ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА И ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
СТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Волков Л.Е. УГМА
Исследователи эмоционального мира
человека много тысяч лет составляли различные виды его типологии. К числу
наиболее известных можно отнести: восточный и арабский Зодиаки, гороскопы
камней, растений и животных. Особо
выделяются психотипы, связанные с гомеопатическими препаратами врача Ганемана.
С конца 19 века новой наукой - психологией создано около двух десятков теорий
личности: Фрейд, Юнг, Адлер, Кеттелл, Роджерс, Маслоу и др.
Современные исследования личности в
психологии сегодня преимущественно сводится к изучению проявлений личности
(личины, персоны), ее мотивации и форм деятельности. Модели личности имеют вид теоретических сбалансированных
многовекторных структур групп эмоциональных характеристик человека в различных
аспектах жизни. Практически все модели не связаны с телом человека и его
физиологическими функциями.
Автор, в течение многих лет
занимаясь изучением восточной медицины (акупунктуры), оздоровительных практик
(Цигун и КунгФу) и биоритмологии обратил внимание на некоторые взаимосвязи
между состоянием меридианов акупунктуры и психологическими качествами человека.
Одними из наиболее близких моделей
являются строение трех дантяней, применяемой в Цигун, и структурный анализ
личности Эрика Берна. В концепции Цигун человек делится на три области
сосредоточения силы: верхний дантян – Шень (Дух); средний – Ци (Энергия) и
нижний – Цзин (Жизненная сила-Семя).
По Э. Берну все взрослые люди носят
в себе состояние трех компонентов личности: родителя, взрослого и ребенка,
расположенных соответственно (рис.1).
Родитель Взрослый Ребенок
По сопоставлению функциональных
проявлений Цзин больше всего соответствует Родитель, Ци – Взрослому, тогда Шень
будет совпадать с Ребенком. Применительно к телу человека расположение
компонентов Э. Берна меняет конфигурацию и приобретает вид (рис.2).
Родитель Взрослый Ребенок Дух Энергия Жизн.Сила
Продолжая поиск аналогий можно
сопоставить функцию нижнего обогревателя с инстинктивной сферой человека,
среднего – с эмоциональной и верхнего с ментальной.
Исходя
из этих положений и учитывая, что спектр ментальной жизни человека имеет более
тонкие резонансы по сравнению с инстинктивной и даже эмоциональной, можно
полагать, что человек, выбирающий в диалоге статус «родителя», стремится
занять «позицию силы» по отношению к
контрагенту. Это хорошо стыкуется с выводами трансакционного анализа Э. Берна.
Среди многих вопросов, которые задают психологи при
изучении поведения человека, отсутствуют несколько самых важных – что служит
носителем эмоционального мира, где
генерируются (выражаясь техническим языком), принимаются и обрабатываются
эмоции и мысли, каким образом и в каком виде хранится эмоциональная информация.
Учитывая, что психология, как научно-практическая дисциплина достаточно молода
(первая теория личности Фрейда появилась в 1890 году), можно предположить, что
предстоит большая работа по созданию полноценной достоверной модели строения и
функционирования эмоционального мира человека.
По
мнению автора, значительную роль в продуцировании, восприятии и переработке
эмоциональной информации играют эниологические компоненты человека, частично
описанные в древневосточной медицине и активно изучаемые сегодня: меридианы и
чакры, обогреватели (даньтяны) и элементы (группы органов и меридианов),
биополевые структуры и принципы взаимодействия с внешней средой
(причинно-следственные связи) и т.п.
Наблюдения
и исследования последних 15 лет показывают,
что каждая система, орган, объемная проекционная зона, ткань или
жидкость кроме известных физиологических характеристик - морфологический состав
специфических клеток, биоритмологический спектр внутренних колебаний, составы
выделяемых и потребляемых фракций и т.п. имеет и более тонкие характеристики,
связанные с инстинктами, эмоциями и мыслями человека. Выяснилось, что каждый объект в теле человека
обладает или имеет связь с индивидуальными
психоэмоциональными характеристиками.
Достаточно близким к статусу компоненты Э.
Берна подходит описание “точки сборки”,
введенное этнографом Карлосом Кастанедой.
“Точка сборки” определяет комплекс врожденных и приобретенных
поведенческих характеристик человека: жизненные приоритеты, методы восприятия и
анализа информации, принципы принятия решений, виды реакций и многое
другое. Каждая “точка сборки”
проецируемая в определенном месте в теле и представляет “взгляд” человека на
мир из этой точки. По Кастанеде, для развивающегося человека одной из самых главных задач
является - научиться легко “перемещать точку сборки”, т.е. осваивать новые личностные качества,
кроме привычных. По видимому, устойчивые
“точки сборки” также приобретаются при длительных процессах: воспитании в
семье, жизнедеятельности в образовательной или профессиональной среде.
Используя
намечающиеся аналогии групповых психологических характеристик: компонентов из
классической психологической модели Э. Берна, описаний функционирования и
развития обогревателей многотысячелетней
системы сохранения здоровья Цигун и этно-эзотерическими наблюдениями Карлоса
Кастанеды можно подойти к комплексной
модели эмоционального мира человека, связанного с конкретными проекционными
зонами и органами его тела.
Работая
с моделью Э. Берна автор предположил, что компонент ребенка полезно разделить
на два: ребенка и подростка. Основой для
такого разделения являются манеры поведения подростка, которые принципиально
отличаются от характеристик взрослого, так и ребенка (до полового
созревания). Модель приобрела
четырехосновную структуру: ребенок - подросток - взрослый - родитель. Эти же наблюдения позволили добавить к
системе обогревателей еще один - четвертый, т.к. третий дантян (Шень),
проектирующейся на голову фактически связан с ментальной сферой человека, а не с духовной. (рис. 3)
Дух Энергия Жизн.Сила Мысль Родитель Взрослый Ребенок Подросток
Следует заметить, что в другой восточной системе гармоничной жизни в пространстве - Фен Шуй - при определении благоприятных зон в помещениях используется четырехкомпонентная модель разных полов, например: родитель - взрослый мужчина (старший сын) - подросток (средний сын) - ребенок (младший сын) и т.п. Также можно предположить, что поведение с позиции интеллекта отражает характеристику самоопределяющегося подростка вне зависимости от календарного возраста субъекта. По видимому, этим можно объяснить многочисленные категоричные высказывания тех, кто считает себя “интеллектуалами” по разным вопросам, но и их беспомощность при решении конкретных актуальных задач.
Учитывая
российскую традицию ищущих людей, в которой духовное начало имеет значимое
место, причем духовность часто рассматривалась, как отрыв от телесных (т.е.
связанных с жизнью обычных людей) приоритетов можно предположить, что “точка
сборки” духовного человека находится за пределами тела человека, а именно над головой. Дополнительно можно указать, что многие люди,
обладающие высокой сенситивной чувствительностью (сенситивы) видят эти
образования, художники рисуют их над головами святых.
В современных системах
Цигун (Чжун Юань Цигун) существует
методика “выращивания бессмертного
зародыша” (четвертого обогревателя) на основании оздоровления, развития и
гармонизации трех основных дантяней человека, но для более прикладных и
упрощенных (по мнению автора) целей, слабо связанных с духовно-этическим
развитием человека.
На
основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ребенок, особенно в возрасте
до пяти лет, когда он открыт новой для себя информации является носителем
личного духовного начала, актуального также для его родителей. Если окружающие воспринимают ребенка, как
объект для воспитания (манипуляций), не обучаясь у него каким-то важным для
себя качествам, то он со временем может потерять это свойство, одновременно
забывая свою личную духовную задачу.
Изучая
системологии характера в различных традициях и учениях, сопоставляя эти данные
с современными теоретическими разработками и приборными исследованиями
психофизиологических характеристик человека можно подойти к очень важной для
современной психологии теме - системной модели эмоционального мира человека, в
которой поведенческие характеристики связаны с физиологическими.
Статья в сборник трудов конференции
«Гуманитарное знание и образование в контексте модернизации России», Уральский
гуманитарный университет, 14 – 15 мая