Мой ХХ век
Киноклуб «Логос»
при кафедре философии, биоэтики и культурологии
приглашает на просмотр и обсуждение фильма
С. Эйзенштейна, при участии Г. Александрова
оператор Э.Тиссэ
«Да здравствует Мексика!»
«Que Viva Mexico!»
Фильм восстановлен по замыслу и материалам Сергея Эйзенштейна, снятым оператором Эдуардом Тиссэ в Мексике ('Que Viva Mexico!', 1931-1932). В прологе говорится о далеком прошлом и памятниках архитектуры Юкатана. Идиллическая новелла 'Сандунга' - воспоминание о Мексике дофеодальных времен. Новелла 'Магей' - драматическая история любви бедного пеона и его невесты. 'Фиеста' - романтическая любовная история и бой быков. 'Солдадера' (четвертая новелла) не была снята Эйзенштейном. По замыслу она посвящалась мексиканской революции 1910 года. В последней новелле использованы фрески Ороско, Сикейроса, Ривейры. Прокат - 1.9 млн. зрителей.
В 1931 году Сергей Эйзенштейн принимает предложение писателя Эптона Синклера, а также его друзей и единомышленников снять короткометражный фильм о Мексике. За год работы Эйзенштейн снимает более 75 000 метров пленки эпопеи «Да здравствует Мексика!», охватывающей тысячелетие своеобразнейшей культуры - от древних ацтеков и майя, средних веков, вторжения испанцев, революции начала ХХ века до современности, контрастно сочетающей пережитки древних обычаев с индустриализацией.
По замыслу режиссера, картина должна была состоять из шести независимых частей.
Материалы для фильма накапливаются во время путешествий Эйзенштейна по Мексике. Его вдохновенный взгляд на окружающую действительность, запечатленный первоклассным оператором Эдуардом Тиссе, в сочетании с исконной национальной экспрессией удивительным образом отражают взаимосвязь прошлого и настоящего. Здесь и мирные пастбища с пастухами, расположившимися в тени древних пирамид, и Пасхальные жертвы, и чествование мертвецов на празднике Смерти, и ирония бок о бок с жаждой жизни в сценах восстания на гасиенде в Центральной Мексике.
Киноязык Эйзенштейна является комбинацией монументальных изображений мексиканской жизни и эмоциональности исторической драмы.
Финансирование проекта прекращается в тот момент, когда основная масса работ по созданию фильма уже проведена; все наработанные материалы остаются у Синклера. Эйзенштейн уезжает из Мексики с надеждой на то, что у него будет шанс завершить работу над фильмом в СССР. Синклер дает режиссеру слово, что все отснятые материалы будут высланы в Москву, чтобы провести окончательный монтаж. Он предпринимает несколько попыток переправить пленки режиссеру, но все они терпят неудачу. Кроме всего прочего, Эйзенштейна обвиняют в троцкизме, и в результате несколько лет он ничего не снимает. Таким образом, фильм, задуманный режиссером, остается незавершенным.
С разрешения Синклера выпускаются два фильма, созданные на основе материалов Эйзенштейна: «Буря над Мехико» (1933) и «Время на Солнце» (1939-1940). Благодаря прозорливости Синклера, в 1950 году несмонтированные материалы передаются на хранение в Музей современного искусства в Нью-Йорке, а не теряются с течением времени.
Только в 1979 году Госфильмофонд СССР смог получить все заснятые кадры. «Мексиканская фантазия» выходит в конце 70х в монтажной редакции Григория Александрова.
Приглашаются все желающие.
Ждем вас 30 сентября 2011 года
по адресу: ул. Анри Барбюса, 2, М.7, в 17.00