìàëîçàìåòíûå
èìïóëüñû è
ïîáóæäåíèÿ
ðåá¸íêà, à
çàòåì ñâÿçàòü
ïðåäëàãàåìîå
åìó
äåéñòâèå ñ
ýòîé
ñëàáîâûðàæåííîé
ìîòèâàöèåé.
Åù¸ îäíà
íàñòîÿòåëüíàÿ
ðåêîìåíäàöèÿ:
âíà÷àëå
âçðîñëûé, à
ïîòîì ïî ìåðå
îñâîåíèÿ
ðå÷è è
ðåá¸íîê,
äîëæíû
íåïðåðûâíî
êîììåíòèðîâàòü
âñëóõ
ñëîâàìè èëè
òóò æå ñî÷èíÿåìûìè
ïåñåíêàìè
áîëüøèíñòâî
ñîâåðøàåìûõ
äåéñòâèé.
Îñîáåííî –
òåõ, êîòîðûå
äëÿ ðåá¸íêà
íàèáîëåå òðóäíû.
Åñòü ñìûñë
ïðåäïîëîæèòü,
÷òî
ýòà ðåêîìåíäàöèÿ
íàöåëåíà íå
òîëüêî íà ðàçâèòèå
ñîáñòâåííî
âåðáàëüíîãî
êîììåíòàðèÿ êàê
ñðåäñòâà
ýìîöèîíàëüíîé
ïîääåðæêè,
ïðîèçâîëüíîãî
çàïîìèíàíèÿ,
ðàñêðåïîùåíèÿ
ìûøö ëèöà è
ãîðòàíè è òàê
äàëåå. Ñóòü,
ìû äóìàåì,
ëåæèò
ãëóáæå:
çäåñü
ñîâåðøàåòñÿ
âûõîä
íà íåêîòîðûå
âàæíåéøèå äëÿ ÷åëîâåêà
íåñïåöèôè÷åñêèå
óìåíèÿ. Ñëîâåñíûé
êîììåíòàðèé
ðàáîòàåò
åù¸ è íà
ðåôëåêñèþ, à
îíà , â ñâîþ
î÷åðåäü, - åñòü åäâà
ëè íå
âàæíåéøàÿ
îñîáåííîñòü
÷åëîâå÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè.
Íà÷èíàÿ ñ
20-õ ãîäîâ â
íàøåé
ñòðàíå è çà
ðóáåæîì â
ïñèõîëîãèè,
ïåäàãîãèêå,
ëèíãâèñòèêå,
êóëüòóðîëîãèè,
ýñòåòèêå è
äðóãèõ
îáëàñòÿõ
çíàíèÿ
îáñòîÿòåëüíî
ðàçðàáàòûâàåòñÿ
è øèðîêî
ïðèìåíÿåòñÿ òàê
íàçûâàåìûé
“äåÿòåëüíîñòíûé”
ïîäõîä. Íàêîïëåííûé
òåîðåòè÷åñêèé
áàãàæ ïîäâ¸ë
ê
íåîáõîäèìîñòè
áîëåå
ãëóáîêî îñìûñëèòü
ñàìó
÷åëîâå÷åñêóþ
äåÿòåëüíîñòü
âîîáùå.
Ôèëîñîôñêèé
àíàëèç âûÿâèë
â íåé
ìîìåíòû,
âåñüìà
çíà÷èìûå
äëÿ
ñïåöèàëèñòîâ
ðàçíîãî ïðîôèëÿ,
â òîì ÷èñëå äëÿ
ïðåäñòàâèòåëåé ëå÷åáíîé
è
êîððåêöèîííîé
ïåäàãîãèêè.
Ïîêàçàíî,
÷òî
âñåîáùåé è
èñõîäíîé
“êëåòî÷êîé”,
èç êîòîðîé è â
êîòîðîé ðàçâèâàþòñÿ
âñå
ýìïèðè÷åñêè
äàííûå ôîðìû
äåÿòåëüíîñòè
÷åëîâåêà è
âñå åãî
ñïîñîáíîñòè,
åñòü åãî “ß”.
Ïîä÷¸ðêèâàåòñÿ,
÷òî â
îòëè÷èå îò
äðóãèõ æèâûõ
ñóùåñòâ
÷åëîâåê ñïîñîáåí
ñîçíàòåëüíî
îòëè÷àòü
ôîðìó
äåéñòâèÿ
îò åãî
ñîäåðæàíèÿ.
Äî òåõ ïîð,
ïîêà
èíäèâèä íå
íàó÷èëñÿ
èëè ïî êàêèì-íèáóäü
ïðè÷èíàì íå
ìîæåò ñàì
ïðîèçâåñòè ýòî
ðàçëè÷åíèå,
çà íåãî ýòî
äåëàþò
äðóãèå.
Òîãäà åìó
ïðèõîäèòñÿ áåç
îñìûñëåíèÿ
óïîòðåáëÿòü
ãîòîâóþ
ôîðìó. Îí
âûñòóïàåò â
“ïàññèâíîì
çàëîãå”
, óïîäîáëÿåòñÿ
ìåõàíèçìó,
äåéñòâóþùåìó
ïî
âñòðîåííîé
ïðîãðàììå ,
èëè – äîìàøíåìó
æèâîòíîìó,äåéñòâóþùåìó
ïî êîìàíäå õîçÿèíà.Ñîáñòâåííî
÷åëîâå÷åñêàÿ
äåÿòåëüíîñòü
åñòü
ñàìî-äåÿòåëüíîñòü.
Èíäèâèä âûÿâëÿåò
ôîðìó
äåéñòâèÿ,
ïðåîáðàçóåò
å¸ “ïîä ñåáÿ”,
äåëàåò å¸ äëÿ
ñåáÿ
ïðàâèëîì èëè
ýòàëîíîì ;
òàêèì
ñïîñîáîì îí
ñîçèäàåò äëÿ
ñåáÿ
“ß”. ( Ñì.15)
Âûäåëåííóþ
ôîðìó
äåéñòâèÿ
ðåá¸íîê
ìîæåò
îñóùåñòâëÿòü
ðàçíûìè
ñðåäñòâàìè:
ñëîâîì,
ðèñóíêîì,
äâèæåíèåì,
ëåïêîé,
ìåëîäèåé,
êóêëîé
,ìèìèêîé è òàê äàëåå.
Ýòî
íåñïåöèôè÷åñêîå
óìåíèå
âûäåëÿòü ôîðìû
ïðåäìåòîâ ïðèðîäû
è êóëüòóðû,
ôîðìû
ñîáñòâåííîé
æèçíåäåÿòåëüíîñòè åñòü
âåëè÷àéøåå
áëàãî
äëÿ
ñòàíîâÿùåãîñÿ
ìàëåíüêîãî
÷åëîâåêà.
Îíî ïîçâîëÿåò
ðåá¸íêó ñ
ïðîáëåìàìè
ðàçâèòèÿ
ñêîðåéøèì
ïóò¸ì
è ñ
ïðåêðàñíûìè
ðåçóëüòàòàìè
âîéòè
â “îòêðûòîå”
îáùåñòâî.
Êàê æå
ïîìî÷ü
ðåá¸íêó
ðàçâèòü ýòî
äðàãîöåííîå
óìåíèå
?
Êàê è ïðè
ðåøåíèè
äðóãèõ
ïåäàãîãè÷åñêèõ
çàäà÷,
ëîáîâàÿ
àòàêà çäåñü
ìàëîýôôåêòèâíà.
Ïîñòàâëåííàÿ
â òîé ôîðìå,
êàê îíà
òîëüêî ÷òî
îïèñàíà,
çàäà÷à
àáñòðàêòíà.
Îíà
íåïîíÿòíà
ðåá¸íêó, èáî
íå ñâÿçûâàåòñÿ
íè ñ êàêèì
ýëåìåíòîì
åãî
äåòñêîãî æèçíåííîãî ìèðà.
Äðóãîå äåëî –
åñëè îíà áóäåò
ñêðûòíî îò íåãî
ðàñòâîðåíà â
ñîñòàâå
êàêîãî-ëèáî
äðóãîãî ,
ïî-íàñòîÿùåìó
èíòåðåñíîãî
äåéñòâèÿ. È –
åñëè îíà
òàêæå
ïðåäñòàíåò
ïåðåä íèì íå â
çàóìíîé
íàó÷íî-ïîíÿòèéíîé
ôîðìóëå, à â
ñîñòàâå
êàêèõ-òî ÿðêèõ ÷óâñòâåííûõ
îáðàçîâ.
Ïðè÷åì
òàêèõ,
êîòîðûå
ñîçåðöàþòñÿ
è òâîðÿòñÿ
èì íå
ïî
ïðèíóæäåíèþ è íå äëÿ
âîçíàãðàæäåíèÿ,
à “ïðîñòî òàê”.
Òðåáîâàíèÿì
íåóòèëèòàðíîñòè,
îáðàçíîñòè,
ñâîáîäû
äåÿòåëüíîñòè
îòâå÷àþò
çàíÿòèÿ
õóäîæåñòâåííûì
òâîð÷åñòâîì
è äåòñêàÿ
èãðà. Íå
âäàâàÿñü â
íåêîòîðûå
ðàçëè÷èÿ
ìåæäó íèìè,
ñêàæåì, ÷òî
îáå ñôåðû
êóëüòóðû äàâíî
è èñïðàâíî
ñëóæàò
ñòàíîâëåíèþ
ñïîñîáíîñòè
ðåá¸íêà ê
ðåôëåêñèè.
Îáå
ïðîáóæäàþò ó
äåòåé
èíòóèöèþ,
òó
“çàãàäî÷íóþ”
ñïîñîáíîñòü
êàæäîãî
íîðìàëüíîãî ÷åëîâåêà
, ê êîòîðîé ïî
ñåé äåíü íå
ñìååò ïîäñòóïèòüñÿ
îôèöèàëüíàÿ
øêîëà , îðèåíòèðóþùàÿñÿ
ëèøü íà
ðàçâèòèå ðàññóäî÷íîãî
ìûøëåíèÿ.
Ðîëü
èñêóññòâà
íå äîëæíà
ñâîäèòüñÿ ê
çàäà÷àì
íîðìàëèçàöèè
ðàçâèòèÿ
ïðîñòûõ
ïñèõè÷åñêèõ
ôóíêöèé.
Óìåíèå
ðàçëè÷àòü
ñîäåðæàíèå
è ôîðìó
äåÿòåëüíîñòè,
óìåíèå
ñàìîñòîÿòåëüíî
ðàáîòàòü ñ
ôîðìîé
äåéñòâèÿ,
óìåíèå
ïåðåíåñòè
ìåõàíèçì
ðåôëåêñèè
íà ñàìîãî ñåáÿ è
ïðåîäîëåòü
äåòñêèé ýãîöåíòðèçì,
óìåíèå
ïîëüçîâàòüñÿ
èíòóèöèåé
(“âèäåòü”)- âñ¸
ýòî ñóòü
íåñïåöèôè÷åñêèå
“ïîáî÷íûå”
ïðîäóêòû
õóäîæåñòâåííîãî
îáðàçîâàíèÿ
è
òâîð÷åñòâà
ðåá¸íêà ,
íåñïåöèôè÷åñêèå
ïðåäïîñûëêè
åãî çäîðîâîãî
ðàçâèòèÿ.
×óòêèå è
ãðàìîòíûå
âçðîñëûå
äîëæíû ïîñòîÿííî
äåðæàòü èõ â
ïîëå
ñâîåãî
ñîçíàíèÿ è
äåëèêàòíî,
íî
íàñòîé÷èâî
ðàáîòàòü
íà
íèõ.
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ
1.
Àãàäæàíÿí
Í.À. Ïîçíàé
ñåáÿ ÷åëîâåê
! Ì.1995
2.
Àëüòøóëëåð
Ã.Ñ. Àëãîðèòì
èçîáðåòåíèÿ.
Ì.Èçä.2-å.1973
3.
Áåëêèí
À.Ñ.
Âîçðàñòíàÿ
ïåäàãîãèêà.
×.1.2. Åêàòåðèíáóðã
1992
4.
Àêîø
Ê.,Àêîø Ì.
Ïîìîùü äåòÿì
ñ
öåðåáðàëüíûì
ïàðàëè÷îì –
êîíäóêòèâíàÿ
ïåäàãîãèêà.
Ì.Ïåð. ñ âåíã. 1994
5.
Ãàëüïåðèí
Ï.ß. Ðàçâèòèå
èññëåäîâàíèé ïî
ôîðìèðîâàíèþ
óìñòâåííûõ
äåéñòâèé.\\
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ
íàóêà â ÑÑÑÐ.
Ò.1 Ì.1959
6.
Ãëîòîâà
Ã.À.
Òâîð÷åñêàÿ
îäàð¸ííîñòü
ëè÷íîñòè.
Ïðîáëåìû è
ìåòîäû
èññëåäîâàíèÿ.
Åêàòåðèíáóðã.
1992
7.
Ãðèãîðüåâ
Â.Í. Âèäåíèêà.
Âèä
ïðàêòè÷åñêîé
ýâðèñòèêè.
Îìñê. 1994
8.
Äîíàëüäñîí
Ìàðãàðåò
Ìûñëèòåëüíàÿ
äåÿòåëüíîñòü
äåòåé. Ì.Ïåð. ñ
àíãë. 1985
9.
Êèñëîâ
À.Ã.
Ñîöèîêóëüòóðíûå
ñìûñëû
äåòñòâà.
Åêàòåðèíáóðã.
1998
10. Êðàâöîâ Ã.
Èãðà êàê
îñíîâà
äåòñêîãî
òâîð÷åñòâà.\\
Èñêóññòâî â
øêîëå. 1994. ¹ 2
11. Êóìàðèí Â.Â.,
Âèíîãðàäîâà
Í.Ä. Ïðèíöèï
ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè è
âîçðîæäåíèå
øêîëû. \\
Ïåäàãîãèêà.
1995. ¹ 2
12. Ëàâðîâ Ñ.
Òâîð÷åñòâî
è àëãîðèòìû. \\
Íàóêà è æèçíü.
1985. ¹ 3
13. Ëàíãìåéåð
È., Ìàòåé÷åê
Ç.
Ïñèõè÷åñêàÿ
äåïðèâàöèÿ â
äåòñêîì â
âîçðàñòå.
Ïðàãà.Ïåð. ñ ÷åø.
1984
14. Ëóðèÿ À.Ð.
Ìîçã
÷åëîâåà è
ïñèõè÷åñêèå
ïðîöåññû. \\
Ôèëîñîôñêèå
âîïðîñû
âûñøåé
íåðâíîé
äåÿòåëüíîñòè
è
ïñèõîëîãèè.
Ì. 1963
15. Ìîë÷àíîâ
Â.À.
Äåÿòåëüíîñòü
êàê
ôèëîñîôñêèé
ïðèíöèï:
ïðîòèâîïîëîæíîñòü
äèàëåêòèêî-ìàòåðèàëèñòè÷åñêîé
è
äèàëåêòèêî-èäåàëèñòè÷åñêîé
êîíöåïöèé. \ Àâòîðåô.
äèññ. …ê.ô.í.
Ñâåðäëîâñê 1983
16. Ìàëÿðîâà
Í.Â.,Íàðòîâà-Áî÷àâåð
Ñ.Ê. Ñèñòåìû öåííîñòåé
äåòåé è
ïîäðîñòêîâ â
óñëîâèÿõ ñîöèàëüíîé
äåïðèâàöèè.\\ Àêòóàëüíûå
ïðîáëåìû
ñîâðåìåííîãî
äåòñòâà. Âûï. 11.
Ì. 1993
17. Íåêðàñîâà
Þ.Á.
Áèáëèîòåðàïèÿ
íà ïîäãîòîâèòåëüíîì
ýòàïå
ñîöèàëüíîé
ðåàáèëèòàöèè
çàèêàþùèõñÿ.
\\
Ïñèõîòåðàïèÿ
â äåôåêòîëîãèè.
Ì. 1992
18. Ïåòðîâà Ã.È.
Ãíîñåîëîãè÷åñêèé
àíàëèç òåîðèé
îáó÷åíèÿ.
Òîìñê . 1977
19. Ðàïïàïîðò
À.Ã.
Ïðîåêòèðîâàíèå
áåç ïðîòîòèïîâ.\\
Ðàçðàáîòêà
è âíåäðåíèå
àâòîìàòèçèðîâàííûõ
ñèñòåì â
ïðîåêòèðîâàíèè.
Ì. 1975
20. Ðåàáèëèòàöèÿ
äåòåé ñ
äåòñêèì
öåðåáðàëüíûì
ïàðàëè÷îì. \
Ñá. äîêëàäîâ.
Åêàòåðèíáóðã
.1995
21. Ðîòåíáåðã
Â.Ñ.,
Àðøàâñêèé
Â.Â. Ïîèñêâàÿ
àêòèâíîñòü
è àäàïòàöèÿ.
Ì. 1984
22. Ñòàíèñëàâñêèé
Ê.Ñ. Ðàáîòà àêò¸ðà íàä
ñîáîé. \\ Ñî÷. Ò.2. Ì.1960
23. Ñóâîðîâ À.Â.
Ìóæåñòâî
ñîçíàíèÿ. \\ Âîïðîñû
ôèëîñîôèè. 1988 ¹
4
24. Ùåòèíèí Ì.Ï.
Øêîëà
áóäóùåãî
íà÷èíàåòñÿ ñåãîäíÿ.
\\ Íîâûé ìèð. 1981 ¹ 3