МИСТИКА, ПОЭЗИЯ И ЭНИОЛОГИЯ ОБ ЭНЕРГИИ «ЦИ».

 

Доктор философских наук, проф. А.А.Баталов   г. Екатеринбург.

 

Было бы неразумно представлять сегодняшнее взаимодействие культур Запада и Востока  как смиренное припадение якобы бездуховных европейцев (вкупе с такими же россиянами) к стопам восточных мудрецов и к заповеданной ими  истинной науке.

На мой взгляд, рассуждения о «западной» и «восточной» науке – один из мифов ХХ–го столетия. Причём миф потенциально небезопасный. Дело в том, что наука как способ познания – это  всеобщий труд, её методы и результаты не имеют локальной социокультурной прописки.

Опыт ХХ-го века доказал это более чем убедительно. Бесплодными оказались  попытки германских нацистов противопоставить «подлинную нордическую» науку  «лживой еврейской» науке. Такой же печальный результат дали опыты российских большевиков по созданию «настоящей пролетарской» науки взамен «продажной буржуазной». Для сообщества учёных такое видение властями науки имело ужасающие последствия. И если сейчас на место «северного человека»  или «пролетария» поставить «человека Востока», наверняка итоги будут не менее скверными.

Вообще, корректное отношение к науке – дело очень непростое, так как  во-первых, существуют  «смешанные жанры словесности» - научная фантастика, богословие, внутринаучная мифология и т.д. Во-вторых, каждый человек «видит» научную информацию  через призму личного, в том числе мистического, жизненного опыта и через свою,как сказал без всякой иронии М.Е.Салтыков-Щедрин, «карманную» философию.В-третьих, наука не обладает абсолютной ценностью: для одной сферы жизни лучше здравый смысл, для другой –поэзия, для третьей-философский критицизм и т.д.. В - четвёртых,сама наука по вышеназванным причинам может пониматься либо научно, либо вненаучно.

Многим кажется, что суть «восточной науки» - постулирование таинственности, непостижимости основы мироздания ( ци, прана, дао и т.п.). Но тогда это была бы не наука, а мистика, полупоэзия или иная вненаучная (но не анти-научная) форма культуры.

 Поэт имеет право сказать,например, «Так поздней осенью порою/Бывает день,бывает час/ Когда повеет вдруг весною/ И что-то встрепенётся в нас…», не разъясняя,  что именно и в каком месте встрепенулось. Наука – не вправе. Она весьма непоэтично уточнит: расширился очаг возбуждения в коре головного мозга ?, участился пульс?, увеличилось кровоснабжение органов малого таза?, эмоции потеснили интеллект?, личная жизнь отодвинула на задний план интересы общества?, прошлое ворвалось в настоящее?

  Общеизвестно, что мысль древнего Востока не лишена мистичности  Но непредвзятое прочтение древних текстов Востока показывает, что даже тогда тайна не была финишем исканий.

Возьмём для иллюстрации описание «дао» в знаменитой книге  «Дао де цзин». «О беззвучная! О лишённая формы!..Я не знаю её имени. Обозначая её иероглифом, назову её дао…» «Его верх не освещён,его низ не затемнён.Оно бесконечно и не может быть названо.Оно снова возвращается к небытию.И вот называют его формой без форм, образом без существования.Поэтому называют его неясным и туманным.»

Казалось бы, вот она – высшая наука, подлинная мудрость.

 Но 25 веков назад Лао-цзы  не остановился на этом, а продолжил своё размышление так: «Оно глубоко и темно.Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы.Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью.»  (подч.мною- Б.А.) Современная наука  обнаружила многие из них – атомы, электроны,  кварки и конечно на этом не остановится . 

Попробуем же взглянуть на  «энергию ци» с позиций науки - общих для Лао-цзы, Резерфорда, Нильса Бора и др. учёных.

Увлекающиеся восточными техниками самосовершенствования  нередко довольствуются  при уяснении глубинных основ своих действий остенсивными определениями.Т. е. такими, когда указывают на объект и называют его имя. Например: «Это – слон.» В известных границах такое определение удовлетворяет, так как знание имени – уже знание. И если обучающийся цигун уловил в себе одно новое состояние, затем иное новое состояние, он может для  себя ограничиться  словами:  «влилась энергия ци». Однако, назвать, ещё не значит понять.

Наука рекомендует двигаться от наименования к пониманию и переходить с этой целью от остенсивных определений -  к родо-видовым. Следовательно, если понятие «ци» сопрягается с понятием «энергия», тогда, прежде чем рассуждать об этом отдельном виде  энергии,надо определить: что за род, к которому относится этот вид?  Стремительно развивающееся общенаучное направление «эниология» ( от слов «энергия» и «информация») позволяет перейти от общих слов к содержательным суждениям.

Из множества возможных дефиниций «энергии» выберем две, пожалуй, наиболее перспективных. 1)Энергия – это количественная мера той или иной формы движения. 2) Энергия – это способность тела производить работу (действие). Оба определения дают возможность наращивать конкретное знание, а значит, с пониманием дела совершенствовать ту или иную технику. Первое из них нацеливает на ясную дифференцировку  энергий разных процессов – механических, электромагнитных, социальных и т.д. Второе открывает  интересный путь дифференцировки видов энергии по другому основанию – по особенностям  тел. Таких, как плотное, астральное, эфирное, ментальное и др., (если таковые дейсвительно существуют как именно тела, а не функции  какого-то неделимого целого).    

При эниологическом (научном) подходе понятие - «энергия ци» представляется собирательным обозначением широчайшей группы всевозможных  энергий. Поэтому искать отдельно существующую «энергию ци», - всё равно, что искать «плод вообще» - не яблоко, не ананас, не киви, не мандарин. Биофизика сегодня уже расшифровала состав некоторых  энергий, например,  электромагнитной - в системе меридианов и чакр. Определены длины волн, мощность излучения,частоты колебаний; на основе таких исследований создана диагностическая и коррекционная аппаратура.Наверняка под обобщающим термином «энергия ци» прячутся другие, пока не распознанные наукой энергии. Можно надеяться, что эниобиология, эниопсихология и другие энио- исследования позволят развеять мистический туман и вокруг них.

Между тем  покамест книжные прилавки  завалены сочинениями, в которых   «энергия ци»  то реифицируется, то персонализируется, то демонологизируется. Выстраиваются безрассудные аналогии,  за счёт необоснованного расширения понятий («резонанс», «вибрации», «голограммы» и  др., понятий действительно работающих, но только в своей области знания )  создаётся видимость объяснения.  

Неумение прирастить знания толкает многих авторов заимствовать у искусства экспрессивную форму. Например, обозначить нечто с заглавных букв; «Великие Законы Природы», «Вибрации Пространства», как будто это добавит какую-то информацию.Или прибегнуть к мнимомногозначительному многоточию, к восклицательным знакам.

Экзальтированная форма изложения  часто сращена с тяготением к мистике .Нельзя забывать, что мистификация информации  для некоторых типов людей по-настоящему опасна.В первую очередь для тех, кто находится, по определению замечательного русского психиатра П.Б.Ганнушкина, в «пограничной полосе»  (между нормой  и патологией). 

     

   

Hosted by uCoz