СМЕНА ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ

 

Савенков А.И.

УГМА

 

В конце ХХ века человечество начало очередной переход от одной парадигмы образования к другой, переход, который продолжается и в настоящее время.  При качественных изменениях в любой сфере общественной жизни всегда что-то новое возникает, что-то старое утрачивается. О новых возможностях и перспективах много говорят и пишут, они служат источником оптимизма и надежд. Об утратах, как правило, мало говорят и их редко изучают. Как бы само собой предполагается, что утрачивается лишь отжившее свой век и тормозящее прогресс.

Но только ли ненужное и устаревшее утрачивается при переходе от одного качественного состояния к другому? Может быть, в таких переходах таится опасность утратить нечто важное для дальнейшего развития? Не может ли возникнуть  такая ситуация, когда, по известному выражению, «из ванны выплеснули вместе с водой и ребёнка»?

Исходя из этого предположения, мы считаем целесообразным хотя бы предварительно оценить, что же именно приобретается и что теряется системой образования вследствие происходящих перемен.

В истории общества доминирующие парадигмы образования сменялись несколько раз.  Если рассмотреть эту динамику на примере европейского образования, ныне господствующего в мире, то обнаружится следующая картина.

В эпоху античности складывается первая парадигма образования.

Греческим термином «парадигма» обозначается,  как известно, образец, истина; то есть, в данном случае некий идеальный образец, эталонная, «истинная» система образования. И она действительно сохранялась в качестве таковой на протяжении длительного времени. В Древней Греции, а позднее в Древнем Риме, такой парадигмой выступает формирование гармоничного развитого человека. Гармония, которой дышат все сферы жизни античного человека и которой живёт вся античность, пронизывает на протяжении тысячи лет всю систему  образования. Палестра и гимнасия классического периода Греции должны были каждого ребёнка сформировать гармонично развитым существом. В гармонии должны находиться  его душа и тело. Гармонично должны сочетаться разум (мудрость), нравственная сфера и воля. Гармоничными должны быть и отношения грека с самим собой, с согражданами полиса, со всем миром, с космосом.

Сократ внёс в эту парадигму существенную поправку, которая не разрушила идею гармонии, но несколько её видоизменила. В основе гармонии, согласно Сократу, должен находиться разум и знание, как продукт разума. Нравственным, по Сократу, человек может стать лишь тогда, когда он знает, что такое нравственность и что такое добродетель, и когда он поступает в соответствии с этим знанием. И воля также, как собственно человеческая черта, имеет место лишь тогда, когда она разумна, то есть основана на знании, а не на страстях, эмоциях или влечениях.   

Эта идея Сократа оказала большое влияние на представления об иерархии добродетелей, которые должна вырабатывать у свободных греков античная школа. Порядок добродетелей  выглядит следующим образом: мудрость, справедливость, мужество и умеренность.

Такая система добродетелей вытесняется христианством лишь в средние века.

Христианство вводит новую систему добродетелей и, что гораздо важнее, создаёт новую, собственную парадигму образования. Последняя постепенно вытесняет античную парадигму, хотя  осуществить полную замену в конечном счёте  так и не удалось.

Христианская парадигма образования связана с библейским пониманием человека. В Библии  говорится, что по своему образу и подобию Бог сотворил только человека и никого более: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:27)

Поэтому образование в христианской культуре понимается как выявление и развитие образа Божьего в человеке. В людях, падших вследствие первородного греха, этот образ наличествует лишь потенциально, но с помощью образования он актуализируется, то есть становится действительным.

Чем выше уровень образованности, тем полнее в человеке реализован образ Божий. И наоборот, чем ниже уровень образования индивида, тем менее в нём развит этот образ. У необразованного человека этот образ так и может остаться в потенциальной форме, и человек как существо духовное так и не состоится. Его жизнь будет протекать только в сфере телесно-материальных потребностей и интересов. Притча Иисуса Христа о зарытом таланте говорит как раз о таких людях. Христианская теология различила три типа людей: хоики (люди, живущие заботами о своём теле), психики (люди, глубоко эмоционально переживающие отношения с другими людьми), пневматики (люди, живущие задачами духовного роста). Согласно этой классификации, необразованный человек остаётся  хоиком, то есть, пребывает на самом низком уровне развития.  

Не следует полагать, однако, что  христианское образование целиком сводится к духовному развитию человека и полностью игнорирует его телесность. Ведь сам же Бог создал тело человека из праха земного и он же вдохнул в него Дух Свой. Следовательно, человек по своей природе духовно – телесное существо, и потому о телесном здоровье и развитии человек тоже обязан заботиться. Общеизвестны слова Иисуса Христа, процитировавшего в ответ на очередное искушение его дьяволом книгу Ветхого Завета «Второзаконие»(8:3): «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4). В этих словах напоминается в качестве аксиомы факт, что человек живёт хлебом, то есть питает  своё тело. И одновременно подчёркивается, что человек есть не только телесное, но и духовное существо. Значимость телесности ещё сильнее подчёркнута в Ветхом Завете: после всемирного потопа, унесшего всех людей за исключением праведника Ноя и его семьи «…благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 9:1)

Таким образом, христианская парадигма утверждает не противопоставление духовного телесному, а лишь приоритет духовного, божественного, вечного над телесным, земным, преходящим.

В этой парадигме предложена иная, по сравнению с античной, иерархия добродетелей: на первое место выдвинуты вера, надежда, любовь. В сравнении с ранее утверждающимися добродетелями (мудрость, справедливость, мужество, умеренность) эти в большей мере ориентированы на духовность, нежели на душевность, соответственно, - на небесное, а не на земное.

В рамках христианской парадигмы образования тоже можно говорить о гармоничном развитии человека, только здесь гармония выстраивается на приоритете духовного и подчинённости телесного. При этом надо учитывать определенные различия в образовании мирян и клириков, в частности, монашества. В образовании последних роль духовного поднята много выше по понятной причине – монахи обязаны полностью подчинить свою жизнь служению Богу.

Переход к христианской парадигме образования сопровождается, как видим, утратой принципа равной значимости развития тела и души, утверждавшегося античной культурой.

Очередная  европейская парадигма образования начинает формироваться в эпоху Возрождения и полностью складывается в Новое время. Она постепенно вытесняет христианскую парадигму из мира светской культуры, будучи сама по содержанию светской и преимущественно научной. Здесь цель видится не в формировании душевных и духовных качеств, выявляющих в человеке образ Божий, а в накоплении научных знаний и их систематизации. Образованным начинают считать человека, обладающего большим объёмом знаний, приведённых в систему. Процесс образования всё больше сводится к передаче знаний от учителя к ученику, от поколения к поколению.

Воспитание же указанных выше качеств, которое в христианской парадигме сливалось в единое целое с образованием, здесь отделяется и становится самостоятельной задачей. Образование, как процесс передачи научных знаний, производится преимущественно в школе – начальной, средней, высшей, воспитание – преимущественно в семье, порой с помощью специально разработанной системы воспитания и соответствующим образом подготовленных воспитателей.

В христианской парадигме интеллектуальное и нравственное развитие выступали в качестве равноценных, неразрывно и гармонично связанных. В новой светской парадигме они разделены, и их ценность не одинакова. Здесь образование почти полностью сведено  к развитию интеллектуальному. Истина отрывается от святости, справедливости, добра и красоты, обретая независимость от них и самостоятельную ценность. И как результат – целостный внутренний духовный мир человека стал меньше интересовать систему образования, озабоченную развитием интеллекта.

В этом состоит наибольшая потеря, последовавшая в результате смены христианской парадигмы на светскую ( хотя и здесь вытеснение было неполным).

На протяжении четырёх последних веков светская парадигма образования доминировала без существенных изменений. Однако по окончании ХХ века она сама стала испытывать давление со стороны исподволь зарождающейся новейшей парадигмы.

Возникновение информационного общества, компьютеризация в сфере интеллектуального труда, создание глобальных информационных сетей уже сейчас приводит к очередному изменению иерархии ценностей. Снижается ценность знаний, накопленных в голове человека. Более нужным становится умение найти готовую информацию в электронной сети. Новое прочтение принципа «Кто владеет информацией, тот владеет всем», обесценивает уже не только внутренний духовный мир человека, но и знания в его голове. Обучающиеся всё чаще предпочитают найти в Интернете готовый материал, нежели самостоятельно работать над рефератом, докладом, курсовой работой.

Появление новых технических возможностей, разумеется, принесло много пользы: облегчился поиск нужных сведений, ускорился процесс обработки информации, резко увеличился объём доступной информации, исчезли многие препятствия для общения и т.д.

Но вместе с тем учащийся всё более становится лишь потребителем, забывая о том, что «душа обязана трудиться и день, и ночь» в плане и интеллектуального, и нравственного развития.    

Таким образом, есть серьёзные основания для того, чтобы не разделять наивно – прогрессистский взгляд на эволюцию образования. Зарождение новой парадигмы, на наш взгляд, заново ставит проблему глобального масштаба – как сохранить ценности внутреннего духовного мира человека, как  обеспечить развитие человека разумного в качестве не только потребителя, но и творца?

 

Hosted by uCoz