А. А. БАТАЛОВ, А. В. ЛИРМАН, 3. М. МЕЛЬНИКОВА

Свердловский медицинский институт

Медицинская культура населения и ее отношение к профессиональной и народной медицине   /  Духовное производство и народная культура. – Сборник научных трудов. Свердловск.1988. С.103-116.

Медицина входит в число важнейших компонентов материаль­ной и духовной культуры общества, так как с момента своего возникновения и по настоящее время она имеет дело с первой предпосылкой истории — существованием живых индивидов. В со­циалистическом обществе ее роль еще более возрастает, посколь­ку выдвигаются на передний план вопросы социальной политики. Так, на XXVII съезде КПСС указывалось, что советские люди должны в короткие сроки .почувствовать результаты усилий по решению продовольственной проблемы, улучшению медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий, охраны окружающей среды и т. д.

Первая предпосылка истории есть в то же время важнейший элемент естественного основания культуры. Этим определяется особое место медицины в системе явлений культуры.

Как специфическая область научного знания и форма прак­тики, медицина изучает и преобразует биологические результаты взаимодействия между общественной жизнью людей, с одной сто­роны, и природой (как внутренней, так и внешней), с другой сто­роны. «... Отношения социального и биологического, в результате которых имеет место болезнь и здоровье людей, являются ...общей основой, на необходимости изучения которой возникает медици­на» ',. Продолжая эту мысль, надо добавить, что сами биологиче-

1 Плотников В. И. Медицина как наука и ее отношение к биологии и социо­логии в системе научного знания//Методол, пробл. медицины. Свердловск, 1968. С. 101.

 

ские результаты указанного выше взаимодействия имеют сложный характер.

Было бы неверно целиком выносить их за пределы культуры, как это делали .неокантианцы и сторонники «философии жизни», противопоставлявшие ценности жизни ценностям .культуры2. Дело в том, что общественное производство 'создает «вторую природу» не только во внешней среде. Подобным же образом исторический процесс преобразует природу живых индивидов3. Порожденные историей анатомо-физиологические и нервно-психические особен­ности функционирования человеческого организма, будучи резуль­татом превращения «первой» природы во «вторую» (превращен­ными формами), относятся уже не к ряду естественных, а к ряду культурных форм. Они «уже .не являются природными предметами в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе»4.

Особо надо отметить, что указанный метаморфоз захватывает явления жизни не только на уровне отдельно взятых организмов. Переход биологических наук с организмо-центричеекого стиля мышления на популяционно-центричеекий позволил выявить в ка­честве объективных реальностей формы взаимосвязи индивидов внутри популяции и закономерности развития популяции как це­лого. У человека эти жизненные явления (составляющие естест­венные предпосылки демографических процессов, деятельности малых социальных групп, отношений между поколениями, полами и т. д.) тоже всегда обретают культурную форму. Поскольку же они входят в общую массу биологических результатов взаимодей­ствия общества и природы, постольку они тоже подлежат ведению медицины. Это приводит к появлению медицины спортивной и кос­мической, гигиены школьной и военной, к распространению эпиде­миологического подхода на соматическую и психическую заболе­ваемость и пр. Ввиду того, что все эти явления имеют генетиче­скую связь с естественными процессами, но осуществляются в культурных формах, адекватная оценка их роли в системе куль­туры довольно затруднительна.

Многие представители домарксистской философии и утопиче­ского социализма справедливо давали негативную оценку пороч­ным формам развития естественных потребностей человека, поро­ждаемым классово-антагонистическим обществом. Но, во-первых, эти превращенные (в данном случае вернее сказать извращенные) формы принимались ими не за следствие, а за источник социаль­ного неравенства,. Во-вторых, будучи пока еще не в состоянии раз­личить негативные и позитивные варианты превращения исходной «дикой» формы, эти .мыслители полностью отвергали «вторую»

2           См.:   Риккерт  Г.  Ценности жизни и культурные цевности//Логос.   1912—
1913. Кн.  1—2. С. 5; и др.

3   См.:   Кобылянский   В. А.    Место    «очеловеченной»  природы   в  структуре взаимодействия природы и общества//Науч. докл. высш. школы.  Филос.науки.1982. № 3.

4 Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 164.

 

 

природу ради «первой», не тронутой цивилизацией. Это было по сути фетишистское понимание биологических результатов истори­ческого взаимодействия общества и природы, ставящее культуру ниже естественной природы человека. В наши дни такое понима­ние особенно активно воспроизводится в зарубежной «содиобио-логии», пытающейся и не могущей теоретически адекватно вос­произвести противоречивый характер «второй природы» человека на сверхорганизменном уровне.

Гораздо реже встречается другая крайность, когда при иссле­довании места медицины в системе -культуры природная суть изу­чаемых ею явлений и они сами по себе вообще выносятся за ее пределы. Объектом медицины предлагается считать лишь много­сложную детерминацию упомянутых явлений жизни. «... Природ­ные условия существования человека, составляющие его «неорга­ническое тело», а также феномены культуры, определяющие со­стояние процесса его воспроизводства и развития как «живого тела», субъекта деятельности, наряду с формами сознания, отра­жающими этот процесс, составляют объект медицинского знания»5 (выделено нами. — Авт.),.

На наш взгляд, природные формы жизнедеятельности человека постольку, поскольку они преобразованы историей, следует отно­сить все-таки к культуре. Например, отнюдь не метафорой служит выражение «физическая культура»: речь идет действительно о культуре, богатой сложнейшими формами, тесно соединенной с политикой, искусством, нравственностью. Стало быть, уже объек­том и целями своей деятельности медицина непосредственно вклю­чена в систему культуры.

Если же перейти к формам и средствам достижения этих целей, то медицина предстанет как одна из древнейших областей куль­туры. Она составляет обязательный компонент культуры каждого члена общества, поскольку осуществлять общественное бытие можно, разумеется, лишь при условии бытия человека в качестве живого тела, единицы популяции.

В. системе общественного разделения труда контроль и коррек­ция биологических последствий взаимодействия природы человека с социальными процессами сравнительно быстро приобретает не­обходимые черты профессии. Медицина, как и каждая профессия, объединяет в себе род занятий, форму обеспечения существования профессионала, социотехнический процесс со своеобразным меха­низмом, социальный институт, способ отношения человека к миру и к самому себе, наконец, предмет потребности и способ самоут­верждения индивида.

Становление профессий, видимо, начинается на рубеже варвар­ства и цивилизации, когда общественное разделение труда дохо-

5 Жаров  Л. В.   Система   медицинского знания как целостность и  элемент культуры: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 1977. С. 9,

 

 

дит до отделения города от деревни6. В каждом отдельном случае профессии начинают становление с обособления занятия по.пред­мету, цели, технологии действия и завершают оформление инсти-туциализацией общественных отношений по поводу данного заня­тия. Профессионализация медицинских знаний прошла все эти этапы еще ,в древнем мире, но появление новых специальностей и изменение характера профессии продолжается и по сей день. Основные достижения медицинской культуры, несомненно, сегодня создаются в сфере профессиональной медицины.

Но было бы неверно ограничивать анализ медицинской куль­туры лишь этой сферой. Прежде всего потому, что производство медицинской культуры, взятое в целом, содержит не только про­дуцирование, но и потребление достижений медицины. Основная же масса потребностей представлена, естественно, не медиками: поэтому складывающаяся здесь культура потребления отнюдь не зеркально отражает уровень развития профессиональной медици­ны. Во-первых, даже продуцирование .медицинского знания, в том числе представлений о практических формах врачевания и схемах образа жизни, вплоть до настоящего времени не составляют моно­полию профессионалов. По настоящее время сохраняется и места­ми усиливает свое влияние народная медицина, а рядом с ней самодеятельное врачевание и парамедицина (медицинский оккуль­тизм),. При изучении медицинской культуры населения следует в полной мере учитывать и эту разнородность ее структуры.

Подходя к ней с точки зрения исторического развития, нужно прежде всего размежеваться с идущей от А. Тюрго и широко раз­работанной позитивистами схемой трех стадий культурного про­гресса — религиозной, спекулятивной и научной (теологической, метафизической, позитивной). Не вдаваясь в известные историко-философские детали, отметим, что влияние этой схемы далеко не полностью преодолено в исследованиях по истории медицины. Схема «лечебная магия древности, умозрительные построения античной и средневековой медицины, научная медицина последую­щих эпох» привлекает своей простотой и по сей день встречается в литературе. «В Греции, как и повсюду, медицина развивалась из .магически-религиозной практики и верований, в частности из атлетики и гадания. Общественные празднества, развившиеся из родовых праздников, были общей чертой общественной жизни в греческих городах-государствах, и в них важную функцию выпол­няет атлет, в тренировку которого входило соблюдение диеты, и жрец, приносящий жертву, который рассматривал внутренности жертвенного животного, чтобы предсказать будущее», — пишет, например, Дж. Томсон7. Он добавляет, что научная медицина отсутствовала по причине низкого развития производительных сил,

6 Такого же мнения придерживаются  авторы из  ГДР   (см.:  Воhгiпg Ст., Duске К. Мепsch   und Beruf.    Вегlin, 1979).

7. Томсон Дж. Первые философы. М., 1959. С. 288—289.

 

 

что отсутствие даже самых примитивных инструментов не могло быть возмещено проницательнейшим наблюдением.

Но действительный прогресс медицинской культуры шел по более сложной схеме. В частности, первая стадия ее развития отнюдь не сводится к магическим религиозным действиям.

Лечебно-профилактические мероприятия на первых лорах не выделяются из общего процесса воспроизводства материальной Ж'изни. В них, конечно, содержатся элементы, впоследствии выра­стающие в собственно культовую практику. Но здесь происходит и другое: формы общения человека с человеком переносятся на его воздействие с телами природы; формы воздействия на тела природы используются для воздействия на тело человека. Так, орудия труда становятся первыми медицинскими инструментами. «... Наиболее древние народно-медицинские инструменты или сов­сем не отличались от бытовых, или отличались очень мало» 8. Это же справедливо и в отношении людей: медицинские функции берут на себя индивиды, по каким-то причинам начинающие обособлять­ся в зарождающейся системе общественного разделения труда. Это могут быть старейшины родов, шаманы, женщины преклон­ного возраста, отошедшие от активной трудовой деятельности, позже — кузнецы, ювелиры, цирюльники, полицейские и т. д.

Неразделимое единство ростков собственно медицинской куль­туры и общего процесса производства жизни на стадии родового и отчасти рабовладельческого общества обнаруживается и в фор­мах осознания сути зарождающейся лечебно-профилактической деятельности. Здесь и обнаруживается внерелигиозный ее харак­тер. В отечественной литературе это было показано еще дорево­люционными авторами. В частности, Н. Позна.нский, анализируя заговорные формулы, сделал вывод, что первоначально область применения заговоров была очень широкой, простираясь и на че­ловека, и на природу. Пятичленная формула (обращение, введе­ние, два члена сравнения, закрепление) обладала репутацией достаточного и неотразимого средства против соответствующего явления природы или чужой воли (яри условии, что последняя не располагает еще более сильным заговором). По автору, перво­начально сам по себе заговор есть не эпос, не драма, не лирика, не лечебное средство, а «примитивное синкретическое творчество», из которого впоследствии дифференцировались отдельные поэти­ческие виды, тогда как сама формула заговора осталась почти исключительно в сфере врачевания 9.

Н. Познанский поддержал мнение (Миллер О. Опыт историче­ского обозрения русской словесности. СПБ., 1865), что раннему

8            Карнуп   А. Я.    К   вопросу   о   наполно-медицинских   инструментах эпохи металлов  на  территории Латвийской ССР //Из  истории  медицины.Рига,1975Вып. 10. С. 34.

9            См.:   Познанский   Н.    Заговоры:    (опыт   исследования    происхождения и
развития заговорных формул). Пг., 1917. С. 4, 20, 120 и др.

 

 

периоду возникновения молитвы должен быть предпослан еще более д<ревший период, «орда молитве предшествовал заговор, когда не приносились жертвы. Обряд же в эту пору был простым подражанием природе с целью вынудить ее повторить благоприят­ные для человека события. Смысл первоначального обряда в пер­воначальных заговорах—стремление овладеть природой, а не установить контакт со сверхъестественным существом. Н. Познан-ский разделяет мнение этнографов, что везде у диких народов колдун постепенно переходит от роли лекаря и гадателя к роли жреца. Иначе говоря, медицинская культура не выводится из религиозного сознания и культовой практики; скорее, наоборот, зарождающаяся религия спекулирует на поисках, находках и ошибках первобытного врачевания. Это мнение тоже разделяется в исследованиях советского периода.

Этимологический анализ древних представлений о сущности и специфике различных форм патологии подтверждает, что перво-'бъгтные люди понимали заболевания как нечто природное. Древ­нему человеку был доступен в основном один, общий для многих внутренних болезней симптом — чувство жара. Последний субъек­тивно ощущался больными и был доступен объективной проверке простым прикладыванием руки к телу больного. Что же касается болезней с наружными проявлениями (сыпями, струпьями, опухо­лями) , то они производили на древнего человека впечатление чего-то растительного, ботанического. «Согласно этому и корни обра­зования слов, отражающих на библейском языке разные болезни, заимствованы обыкновенно или ш сфер понятий об огне, или из сферы явлений в растительном царстве»10. Как бы в продолжение этой традиции и в современной медицине имеются две фиксиро­ванные формы слов для обозначения разных болезней: одна -с окончанием названий на -итис (заболевания воспалительного характера, протекающие с повышением температуры), другая-с окончанием на -озис (все остальные 'нозологические единицы). «В эпоху первобытнообщинного строя единственным видом ме­дицинской помощи была народная медицина», — говорится в руко­водстве по истории медицины". В принципе это верно. Народную медицину характеризовали следующие признаки: отсутствие лин, специализирующихся на врачевании; подчеркнуто практическая направленность, (когда ценность .всякого медицинского знания определяется его непосредственной пользой; безличный и сугубо эмпирический характер знания, основная формула которого — «говорят, что при А помогает Б»; само- и взаимопомощь; непо­средственная, через личные .контакты передача опыта 12.

10. Каценельсон Л. Болезни в Библии и Толмуде//Евр. энциклопедия. Спб., 1911. Т 4. С. 790.

11. Иотория медицины. М.. 1981. С. 15

12 См.- Щепин О. П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и обще­ство. М., 1983. С. 28.

 

 

Народная медицина не только вела борьбу с болезнями, но и обеспечивала нормальное физическое развитие детей, здоровый образ жизни взрослых. Конечно, позади нас, говоря словами В. И. Ленина, золотого века не было: первобытное общество было подвержено различным болезням, имело высокую детскую смерт­ность, практиковало некоторые небезвредные для здоровья риту­алы. Но первобытный образ жизни шлифовался тысячами лет, предполагая единство человека с природой, вовлекал в общест­венный труд всех членов общества, включая детей. Он требовал хорошего физического развития и в какой-то мере обеспечивал его. В этот период народная медицина перерабатывает в культурную форму гигиенических навыков те инстинктивные привычки ухода за собственным телом и местом обитания, которые становящийся человек вынес еще из животного* состояния. Одновременно она накапливает (особенно с появлением скотоводства) драгоценные наблюдения за поведением и самолечением животных.

На наш взгляд, можно согласиться с утверждением о «естест­венной сущности народной медицины»13. Только «естественность» здесь надо понимать как стихийность формирования медицинской культуры в недрах производства материальной жизни, бессозна­тельное следование этой медицины нуждам и природным возмож­ностям человеческого тела, как ориентацию ее на гигиенические и лечебные средства, предоставляемые почти в готовом виде сре­дой обитания.

Народная медицина действительно господствует в родовом обществе. Но уже на поздних его стадиях это положение посте­пенно меняется; появляются, как их назвали английские этногра­фы прошлого столетия, «люди медицины», осуществляющие одно­временно лечебную и культовую практику. Можно согласиться с утверждением: «Знахарство в ранний период развития общества представляет собой форму становления разделения труда, пере­хода к профессиональной медицинской деятельности»м. Уже с появлением знахарей на поздних этапах родового строя народная медицина перестает быть единственной формой охраны здоровья.

Важно подчеркнуть нетождественность возникновения профес­сиональной и научной медицины. Вообще профессионализация за­нятий далеко не изначально переводит ту или иную сферу мате­риальной или духовной культуры «на научные рельсы». Например, в производстве вещного богатства сотни профессий вошли в непо­средственный контакт с наукой только в ходе промышленной рево­люции XVIIIв. Донаучный характер многих ремесел не мешал им быть профессиями в точном смысле этого слова на протяжени-и десятков столетий. Равным образом профессиональная медицина

13 Джервис Д. С. Мед и другие естественные средства. Апимопдия. 1981. С. 10. (Эта книга американского врача в США выхолила под названием «Народная медицина». Переведена в Бухаресте на русский и румынский языки).

14. Щепин О П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. С. 29.

 

 

отнюдь не сразу представляет собой научно обоснованную куль­туру.

Вначале совершается обособление группы людей, занимающих­ся врачеванием, формирование внутри этой группы и вне ее (с па­циентами и социальными институтами) специфических отношений по поводу охраны здоровья. Здесь же происходит становление профессионального самосознания, фиксируемого в виде клятв, кодексов и др. Наряду с этим создаются особые орудия и сред­ства, знания и умения.

При этом в самой профессиональной культуре явственно обна­руживаются следы религиозно-мистических представлений о сущ­ности здоровья и болезни, об источнике особых умений врача. Начинается упорная борьба материализма и идеализма в объяс­нении патологических явлений. Нередко- врача представляют «по­священным», осененным благодатью особых божеств, а врачевание изображается своеобразной мистерией. Недаром даже знаменитая клятва Гиппократа заканчивается обращением к Аполлону и Эску­лапу, Гигее и Панацее. Переплетение лечебного действия с маги­чески-мифическим подтекстом запечатлено и в ^памятниках худо­жественного творчества. Такова экспонируемая в Эрмитаже зна­менитая ваза скифского золота, на которой изображены двое ски­фов в четырех следующих друг за другом сценах (натягивание лука, перевязка раны и т. д.). Современники создателя этой вазы замечали на ее поверхности не только бытовые сцены; они видели здесь потомков Геракла, пытающихся совладать с луком своего могучего предка.

Зародившаяся профессиональная медицина быстро приобре­тает классовый характер, что создает немало трудностей для ее развития. Свободные врачи имели практику среди свободных и состоятельных граждан, у них было больше возможностей для совершенствования своего искусства. Рабы, демос и плебеи лечи­лись у несвободных либо у знахарей и повивальных бабок; усло­вия для развития медицинской культуры были, естественно, гораз­до хуже.

По своему содержанию профессиональное врачевание вначале очень немногим превосходит народную медицину. Довлеет про­стейшее эмпирическое знание, теоретические догадки не связаны с экспериментом и почти не имеют выхода в практику. По этой причине в профессиональной врачебной среде развивается эмпи­ризм как осознанное неприятие любой теоретической схемы. Античные эмпирики ядовито замечали, что догматики (.медики, склонные к теоретизированию), например, придерживаются четы­рех разных теорий пищеварения, но на практике лечат расстрой­ства системы пищеварения одинаково. Отсюда делается вывод о бесполезности теорий, так как они либо повторяют известное из опыта, либо противоречат опыту, что вообще неприемлемо 15.

15. См.: Цельс А. К. О медицине. М„ 1959. С. 16-17

 

 

Развитие профессиональной медицины в классовом обществе вовлекло ее в сферу товарно-денежных отношений со всеми нега­тивными сторонами последних — погоней за наживой, конкурен­цией, обманом. При отсутствии достоверных представлений у вра­чей об этиологии и патогенезе заболеваний, в условиях, когда пациенты становятся жертвами врачей, продающих простейшие лекарства за баснословные суммы, когда врачи берутся лечить заведо!мо неизлечимых больных ради обирания их родственников, нарастает открытое недоверие общества к профессиональной ме­дицине. Уже Катон Старший (неустанно повторявший: «А еще я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен») настойчиво призвал римлян отказаться от услуг «прохвостов-врачей» и вер­нуться к патриархальным порядкам, когда глава семейства соб­ственноручно пользовал больных домочадцев. Двести лет спустя, как бы следуя этому призыву, Плиний Старший включает в одну из 37 книг своей «Естественной истории» свод конкретных лечеб­ных советов. «Медицина Плиния», указывает сам автор, написана из желания спасти граждан Рима от обманов врачей .

Характерно, что Плиний сознательно возвращается к чисто эмпирической форме медицины, т. е. к ее первоначальной народ­ной форме. Его тексты по существу полностью исключают описа­ния клиники, этиологии и патогенеза болезней и имеют следующий вид: «Я считаю, что даже безнадежного чахоточного можно выле­чить следующим образом...», «холера—тяжелая и опасная болезнь кишечника, при которой удивительно помогает средство, описанное ниже...», «больной засыпает, если...». На месте многоточий у Плиния даны конкретные рекомендации. В них, как и в первобыт­ной медицине, порой содержится изрядная доля магии. Например, для лечения, видимо, одной из форм малярии античный ученый советует: «На чистой бумаге пишут: «Уходи от упомянутого Гайя Сейя трехдневная лихорадка, Соломон следует за тобой». Больной должен носить эту бумагу, привязав к правому плечу. Затем пусть он привяжет хлеб с солью ниткой к полотняному платку, обвяжет ниткой вокруг дерева и клянется трижды хлебом и солью. «Завтра ко мне должны прийти гости, примите их», — так он должен ска­зать три раза» п. И эти советы даются почти через 400 лет после Гиппократа!

Противоречивые отношения между профессиональной и народ­ной медициной резко выразились не только в сфере борьбы с не­дугами, но и в деле обеспечения здорового образа жизни. Разде­ление труда, дошедшее до отделения умственного труда от физи­ческого и до появления паразитирующих классов, лишило многих людей нужной физической нагрузки. К тому же часть населения

16 См.:    Медицина  в  памятниках латинской и греческой литературы.    М., 1966. С. 16.

17. Там же. С. 32. 36, 56, 58.

 

 

утрачивает общественно-полезное содержание своей жизнедея­тельности. В Риме периода разложения империи патриции стра­дают от всяческих «изысков» и излишеств, толпы черни живут по принципу «хлеба и зрелищ!». Немудрено, что уже античные врачи сознают: «...слабым — .и к их числу принадлежит большая часть горожан и почти все занимающиеся науками — необходимо более тщательное наблюдение за своим здоровьем» 18Г

В рабовладельческом обществе для господствующих классов своеобразную замену труда составили военное дело и спорт, раз­деляемые в эту эпоху, конечно же, очень условно. У греков еще в догомеровский период появляются комплексы атлетических упраж­нений для молодежи. Интересно, что для детей гимнастика соеди­нялась с орхестикой, включавшей в себя имитационные танцы, упражнения в мимике, представления душевных переживаний и подражание всему окружающему. Такие упражнения давали не только физическую, но и в известной мире психическую подготов­ку. Элементы последней, как известно, еще успешнее находила медицина древнего Востока.

В Греции учителя гимнастики и врачи долгое время не были связаны друг с другом, идея профессионального врачебного конт­роля физической культуры по-настоящему звучит лишь у Аристо­теля. Позже средневековое рыцарство воспринимает идеал куль­туры тела из античности, а также от древнегерманских племен. Оно ставит систему постоянных физических упражнений на первое место как в мирное, так и в военное время. Таковы 7 «благород­ных» пристрастий дворянства: верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, далее шахматы, стихосложение, плюс к ним куртуазное обхождение.

Обеспечение здорового образа жизни стало проблемой именно для людей, отделенных от труда. Напротив, труд, если не умствен­ный и не ремесленный, то по крайней мере земледельческий обес­печивал важнейшие предпосылки сохранения здоровья и требовал сохранения драгоценного опыта народной медицинской культуры. С. Е. Советов напоминает: случаи смерти от вшивости наблюда­лись даже в королевских семьях, французский король до XVIII в. «умывался мокрым полотенцем»; а «Домострой» уже в XVI в. письменно фиксирует, что при дойке коровы обмывают и вытирают вымя, моют руки и т. п.19.

Сложность отношений профессиональной и народной медицины по мере развития антагонистического общества не уменьшается. Это вызвано многими причинами. В частности, тем, что частно­практикующий профессионал стремится обслуживать состоятель­ных пациентов, а не простонародье. Его ближайшей целью зача­стую оказывается не излечение больного, а достижение корпора-

18 Цельс А. К. О медицине. С. 27.

'9 См.:   Советов  С. Е.    Очерки  по  истории гигиены детства  с древнейших времен до конца XVIII столетия. М., 1960.

 

 

тивного или личного интереса, Вспомним, например, что Людовик XVIII только за 1 год перепробовал 215 настоек, 212 других лечеб­ных средств, перенес 47 кровопусканий. Этот исторический факт демонстрирует, с одной стороны, направленность профессиональ­ной медицины, с другой стороны, сугубо эмпирический ее харак­тер. К. тому же, вопреки тяготению большинства представителей медицины к материализму, в ней сохраняются антинаучные пред­ставления в виде витализма, умозрительных принципов терапии вроде «лечить подобное — подобным, противное — противным». Неудивительно, что народ более доверял здравому смыслу и ве­ками проверенным средствам, нежели «господской» медицине.

Промышленный переворот XVIII в., стимулировавший развитие многих наук, революционизировал и профессиональную медицину. Диагностика и лечение заболеваний, гигиена во всех ее разделах (промышленная, военная, школьная и др.) приобретают подлинно научный характер, постепенно избавляясь от «ползучего» эмпи­ризма и фантазирующего умозрения.

Современная НТР, продолжая этот переворот, делает неизбеж­ной индустриализацию «производства здоровья», когда концентра­ция медицинских кадров соединяется с техническим переоснаще­нием здравоохранения. В мануфактуре исходной точкой перево­рота в способе производства служит рабочая сила, в крупной про­мышленности—средство труда20. Эта общая тенденция развития технологии неизбежно выходит за рамки производства вещей и заявляет о себе во всех областях производства человеческой жизни.

Капиталистическая «индустрия здоровья» отличается установ­кой на прибыль, на хищническую эксплуатацию природы человека. Необходимым для медицинского бизнеса (как и на первых ста­диях развития капитализма) остается нездоровый образ жизни. С .развертыванием индустриализации медицинская культура населения приобретает типичные недостатки массовой культуры. Это— подчинение индивида рекламе фармацевтических и других меди­цинских фир.м, бесконтрольное распространение в обществе непро­веренной медицинской информации, расцвет знахарства, оккульт­ных методов, в особенности восточной мистики21. Справедливо замечено, что обращение людей к парамедицине может иметь некоторое объективное основание, именно, в том, что даже совре­менная медицина в тех или иных случаях пока еще бессильна2'2. Однако бурное распространение парамедицины в современном буржуазном обществе объясняется, конечно, классовыми причи­нами.

Социалистическое общество стремится развить профессиональ­ную медицину в настоящую индустрию здоровья, вместе с тем

20.См.:Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 382.

21. См.:Медицинский оккультизм:   (Парамедицина)/Пер. с нем. М.,  1971.

22. См.:Щепин О, П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. С.31

 

 

сохранить и использовать наследие народной медицины, повысить уровень медицинской культуры широких масс. На этом пути до­стигнуты результаты, которые едва ли не ярче всех других завое­ваний социализма говорят о его превосходстве над капитализмом; Достаточно вспомнить конституционное .право советского человека на охрану здоровья, гарантированное единой системой больниц; поликлиник, служб скорой помощи, санаториев и др,. Сегодня уже поставлена задача всеобщей диспансеризации, т. е. охвата всего населения постоянным медицинским контролем.

Но становление «индустрии здоровья» и при социализме совер­шается не без проблем. Технизация медицины поставила между врачом и пациентом аппаратуру, успехи фармацевтической про­мышленности сопровождаются возникновением «лекарственных» болезней, рост потребностей широких масс населения пока еще обгоняет развитие медицинской науки и материальной базы здра­воохранения. В этих условиях поразительные достижения совре­менной профессиональной медицины нередко воспринимаются ка!К нечто само собою разумеющееся, и наоборот, отсутствие эффек­тивных средств против некоторых нозологических форм и встреча­ющиеся порой врачебные ошибки служат пищей для скоропали­тельных скептических суждений.

Следует подчеркнуть, что повсеместное обеспечение здорового образа жизни в наши дни возможно только на основе достижений медицинской науки. Эмпирически найденные народной медициной лечебные средства и гигиенические приемы в основной массе изу­чены наукой и уже стали неотъемлемой частью медицинской куль­туры (травы, бани, массаж и пр.),. Часть ее находок «повтори­лась» в самостоятельных открытиях науки (применение плесени для лечения ран—открытие пенициллина, употребление в пищу сырых свиных желудков при малокровии — открытие витамина В12 и т. п.). Объяснен лечебный эффект многих загадочных средств. (Например, иглоукалывание не перераспределяет мифи­ческую жизненную энергию по таинственным системам организма. Оно стимулирует синтез знкефалинов (веществ, снимающих боль) и работу в нервном волокне функционального механизма, условно названного «воротами»). В то же время 'научный анализ оконча­тельно подтвердил нейтральность, а то и вред ряда средств, реко­мендованных «народными врачами»23. В наши дни было бы пре­ступлением подражать далеким предкам в борьбе с чумой, оспой и другими инфекциями, могущими опустошить целые континенты, в лечении острого аппендицита, пневмонии, психических заболе­ваний и т. д.

Но это не значит, что сегодня медицинская культура состав­ляет сферу только профессиональной деятельности. При социализ­ме дело обстоит по-другому: «По мере развития социалистического

23 См.:  Жукова Е.    Народная мудрость. Владимир, 1960;    Федоров И, И. Очерки по народной китайской медицине.- М., 1960; и др,

 

 

государства и перехода к коммунистическому обществу роль об­щественности в медикосанитарном обслуживании 'населения будет возрастать»24. Нужна высокая активность всех профессиональных и возрастных групп в деле воплощения медицинских знаний в при-выч'КИ, повседневные поступки человека, нормы деятельности тру­довых коллективов, учреждений25. Оздоровление морально-психо­логического климата в малых социальных группах, борьбу с та­кими вредными привычками, как курение, пьянство, невозможно осуществить силами одной медицинской интеллигенции.

Непрофессиональная активность в сфере медицинской культуры необходимо ведет к воспроизведению на новом, более высоком уровне черт народной медицины. Происходит не только использо­вание научно переосмысленного народного опыта. «Повторяется» и характер деятельности. В частности, непосредственной опорой активности служит не само знание (этиологии, патогенеза, меха­низма действия лекарств, физиологических основ психических со­стояний и пр.), а доверие (но уже не магической формуле, а врачу как представителю науки). Делается акцент на практические вы­воды, а не на их обоснование (этим занимается профессионал). В распространении лечебных и гигиенических советов участвует общественное мнение, их корректирует обыденный опыт, условия жизни. Таким образом, развитие современной медицинской куль­туры населения необходимо содержит в себе элемент «как бы воз­врата» к формам народной медицины, но уже не на донаучной. а, если можно так выразиться, на «постнаучной» стадии, т. е. на стадии внедрения в повседневную жизнь достижений как самой медицинской науки, так и переосмысленного ею народного опыта прошлых веков.

Наряду с этим общественность и медицинская интеллигенция, борясь за повсеместное утверждение здорового образа жизни, не обходят вниманием и те приемы лечения и физического совершен­ствования, которые пока еще не получили ясного научного осве­щения, не прошли необходимой проверки в клинике и лаборато­риях спортивной медицины. Так, толыко за последние несколько лет в печати широко- обсуждалась информация о лечебном голо­дании, сыроедении, иглотерапии, восточных методиках аутоген­ной тренировки и дыхания, траволечении, тибетской медицине, «филиппинской хирургии», хиропрактике и т. д. В обзоре дискус­сий о наиболее спорных методах лечения и сохранения здоровья «Литературная газета» справедливо отметила: «Органы здраво­охранения, Советы народных депутатов, общественность, печать, наконец, многое делают для улучшения медицинского обслужива­ния, но всегда, наверное, сохранится также интерес к еще неопро-

24Левит М. М.    Становление общественной медицины в России. М.,  1974.
С. 14.

25Именно так ставится вопрос в Постановлении   ЦК КПСС    (1985 г.)   об
усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом,

 

 

бованным методам лечения и людям, овладевшим в той или иной мере индивидуальными способами врачевания. Этот интерес не погасить ничем. Он естествен, а потому неистребим»26.

Освоение этих малоизученных приемов осуществляется не без противоречий. Среди них немалое значение принадлежит следую­щему. В сфере медицины, как и во всякой другой области позна­ния и практики, счастливые находки могут быть сделаны не только профессионалами, но и любителями. Достаточно вспомнить, на­пример, опыт семьи Никитиных по физическому закаливанию детей. Однако в отличие от технического, художественного и иного самодеятельного творчества любительская лечебная деятельность запрещена статьей Уголовного .кодекса. По этой причине те знания и умения, которые могли бы действительно принести пользу, по были найдены не представителями профессиональной медицины, порой имеют трудную судьбу. Все же это не умаляет значимости запрета на самостоятельное врачевание, поскольку оно, с одной стороны, нередко имеет явные черты неосознанного эксперимента па человеке (часто на самом себе), с другой стороны, зачастую граничит с шарлатанством или даже мошенничеством.

Определить наличие или отсутствие элементов подлинно народ­ной медицины в тех или иных приемах, как показало изучение, скажем, деятельности «филиппинских хирургов», «корректоров биополя», «экстрасенсов» и др., не всегда просто. Но не вызывает . сомнения необходимость непредвзятой научной оценки, а при необ­ходимости и клинической проверки циркулирующих в обществе непрофессиональных медицинских рекомендаций, практикуемых в соответствии с ними методов лечения и санации. С учетом этого Президиум АМН СССР принял решение об организации в г. Том­ске специальной клиники для изучения народных лечебных прие­мов и средств.

Медицинская культура становится подлинно народной на осно­ве тесного союза общественности и врачебной интеллигенции. Укрепляя этот союз, нужно усиливать борьбу с живучими элемен­тами знахарства и мистицизма, подделывающимися под народную медицину, а также с псевдонаучной деятельностью дилетантов.

При этом следует учитывать, что в современной медицине .про­исходит «переоценка ценностей»!: на первое место выдвигается за­дача не восстановления утраченного здоровья, а постоянного его сохранения. Растет интерес всех групп населения к вопросам ре­жима труда и отдыха, рационального питания, к занятиям физ­культурой и спортом. И уже на этот материал переносятся слож­ные отношения между медицинской наукой, народной медициной и парамедициной.

26 Удальцов  А.  Аномальные  явления:   (объяснение  с   читателем   по  поводу «Таинственных феноменов»)//Лит. газ. 1985. № 10. С. 12.

 

Hosted by uCoz