СЕКТАНТСТВО И СПОРТ

 

Власова Е.В.

УГМА

 

Про секты и сектантов в последние 10-15 лет в нашей стране написано очень много. Чаще всего публикации на эту тему представляют собой пересказ фактов и комментарии к ним. Авторы, как правило, стремятся предостеречь своих читателей, проявляя при этом понятную в таких случаях мировоззренческую тенденциозность. В связи с этим у читателей иногда возникает представление, что секта - это ругательство, а не способ функционирования организации.

Оценочные моменты, безусловно, важны, но появляется вопрос: « возможно ли объективное изучение сектантства с позиций науки?». Ответить на этот вопрос нужно положительно.

Одна из центральных проблем, связанных с сектантством и требующих объективного научного рассмотрения, является проблема критериев, которые позволили бы отличить организацию сектантского типа от любой другой организации. Эта проблема усугубляется еще тем, что ни одна сектантская организация себя таковой не считала, даже если объективно и была сектой. Более того, люди, входящие в такую организацию, будут удивлены и обижены, если узнают, что состоят в организации сектантского типа, потому что сами они этого не понимают.

Слово «секта» с латинского переводится как учение, направление, школа и подразумевает не только религиозную общину, отколовшуюся от господствующей церкви, но и обособленную группу лиц, замкнувшуюся в своих узких интересах.

Каковы же объективные критерии организации сектантского типа?

1. Обязательное наличие харизматического лидера, претендующего на монопольное владение истиной и исключительность. Часто это сопровождается его сакрализацией, претензией на избранность и эзотеричностью.

2. Такая организация имеет, как правило, жесткую, иерархическую структуру. Повышение статуса членов организации сопряжено с расширение прав и увеличением доступа к информации, а также с изменением материальных затрат.

3. Информация в сектантских объединениях строго дозируется под самыми разными предлогами (чаще всего - под предлогом недостаточной подготовленности неофитов). Но остается правилом, что новообращенных готовят к «постижению высших истин» поэтапно. Поэтому им не остается ничего иного, как всецело и слепо доверится своему харизматическому лидеру.

4. Вышеперечисленные факторы создают условия для почти неограниченной власти руководителя, а также способствуют культивированию секретности, мистицизма, поощряют слежку и доносительство, побуждают устанавливать палочную казарменную дисциплину.

5. Внутри такой организации вырабатывается своеобразная групповая мораль, которая обычно характерна для родоплеменных сообществ. Есть «мы» и «они». Все «наше» - хорошо и правильно, все «не наше» - плохо и неправильно. Отсюда - враждебность к инакомыслию и догматизм, а зачастую даже фанатизм.

6. Существенным признаком организации сектантского типа служит трудность выхода из неё. Она держится за своих адептов и по экономическим и по идеологическим причинам. Следовательно, здесь человек лишается свободы выбора и становится объектом давления, насилия, манипуляции.

Когда говорят о сектах, обычно имеют в виду религиозные объединения, но по сектантскому образцу могут быть устроены и светские организации, например, спортивные школы.

Этому способствуют,  древние традиции Востока, когда приемы боевого искусства передавались за высокими стенами семейных дворов в обстановке строгой секретности только «своим» и тщательно скрывались от посторонних глаз.

Известно также, что развитие боевых искусств в странах Юго-Восточной Азии шло рука об руку с народно-освободительной борьбой и деятельностью тайных религиозных объединений.

Сектантской позиции могут способствовать и доктринальные философско-религиозные концепции, заложенные в основу того или иного спортивного направления.

Помимо исторических традиций есть и другие, современные, причины превращения спортивных школ в организации сектантского типа. Прежде всего - это сращивание с криминальными структурами.

Все эти соображения, безусловно, не должны останавливать людей в их стремлении заняться физкультурой и спортом. Для абсолютного большинства людей физкультура и спорт - это не самоцель, а средство развития, воспитания характера и укрепления здоровья. Но когда родители отдают ребенка в спортивную секцию или сами вступают  в какую-нибудь организацию, следует обращать  пристальное внимание на личность руководителя этой организации, критически оценить на ее цели и методы обучения и воспитания, на «дух» школы.

 

Hosted by uCoz