ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ В ПРАКТИКЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА.

 

Власова Е.В.

УГМА

 

Одна из ключевых тем философии и культурологии ХХ века – отношения между Востоком и Западом. Эта тема обстоятельно разрабатывалась и российскими мыслителями, она горячо дискутируется в современной отечественной литературе.

В связи с системным кризисом западной техногенной цивилизации дебатируется вопрос о сравнительной ценности двух мировых культур, а также проблема их совместимости в мировоззрении личности, в духовных практиках и жизненном пути человека.

Одни авторы готовы поддержать известную мысль Редиарда Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток – и им никогда не сойтись!».Они полагают, что человеку с европейским мировоззрением и мироощущением никогда не постигнуть сути восточной культуры, что здесь возможен только один путь – отрешиться от родной культуры и стать во всём «человеком Востока». Тот же путь остаётся, надо думать, и для представителей восточной культуры,  если они захотят приобщиться к культурному достоянию Европы и Нового Света.

Часть отечественных авторов полагает, что  россиянам дан совершенно особый путь  - не европейский и не азиатский, а «северный», и потому они способны осуществить синтез первых двух культур с позиций равноправной с ними третьей культуры.

Кто же прав, и кто ошибается?

На наш взгляд, во-первых, как это часто бывает в дискуссиях, доля истины есть у каждой точки зрения. Во-вторых же, во всех культурах есть нечто всеобщее, подвластное осмыслению, и его выявление могло бы способствовать не разделению, а объединению культур.

Это можно показать на материале боевых искусств, одной из самых, казалось бы недоступных для европейца областей культуры Востока, поскольку они заложены на особой философской основе – конфуцианство, даосизм, чань(дзен) буддизм.

         В традиции боевых искусств Востока с самого начала сосуществовали две духовные ориентации: практическая и мистическая, профанная и сакральная, экзистенциальная и трансцендентная.

         Одной из особенностей древневосточных философских систем было то, что они одновременно были и религиозными концепциями. А мистицизм, иррациональность, вера в сверхъестественное - постоянные спутники религиозного сознания.          Иррациональный взгляд на эти искусства сохраняется по сей день  в связи с тем, что паранормальные способности, энергетическая работа и т.д. пока еще не могут найти полного объяснения. Не ясна природа энергии ци, а также механизмы ее действия, а ведь именно энергетическая работа лежит в основе внутренних стилей восточных боевых искусств.

Тем не менее многое уже сейчас стало доступным для рационального понимания, т.е. для объяснения с помощью понятий науки и философских категорий. В том числе таких, как «экзистенция» и «трансценденция».

         Один из главных принципов чань-буддизма - единство тела и духа. Изучение восточных боевых искусств имеет конечной целью не преобразование внешнего мира, а преобразование человеком самого себя. Поэтому столь важна внутренняя работа человека над собой. Она ведет к достижению особого психофизиологического состояния, именуемого в китайской традиции “пустота просветленного сердца (духа)”.         Китайский мыслитель Чжуан-цзы говорил, что “покой есть просветленность, просветленность есть пустота, пустота есть недеяние”. Сердце человека (синь) - это чистое зеркало, незамутненная вода, отражающая все сущее.

         Это трансовое состояние спокойной приподнятости и покоя, умиротворенности и просветленности достигается обычно в процессе медитации (статической или динамической).

Медитация  - это умственное и одновременно телесное действие, направленное на приведение человека в состояние углубленной сосредоточенности, на достижение уравновешенности ума и нереактивности психики, на расслабленность соматического состояния,на приподнятость и некоторую отрешённость умонастроения.

         «Западная» наука  объясняет роль медитативно-дыхательных упражнений следующим образом.   Функция внешнего дыхания находится в прямой связи с состоянием центральной нервной системы. Физиологические исследования показали, что  импульсы из дыхательного центра, иррадируя по центральной нервной системе, оказывают влияние на тонус коры головного мозга, динамику корковых потенциалов и периодику a-ритмов, возникающих при переходе организма от покоя к физической активности и наоборот, т.е. влияют на психическую деятельность человека.

В свою очередь, произвольная регуляция дыхания имеет исключительно важное значение для обеспечения нормального функционирования внутренних органов и систем и высшей нервной деятельности. Дыхательный центр, благодаря интеро- и проприоцептивной импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает мощное влияние на нервно-психическую, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность.С помощью медитативно-дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих центров, в частности, двигательного анализатора, а часто и общего тормозящего влияния на нервную деятельность, общего успокоения и отвлечения человека, стабилизации психоэмоционального состояния1.

         На уровне практических действий, позволяющих достигать изменений психических состояний личности, чань-буддизм использует медитацию, работу с энергией, воздействие на внутренние органы тела и физиологические процессы путем стимуляции биологически активных точек тела. Все вместе это называется “внутренней работой”, через которую достигается измененное состояние сознания. В буддистской терминологии это называется переходом “из сансары” “в нирвану”; при этом чань-буддизм в отличие от ортодоксального буддизма учит, что нирвана находится не вне сансары, а в ней самой.

         Это, можно сказать, восточный путь к обретению гармонии. Здесь действительно есть выход к вечному, вневременному, трансцендентному.               Как и любая  непознанная  в достаточном объёме область, измененные состояния сознания и пути их достижения могут быть объектом мистификации, тем более этому способствует и восточная традицией.

Среди современных адептов боевых искусств Востока найдется немало людей, которые удовлетворяют свои духовные потребности, погружаясь в мир мистических знаний Востока. В условиях духовной свободы и идеологического плюрализма это никому не запрещено. Но при этом искатели эзотерических знаний должны отдавать себе отчет в том, что во-первых, духовные практики не всегда безобидны для психики (особенно при “пограничных” состояниях).

Во-вторых, поиск духовной свободы зачастую приводит к парадоксально противоположному результату. Мистицизм всегда предполагает некую тайну, загадку, которую невозможно постичь рациональным путем. Это сокровенное (эзотерическое) знание обычно бывает представлено как доступное немногим избранным. А уж эти, последние, берут на себя труд повести непосвященных сокровенными путями духовного совершенствования. Надо ли говорить, что эта ситуация легко может быть использована для манипуляции.

Тем не менее положительное содержание духовной и физической практики боевых искусств, несомненно есть, и оно, повторим, доступно рациональному прояснению.

     Действительно, в состоянии медитации и «увэй»(недеяния) для  трансценденции нет отдельного времени. Она слита с экзистенцией  и вплетена в повседневное. Чтобы ощущать и переживать каждое мгновение земного бытия как проявление “сущности Будды”, надо очистить дух-разум (синь) от интеллекта и логики и довериться интуиции.          

Это состояние характеризуется переключением сознания с суетного, повседневного на вневременное, трансцендентное. Это не отрицание реальной жизни. Скорее всего, это умение полноценно себя реализовывать именно “здесь и сейчас”, но переживая при этом вечное и великое в малом и повседневном. Дзенская традиция настаивает на том, что истина и Будда всегда с человеком, и надо только суметь их распознать и почувствовать в суете будничных дел.

         Интеллектуально “великая пустота” оказывается новым видением мира, эмоционально – новым мироощущением, успокоением духа, его безмятежностью, в волевом отношении - независимостью от окружающих людей и обстоятельств.

Hosted by uCoz