ДИАЛЕКТИКА КАК
ИСКУССТВО.
( //«Культура и мироотношение».
Петрозаводск.1990. С.100-109)
Включение диалектики как
отвлеченного знания о методе в мироотношении реального человека - задача, выходящая
за рамки педагогических методик и проблем психологии познавательной деятельности.
Ее разрешение связано с выяснением глубинных отношений научных и вненаучных
факторов регуляции жизнедеятельности человека, отношений науки и искусства, в
частности, искусства, взятого со стороны его понимания как высокого уровня
умения -реализовать некую идеальную сущность.
Мнения о том, есть ли
диалектика (и вообще наука) в какой-либо мере также и искусство (умение) и
нужно ли ее исследовать с этой
стороны, различны.
Кант считал, что применение категорий есть
"скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого
вряд ли когда-нибудь удастся угадать у природы и раскрыть"(1). Иное мнение
у Гуссерля: наука реализуется в жизненном мире человека "способом,легко
понятным, точное описание которого может быть опущено".(2) Как бы среднюю
позицию занимает Милль. Назвав вслед за Ф.Беконом логику наукой наук,
искусством искусств, он ставит хороший вопрос о логике моральной и
политической практики, о соотношении в этой логике правил искусства и теорий
науки. Но из-за неправомерного отождествления практики и искусства и противопоставления
науки социальной практике у него исчезает сам вопрос об умении владеть логикой
как наукой.(3)
Гегель писал, что
диалектику обычно рассматривают как "внешнее искусство, которое
произвольно вносит путаницу в определенные понятия", тогда как она есть
"имманентный переход одного определения в другое", "принцип,
который один кладет в содержание науки имманентную связь и
необходимость"(4). Конечно, сегодня уже не называют диалектикой искусство
античных софистов, "доказывавших" все, что угодно. В эпоху НТР
глубоко чувствуется правота Гегеля, потребовавшего видеть в диалектике науку и
явившего истинность этого подхода величественной "Наукой логики". Но
научные определения сами собой; без участия людей, друг в друга не перейдут.
Выписав у Гегеля
ключевое положение:"Понятие в своей обьективности есть сама сущая в себе и
для себя вещь". Ленин вынес приговор: " = объективизм + мистика и
измена развитию"(5).
Критика объективизма в логике имеет глубокий
смысл. В мышлении, как и в революционной практике, нельзя довольствоваться
описанием сложившегося "хода мыслей" и пассивным следованием ему.
Надо сознательно развивать тактику умственного действия. Эта установка
проходит у Ленина через всё изучение им гегелевской диалектики. "Как ее
применять?" - звучит на страницах "Философских тетрадей" в виде
то вопросов, то эскизных ответов. Ленина не смущают иронические замечания
Гегеля о попытках представлять диалектику как искусство, о том, что логика так
же мало учит мыслить, как физиология - переваривать вищу, и т.п. Ленин
убежден, что наличную логику духовной деятельности людей в определенных
пределах можно организовывать и преобразовывать. Здесь он продолжает линию
основоположников марксизма, утверждавших, что способность мыслить должна быть
развита, усовершенствована .
Сегодня это положение подтверждается
педагогическим опытом. Например, показано, что после специальной подготовки
около 70% детей овладело навыками теоретического мышления, при обычных занятиях
оно стихийно развилось только у 27% детей.(7)
Проблема мастерства
осознается как центральная в искусстве. Однако, она важна не только для
художественного творчества, но и для всех сфер деятельности, включая философствование.
Недаром все чаще пишут, что в философской культуре главное - не знание само по
себе, а умение применять его"(8), что неумение применять диалектику
превращает неумеющих в не-диалектиков.(9)
В то
же время теоретического анализа этой грани как не было, так и нет. Если
проблема и затрагивается, ее сразу переводят на частности; как "работает»
вот этот закон или вот эта категория диалектики? А проблема общих закономерностей
превращения диалектики в жизненном мире индивида из формы теории в форму
умения, реального мироощущения не только не решается, но даже и не замечается.
Попытаемся
хотя бы приблизительно выделить некоторые моменты этого превращения.
Прежде
всего различим диалектику как теоретическую систему и диалектику как наличный
способ мировоззренческого самоопределения деятельности индивида (а труд есть
важнейшее жизненное поле индивидуального мироотношения). Такое различение уже
отмечалось в отношении мировоззрения.
Его отмечал и Ленин, характеризуя "серьезнейший внутренний
кризис марксизма" в России после поражения революции 1905 г.: учение
основоположников марксизма столкнулось о марксизмом, бытовавшим в головах многих
участников революции.(10) О сходном явлении писал и Ф. Энгельс.(11) Классики
констатировали указанное различие на фактах неправильного применения
теории.
Но нетождественность сущности и существования, развития и функционирования обнаруживается и в правильном применении диалектики. В частности, перевод теории в умение включает в себя разрешение противоречия между идеальным и реальным, между формой и содержанием, единым и многим, необходимым и случайным и пр.
История,
подобно гениальному художнику, явила идеальный тип диалектики через реальную
деятельность великих мыслителей. Сегодня каждый должен бы "повторить"
эти всемирно-исторические образцы. Но здесь подстерегает опасность убить
искусство механическим копированием, когда уже не человек употребляет образ
действия, а превращенная в идол форма как бы использует человека для своего
бытия в обществе.(12) Часто даже не форма, а ее словесная формула, вроде
"сущность является, тогда как явление существенно".
Противоположную
опасность составляет деформация идеального типа в процессе творчества. Так, в
зарубежной философии появились: гиперэмпирическая, негативная, межсубьективная,
онтологическая, реальная, трагическая и прочие "диалектики". Своеобразным
их синтезом выступил плюралистический подход, резюмированный в словах
вице-президента Международной федерации философских обществ Х.Перельмана:
"Диалектика - • очень смутное понятие. Я знаю двадцать
диалектик..."(13) При всем частном многообразии эти модификации диалектики
предоставляют возможность превращений диалектики из «алгебры революции» в
орудие воспитания послушных и "понимающих", беспредельно гибких
конформистов, в эклектику и софистику.
Многообразие
содержательных интерпретаций идеального типа тем не менее существует, оно
закономерно должно быть прослежено на фактическом материале разных сфер науки
и практики, а также форм духовной деятельности. Последним часто "не
везет" в работах о диалектике. Предпочтение отдается сопоставлению известных
законов с новыми и новыми фактами. Что же при этом происходит о формами
мышления и вообще о самоопределением личности? Когда-то Джемс писал: "Для
одной сферы жизни лучше здравый смысл, для другой - точная наука, для
третьей - философский критицизм; но только один Бог знает, какой из этих типов
точнее в абсолютном смысле этого слова".(14)
Агностический вывод плюрализма неприемлем, но
нацеленность на выявление богатства форм заслуживает одобрения.
Действительно,
во-первых, специфика предметных областей, форм социальной практики,
общественных отношений, институтов порождает множество типов мышления -
профессиональный, национальный, конфессиональный и др. Каждый из них
представлен своими разновидностями. Например, профессиональный - педагогической,
юридической, инженерно-технической и др. В этих типах и их разновидностях
диалектика обретает особенное воплощение.
Во-вторых,
превращение теории в умение предполагает трансформацию категориальной формы. В
теорию диалектики категории входят как продукты широчайшего обобщения
человеческой деятельности. Точнее - как фиксация единства трех ветвей
рационального уровня духовной деятельности: познающего ума (интеллекта),
практического разума (рациональной воли), пафоса ума (рационального уровня эмоциональности);
ещё точнее, категория есть синтез рациональных форм (понятие, идея, пафос).(15)
В ходе её применения категория как бы
развертывается обратно в указанные сейчас формы рациональности, отрицая себя.
Кстати, еще Гегель писал, что философия потеряет свое лицо, если остановит свое
содержание.на категориях, "не доводя их до понятия и не завершая их в
идею".(16)
"Загадочное"
отрицание категорией своей формы на деле не так уж и таинственно. Теория
диалектики сообщает в форме понятий закономерности развития, взаимосвязи и др.
Ленин предлагал переводить понятия в форму требований, т.е. идей. 'Если все развивается,
значит, "надо брать" предмет в развитии и т.д. Выступление Ленина в
дискуссии о профсоюзах содержит четыре таких идеи. Но кто запрещает расширить
их перечень? (17)
В
практическом владении,(в умении) трансформация духовных форм идет еще дальше;
от рациональных - к чувственным. Кант обнаружил интереснейшее различие между категорией
(категорией в себе) и схемой чистого рассудочного понятия (категорией для нас).
Он добавил, что такие "схемы" в процессе их применения приближаются к
чувственности (18), и был прав. Суть каждого теоретического обобщения - в
выходе за пределы единичных "здесь и сейчас" к общему "всегда и
везде". Но нельзя действовать практически "вообще". Применяя
теоретическое знание, его интерпретируют через неповторимые детали единичных
"здесь и сейчас".
Значит, пространство и время, ушедшие было
при категориальном анализе на второй план, снова принимаются в расчет. А
пространственная и временная единичность составляют объект чувственных
форм.(19) И здесь в силу вступают ощущения, стремления, чувства (страсти,
аффекты).
Значит,
диалектику как искусство "надо брать" с учетом и этого движения. То
есть,- заботиться о наглядности
преподносимых в процессе обучения положений диалектики, о соединении их с такими
элементами жизненного мира субъекта, как интересы, установки, мотивации. Для этого,
в свою очередь, требуется развивать теоретические представления о
праксиологических и аксиологических смыслах диалектики. Имеются попытки
исследовать эти аспекты диалектики.(20) Такой анализ правомерен и нужен. Ведь
даже в страдающей гносеологизмом гегелевской системе "имманентное"
развитие определений в итоге порождает "идею добра".
Философский
анализ применения диалектики выявляет возможности применения теории диалектики
к ней самой, показывая, в частности, динамику рациональных форм, соотношения
чувственного и рационального и т.д. О высокой значимости
профессионально-философского подхода к жизненным превращениям диалектики
высказано немало глубоких суждений. Таковы, например, выступления В.В.Ильина,
М.Я.Ковальзона, Л.Н.Митрохина, В.С.Семенова, В.А.Смирнова и других при
обсуждении темы "Философия и жизнь" на страницах "Вопросов
философии" в I987-I988 гг.
Для
философов много сложнее оказалось свыкнуться с мыслью о подходе к философии
с нефилософских позиций.
Вспомним, сколь резкое неприятие профессионалов
вызвал в свое время доклад французского марксиста Л.Альтюссера "Ленин и
философия" в Национальной академии наук Франции. Среди других
оригинальных положений автор защищал мысль, что философию необходимо исследовать
с позиций,,не только философии, но и политики, как это делал В.И.Ленин.(21)
Идея
"взгляда со стороны" на философию перспективна и в приложении к
диалектике. Как стержень методологии, мировоззрения и мироотношения, теория
диалектики функционирует в жизненном мире индивида, и здесь ее существование
подвержено всем перипетиям человеческой жизни. Следовательно, для полного
понимания метаморфозов диалектики из теории в умения нужно использовать данные
психологии, педагогики, социологии, политологии и т.д.
Между
тем в отечественной литературе и напряженной перестроечной практике трудно
изживается тенденция "брать" или отбрасывать диалектику как
завершенную классиками теорию, нуждающуюся разве что в иллюстрациях, поясняющих
или опровергающих. Нынешний день яснее, чем какой-либо другой, доказывает
зависимость диалектики как философской теории от социально-политической
ситуации.
С
60-х гг. до настоящего времени вышло немало содержательных работ, где продукты
и формы научного мышления изображались как развивающиеся, претерпевающие изменения в деятельности. Но акценты
нередко переносятся на изучение порождающей их деятельности - всеобщий труд,
на ученого как субъекта этого труда.(22) Эта тенденция тоже отражает социальную
ситуацию; в частности, ускоряющийся количественный и качественный рост массы
опредмеченного труда требует усилить внимание к живому труду. Этот процесс
"находит свое выражение в идее опережающего развития человека",
причем одна из актуальнейших здесь задач -
"преобразовывать свой образ мысли и деятельности, в том числе и на уровне индивидуального сознания и
практики".(23)
Движение к личности и к
практике обязательно при анализе превращения теории в искусство.(24) Кстати
сказать, личностный уровень бытия теории и практика ее применения суть не
только "снятие" теории как формы знания, но и ростковая зона нового
знания, могущего впоследствии обрести теоретическую форму. Не теория
развивает-ся, а индивиды развивают ее.
В педагогике признано,
что искусство воспитывать не черпается из книг, оно достигается через пример,
через собственную педагогическую практику. Это же утверждают мастера живописи,
поэты, композиторы. Ученичество и непрерывные собственные поиски - другого
пути превращения формул теории в максимы личного умения нет. Данная педагогическая
истина действует и при освоении диалектики.
Воплощение диалектики в
мироотношении предполагает содержательную интерпретацию и всеобщих требований
метода, и мировоззренческих концептуальных моделей. Это в определенной мере
учитывала еще домарксистская философия. Так, Лейбниц, исследовавший
"новое искусство познания", сосредоточивал внимание на соотношениях
науки и власти, знания и веры и т.п.(25)
Эта грань диалектики как
искусства особенно явственна при обращении к истории ее применения к той или
иной сфере жизни. Богатейший, полный неожиданностей, материал здесь дает наследие
ленинской политической мысли, оказавшееся вновь в эпицентре активного
внимания, подчас философски-аналитического (26), подчас – хлестко публицистического,
но всегда интересного для тех, кто хочет понять отношение философии к жизни,
науки о мышлении -к реальной жизнедеятельности.
Превращение диалектики в
личное достояние, практическое искусство есть формирование и особых технических
навыков, и позиций личности. Практика выявляет единство методологии, мировоззрения
и мироотношения, разведенных на этапе теоретической абстракции. Это единство
составляет существенный момент функционирования диалектики в жизненном мире
личности, который должен быть научно осмыслен в педагогических целях.
1.Кант И. Критика
чистого разума // Соч.: В 6 т. - М., 1964. - Т.З. - С.223.
2.Гуссерль Э. Логические
исследования. - СПб, 1909. -T.I. -
С.9.
3.Милль Д.С. Система
логики силлогистической и индуктивной, - М., 1914. - С.860-864.
4. Гегель Г.В.Ф. Логика // Соч.: В 14 т. - М.,
1930. -T.I..- С. 135.
5.Ленин В.И. Философские
тетради // Полн. собр. соч. -Т.29. - С.157.
6.Энгельс Ф. Диалектика
природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20. - С.366.
7/Ермолаева-Томина Л. К
творчеству способен каждый // Молодой коммунист. - 1980. - № 12. - С.73.
8/Шаповалов В.Ф. О
необходимости философского обобщения исторического опыта и совершенствования
философской культуры. Философия и жизнь // Вопросы философии. - 1987. - » 9. -
С.73.
9.Клямкин И.М., Пантин
И.К. Из истории одного спора о диалектике // Вопросы философии. - 1985. № 6. -
С.5.
10.Ленин В.И. О
некоторых особенностях исторического развития марксизма // Полн. собр. соч. -
Т,20. - С.88.
11. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху. 21-22
сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.37. - С.396.
12.Ильенков Э.В.
Диалектическая логика. Очерки теории и истории. - М.. 1974. - С.206.
13. ФО СССР:
Информационные материалы. - М., 1981. -и 6(27). - С.68.
14. Джемс У. Вселенная с
плюралистической точки зрения. -М., I9II.
- С.25. .
15. Баталов А.А. Профессиональное
мышление: философские проблемы: Автореф. дис. на соиск. учен. степени д. филос.
н. -Свердловск, 1986. - С.19-22.
16. Гегель Г.В.Ф. Логика. - С.346.
17.Необходимость
перевода категорий диалектики в форму требований к мыслящему субъекту отмечал
А.П.Шептулин. См.:Материалы совещания по диалектическому материализму // Вопросы
философии. - 1982. № 7. - С.95.
18. Кант И. Критика
чистого разума. - С.223.
19. Гегель Г.В.Ф.
Философия духа // Соч.: В 14 т. - Т.З. -С. 208.
20.Диалектика и этика. -
Алма-Ата, 1983.
21 Luis Althusser.
Lenin i filozofia.// Studia filozoficzne 1979 . N 11. S.
3-28
22 Арсеньев А.С., Библер B.C.,
Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. - М., 1967. - Ч.1 и 2. Библер B.C.
Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. - М.. 1975..
23.Пахомов Н.Н., Татур М.Г. Технологический
вызов - новая революция в образовании? // Вестник высшей школы. - 1988. № I. -
С.15. ' .
24.Полани М. Личностное
знание. - М., 1985.
25. Лейбниц Г.В. О
приумножении наук // Соч.: В 4 т. -
Ч., 1982. - T.I. -
J. 164-202.
26. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики.
Три великих замысла. - М., 1983.С.276; Власова В.Б., Плимак Б.Г. Политика как
наука и искусство // Ленин как политический мыслитель -М.. 1981. - С,344-356.