АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И СИСТЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРОЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Волков Л.Е. Мельникова И.А.
УГМА
Каждый исследователь синтезирует знания своим способом обработки. Выбор
метода зависит от его профессии и личных особенностей. Как правило, анализ и
осмысление полученных данных приводит к созданию трех типов гипотез. Условное
разделение ученых на естественников и гуманитариев приводит к появлению 2-х
основных типов гипотез, отличающихся сильными и слабыми сторонами. Специалисты
естественнонаучных дисциплин создают аналитические и математические теории, при
этом интуитивно-образная информация либо отвергается, либо излишне идеализируется. Гуманитарии
испытывают образный полет мысли, как правило, носящий эмоциональный плохо
формализуемый характер и стараются обойти физические и математические законы.
Оба типа моделей при таланте авторов несут в себе свежие мысли, но обладают
определенными ограничениями.
Отдельно следует отметить
гипотезы узких специалистов. Этот вид гипотез отличаются попыткой объяснить все
факты жизнедеятельности человека с одной научно-практической позиции.
Перечисленные методы не позволяют
объединить всю имеющуюся информацию о строении человека в непротиворечивую
систему, обеспечивающую семантическую и структурную согласованность данных.
Многолетние наблюдения показывают,
что достоверная модель получается при широком кругозоре мировоззрения
исследователя и способности к синтезу
гуманитарных, естественно - научных и технических знаний. Результатом
применения этих способностей могут быть найденные достоверные
научно-практические закономерности знаний о человеке в целом. Как правило,
анализ и осмысление полученных данных сегодня требует применение таких
современных методов обработки, как математическая статистика, анализ решений,
распознавание образов и др. Системный подход к созданию концептуальной модели
человека совместно с информационными технологиями способны снять сложившуюся
проблемную ситуацию, охватить весь спектр имеющихся знаний, дать ориентиры для
новых разработок.
Разрабатываемая модель человека, характеризуется в рамках новой научной
дисциплины - эниологической антропологии и представляет синтез аналитической,
образной, интуитивной и критически переосмысленной эзотерической информации.
Благодаря принципиальному отсутствию ограничений на тип, форму, источник
информации о строении человека, появляется возможность синтезировать,
сопоставлять, устанавливать взаимосвязи в информации об особенностях человека,
приходящие по разных наук: медицина, психология, физика, биофизика, эзотерика и
религия, астрология и биоритмология, экология, математика, геология, геофизика,
история, педагогика, технические и социальные науки, производственная и
социальная деятельность и т.д. Любые появляющиеся факты первоначально имеют вид
гипотетических и некоторый период времени находятся в процессе изучения и
уточнения. Выявленные закономерности составляют части модели, при этом они
подвергаются дальнейшему изучению и уточнению.
Знания древних ученых о строении
человека, о его месте в окружающем мире, о его взаимосвязях с окружающей средой
постоянно пополняются современными междисциплинарными исследованиями.
На схеме изображено биологическое
строение человека и основные виды обменных процессов с внешней средой. Узлы
графа соответствуют сущностям изучаемых аспектов изучения человека, а связи -
отношения между сущностями. На данном этапе разработки каждый узел или связь
имеют различный уровень детализации реально существующих процессов и событий.
Математическая поддержка позволит получить количественные оценки обозначенных
взаимосвязей.
Три вида наследственности:
космическая, глобальная и экологическая синтезируясь в уникальной комбинации,
создают нулевой цикл жизни и развития индивидуальности и личности. Указанные
компоненты динамически разворачиваются в течение жизни, причем человек в
соответствии со своей свободой
выбора развивается или деградирует при похожих исходных данных. На принятие тех
или иных решений оказывают влияние: уровень достоверной информации о самом себе,
системные знания о строении мира, социальной среды и природы, внутренняя
этика, наконец, просто желание
жить. Наследственные факторы работают, или как ограничения, или как начальные
установки саморазвития.
При разработке этой биологической
модели человека учитываются важные компоненты – энергоинформационные структуры.
Построение этой биологической модели потребовало внести
изменения в существующую классификацию морфофизиологических систем тела
человека. Из нервной системы
выделилось три: мозговая, центральная и периферическая. Уместно остановиться на
мозговой системе. Описано три системы называющиеся мозгом – головной, спинной и
костный, но к собственно мозговой (мыслительной) деятельности относят только
головной. Функции спинного и костного мозга, как мозговых структур практически
не изучены, в плане влияния на обеспечение ими скрытых или невостребованных
ментальных свойств личности. Существуют, очевидно, по нашему мнению, виды компонентов тела человека,
связанные с другими аспектами мыслительной деятельности.
Изучение энергоинформационных
систем человека позволяет подойти к
такому многозначному качеству, как психическая сфера. Современные
психологические модели, созданные за последние 100 лет представляют сгруппированные наблюдения
психологов или психиатров, мало стыкующиеся с физиологическим телом. В этих моделях нет объяснений таким
фундаментальным свойствам психической деятельности, как основа (носитель) психических
движений, способ передачи, хранения и наследования психических качеств,
взаимодействие физиологического и психологического, а также многого
другого.
По нашим наблюдениям, система чакр (индийские системы
саморазвития) связана со структурой личности, а меридиональная система
(восточная медицина) имеет взаимосвязь с внутренним (наследственным и
мотивационным) миром человека и способами передачи эмоциональной информации за
пределы физиологического тела. Каждый жидкостный поток внутри тела можно
рассматривать, как систему, переносящую не только определенную жидкость,
специфическую энергию но и информацию. Например, кровь, проходящая через сердце
и грудную полость, принимает эмоциональную компоненту психического статуса
человека. В отличие от жидкостных систем, меридианная отдает часть своей энергии
через точки акупунктуры в пространство вокруг тела. В результате этого излучения
ритмически нарушается жидкостно-энергетический баланс в конечностях, что
приводит к периодическому поглощению энергии эмоциональной среды, окружающей
человека и энергии пространства - праны через точки меридианов.
Представленное строение используется при разработке нового
метода акупунктурной диагностической системы Ориентировочно определены
взаимосвязи между системами, органами, проекционными зонами и видами тканей и
психологическими качествами человека. Отмечены принципиальные отличия
функционирования энергоинформационных структур у мужчины и женщины (в
существующих моделях китайской и индийской медицины рассматривается,
преимущественно, мужской тип).
Морфофизиологические
системы |
Биологическое строение
человека |
СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ |
Сердце и
центральная
сосудистая |
Кроветворения
и
иммунитета |
Периферическая
сосудистая
|
Энергия и информация
газов |
Энергия
и информация
эмоций |
Энергия
и информация
мысли |
Энергия
и информация духа
|
Неизвестные
виды энергии и
информации |
Энергия
и информация
инстинктов |
Энергия
и информация отходов жизнедеятельности |
Энергия
и информация
микроэлементов |
Энергия и информация
пищи |
Объемные проекционные
зоны |
Энергоинформационные
системы |
Экологическая
(природно-социальная)
|
рис..1
Эниологическая антропология, добавляя к классической физиологической
модели энергоинформационные и психологические грани бытия, предоставляет
возможность установить этиологию многих сложных заболеваний, прояснить
малоизученные механизмы жизни человека, например психики, наследственности и
т.д. Предлагаемое строение не является законченной структурой и продолжает
развиваться.
Модель, на наш взгляд, позволяет
учесть особенности (биоразнообразие) людей, живущих в разных экологических,
социальных, национальных, климатических районах для получения достоверной
информации о здоровье населения.
ВЫВОДЫ:
1. Узкая
специализация приводит к потере полезной информации о человеке как сложной многоуровневой системе.
2. Междисциплинарные исследования позволяют подойти к
созданию адекватной
системной модели человека.
3. Метод творческого синтеза аналитической, образной,
интуитивной и сенситивной информации предоставляет возможность находить новые
виды взаимосвязей между фактами из
различных областей знаний.
4. Наша модель представляет пример реализации системного
моделирования современного строения человека.
Статья опубликована в сборнике «Проблемы и гипотезы» выпуск
№4 2002
г. кафедры философии Уральской государственной медицинской
академии.