ГУМАНИТАРНЫЕ ЭЛЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

( Доклад – январь 2005 г.)

Тема - "Гуманитарные элективы в системе медицинского образования и пути их оптимизации" - безусловно, не магистральная тема. Это, так сказать, только одна из небольших коллатералей. Но вуз вообще несомненно - фрактальная система, то есть, в жизни его маленькой клеточки (в данном случае - преподавание элективов) воспроизводятся главные проблемы всего вузовского организма.

В соответствии с этим Вашему вниманию предлагается материал для обсуждения по следующим пунктам: а) образовательные запросы студентов, б) кадровое обеспечение элективов, в) материально-техническая база.

 

                                            А)

 

В процессе преподавания факультативных дисциплин, на наш взгляд, первостепенное  значение имеет учёт круга интересов слушателей. Разумеется, преподаватель  должен не только учитывать интеллектуальные и эмоциональные запросы студентов, но и в меру своих способностей формировать их. Однако, для начала всё-таки неплохо бы выяснить, что именно волнует студентов.

В процессе подготовки данного вопроса мы провели на 1-м и 2-м курсах небольшое исследование с охватом  145 -ти  респондентов. Предлагалось с подписью или без таковой ответить на вопрос: "Если бы Вам предоставилась возможность выбрать тематику электива гуманитарного цикла, то что бы Вы предпочли?"

Интересы  распределились по следующему ранжиру.

1-е место заняла психология. 70 респондентов - колоссальный отрыв от других областей знания. Конкретно перечислены: психология - личности, сознания, изменённых форм сознания, девиантного поведения, врача, деловых людей, успеха, семьи (секс, любовь, дети),  молодёжи, родителей и детей, стресса, характера, полового воспитания (уточняется - от 17 до 25 лет), слоёв общества и путей достижения компромисса и согласия между ними, психология общения (в том числе "Как понравиться преподавателям?", и т.д.

2-е место отдано эстетике. 16 респондентов. (Здесь все жанры художественной культуры. От шедевров литературы до культового кино, от античности, до постмодернизма.)

3- место заняли вопросы этикета - 11 голосов.

На 4-м месте оказалась философия вместе с этикой, как философской дисциплиной. 

5-е место  разделили культура питания и астрология - по 6 -ти студентов, интересующихся каждой из них. (Любопытно, что все любители астрологии указали на свою принадлежность  фарм. отделению.)

6-е место досталось культуре речи - 4 голоса. (3 - русский язык, 1 - иностранный.)

7-ю строчку заняли 4 дисциплины, по 3 голоса каждая. Это - астрономия, история религий, здоровый образ жизни и политология. 

 Достойно  внимания настоящего совещания, как именно конкретизировали студенты свой интерес. 

История религий - здесь названы   древние восточные религии - даосизм, буддизм, конфуцианство. Возможно, это связано с интересом к восточным боевым искусства, возможно, к восточной мистике. Так или иначе, но интереса к христианству никто не проявил.

Здоровый образ жизни. В одном из ответов уточняется: "О пользе сна и о вреде курения".

Политология - "Проблемы демократии в современной России", "Проблемы личности в современных больших городах", "Подготовка боевой организации для воплощения революционных идей.". Наверное, кто-то отвечал с юмором, но ведь и шутки в какой-то мере говорят о направленности сознания шутника

8-е место заняли темы - достижения науки и техники,  экономика в медицине, массаж - по 2 голоса каждая.

Наконец, 9-ю, последнюю сточку в рейтинге, опрошенные по 1-му голосу каждый отдали истории, правовой защите врачей и пациентов, космологии, ботанике, лечебной физкультуре, а также -  графологии, хиромантии, истории русского колдовства.

Комментируя результаты опроса, можно отметить, во-первых, что запросы младшекурсников отчасти просто опережают учебный план, во вторых, что первенство вопросов психологии связано с реальными жизненными проблемами. Между прочим, эта корреляция лишний раз подтверждает верность социологического закона Миямото-Дорнбуша, который гласит, что при достаточном объёме выборки сознание опрашиваемых более или менее адекватно воспроизводит реалии жизни.

Наверное, не мешает отметить  ещё одну закономерность. На первый взгляд, непонятно, почему у опрошенных студентов не столь высок рейтинг философии?  Ведь в ней  раскрываются вопросы, которые вроде не может игнорировать ни один человек.

Ответ, мне кажется, подсказывают отзывы и пожелания слушателей, изучающих философию на нашей кафедре по программе кандидатского минимума. Вот отрывки из некоторых записок, написанных тоже в свободной форме.

"...Перечитывая одну и ту же книгу через несколько лет, открываешь для себя в ней что-то новое. Кандидатский  курс занятий по философии открыл для меня "много этого нового" в сравнении с курсом философии на 2-м курсе мединститута. ..."

"...Учась в школе, институте, изучая философию, мне был не интересен этот предмет, т.к. его долго не могла понять, и вот только сейчас до меня это "дошло".  ...  Даже если я не сдам экзамены в аспирантуру, я не жалею то время, которое ушло на занятия..."

"...Осознание и восприятие философии как науки, как инструментария, позволяющего с над-обывательской точки зрения посмотреть и осмыслить происходящее, появилось только сейчас. Видимо, философии "не все возрасты покорны. ..."

"...Курс лекций по философии прослушала с большим удовольствием и интересом, видимо, потому что нахожусь в том возрасте, когда больше, чем когда-либо "философствуешь". ..."

"Молодость. Университет. Философия. Скука./ Зрелость. Проблемы. Нерешённые вопросы. Поиск ответов./ Кандидатский минимум. Первая лекция - любовь с первого взгляда. / Дискуссии по темам лекций на работе и дома. .../У меня не хватает слов, чтобы выразить Вам свою благодарность..."

"...Для меня Вы открыли совершенно другой мир. Почему-то предмет "философия" в студенческие годы не "зацепил" меня. Я думаю, это зависит от таланта преподавателя и ещё, мне так кажется, от возраста слушателя. ... Откровенно говоря, мне очень будет не хватать встреч, которые были связаны с познанием мира, себя. ..."

Можно не продолжать цитирование отзывов. Совершенно очевидно, что мы имеем дело с проявлением ещё одной педагогической закономерности, а именно, - принципа природосообразности. То есть, компонуя тематику и стандарта, и элективов, нельзя не брать в расчёт возраст обучаемого.

Наконец, два слова о формировании  образовательных запросов. Это ведь не только стихийный, но отчасти и управляемый процесс. Что бы ни думали об этом студенты, но всё же преподаватель, как специалист и умудрённый жизнью взрослый,   в какой-то степени их "ставит на крыло".

Есть темы, невероятно актуальные, буквально "кричащие", но неосознаваемые  никем из опрошенных студентов. (Я уверен, что и неопрошенными тоже.)

Например. Сегодня только ленивый не спорит о судьбах России, а вопрос вопросов - "Каков образ,  характер русского человека, который  на эту судьбу влияет?" обычно остаётся "за кадром", в то время как СМИ, кино и литература  льют на нашего соотечественника, извините, "чернуху". И вот Вам результат.

 Не так давно я,  используя методику психосемантического анализа, предложил студентам, быстро  в 10-ти эпитетах   описать русского человека. Согласно  этой методике,   первые слова наиболее информативны.

Представления студентов о русских, то есть о самих себе, следующие.

Итак, "Кто такие русские?" "Добрые, умные, гостеприимные, несчастные." "Терпеливые, могучие, ленивые, красивые." "Ленивые, умные, непредсказуемые, добрые." "Ленивые, умные, люди крайностей, смелые." "Среди них есть гении, но в большинстве они лентяи, у них широкая и добрая душа." "Бедные, душевные, авантюристы." "Ленивые, простые, доверчивые, великодушные." "Непредсказуемые, бедные, но щедрые, любимое слово "авось"." "Хитрые, умные, ленивые, добрые." "Великодушные, гостеприимные, участливые, любят быструю езду (кроме тех, на ком ездят)" "Русские - это особые люди, у которых постоянно чего-нибудь нет, но не так, что потом появится (например, заработает), а нет - "Ну и чёрт с ним!"  "Гордые, с широкой натурой  и глубокими чувствами." "Гостеприимные, весёлые, симпатичные, ленивые." "Умные, ленивые, терпеливые." "Ленивые, весёлые, умные, добрые." И далее в том же ключе.

Нетрудно увидеть часто повторяемые черты - "ум" и "лень". Но таков ли русский человек?

В одном кросскультурном исследовании европейцы описали русского человека так (черты в порядке убывания значимости): "серьёзный, твёрдый, трудолюбивый, осторожный, умный, скромный и т.д."  Давайте зададимся вопросом - "А где лень?", "А где, якобы, любимое русскими "авось"?"  Так кто же прав: мы сами о себе, или они о нас?

 Короче говоря, среди других, не называемых студентами  элективов,  очень нужны такие  курсы из области социальной психологии, истории Отечества, русской литературы, отечественной науки и т.д., которые помогли бы  студентам, (совершенно так же, как в методиках аутотренинга - здесь опять действует принцип фрактала),  сформировать дозарезу нужное сегодня положительное самосознание.

Но сейчас читаются студентам только: "психология личности", "культура общения", "культура речи". Занятия проводятся преподавателями кафедр: психологии, философии, иностранных языков.

Можно ли в целях желаемой оптимизации расширить перечень элективов? В идеале - то надо бы предоставить студенту возможность выбора из нескольких курсов.

Реалистически оценивая существующее положение, приходится отвечать отрицательно. Более того, даже минимум удалось организовать в этом учебном году с большим напряжением. Дело упирается в кадры.

 

                                                    Б)

 

Мы живём в  периоде первоначального накопления капитала примерно 3-мя процентами населения (преимущественно номенклатурой, мошенниками и бандитами), которые осуществили и продолжают осуществлять это накопление в исторически особой  форме - в форме разворовывания государственной собственности. Повсюду, где только можно, даже в сфере образования, науки  и культуры.  Одно из следствий такого накопления - обнищание основной массы населения, в том числе вузовских преподавателей и ухудшение условий труда.

 Для преподавателей ряда гуманитарных дисциплин к этим общим невзгодам добавились свои "головные боли".

 Исчезли "генеральная линия" и "единственно верное мировоззрение", а вместе с ними стабильные программы. На протяжении примерно полутора десятка последних лет преподавателю пришлось на свой страх и риск выстраивать собственный  курс. Для творчески мыслящего специалиста такая свобода - настоящий подарок судьбы. Но ведь для создания собственного курса  нужно по меньшей мере несколько лет напряжённой работы мысли.

Однако, в это время учебная нагрузка увеличилась на 50% .Да ещё и  нахлынул поистине "девятый вал" зарубежной и неиздававшейся при советской власти отечественной литературы, для "переваривания" которой требуются и дни, и ночи.

Понятно, "Кому сейчас легко?"

Но я  говорю о наших специфических  проблемах только для того, что подчеркнуть: многим из наших преподавателей сегодня не до элективов, дай Бог профессионально обеспечить базовый курс.

К этим трудностям добавляются "интересные" финансовые проблемы. Оплата занятий по программе электива в УГМА составляет примерно 20 рублей за час. Были эпизоды, когда она составила ноль рублей. При этом за данной суммой, я имею в виду "зарплату" 20 р./ час, преподавателю нередко приходится ходить по 2-3 раза "на поклон", чуть ли не как за милостыней.  

Зачем ему (или ей)  "смешные деньги" и унижения, если в другом вузе города нашему преподавателю как совместителю без проблем  платят  самое меньшее 70 руб./ час?

Позвольте прояснить юридическую сторону дела.

Законодатель не прописал, какая кафедра должна обеспечить гуманитарные элективные курсы. Следовательно, всё здесь зависит от доброй воли преподавателя. (Даже зав. кафедрой не в силах его принудить.) И ещё одно "следовательно": эту добрую волю администрация вуза должна поддерживать. В противном случае академии придётся жить по поговорке: "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую." 

Между прочим, УГМА  уже в начале этого учебного года оказалась перед угрозой  бойкота элективов преподавателями. У всех учебная нагрузка по базовым курсам достаточная и более. Так что необходимости в наборе часов ни у кого нет.

Вообще-то аналогичные проблемы затрагивают и ведение гуманитарных дисциплин, входящих в стандарт. Ведь если в городе появился какой-никакой, но всё же рынок "образовательных услуг", преподавательская "рабсила" закономерно будет перетекать туда, где ей лучше. 

Скажем, если в других вузах города без обиняков доплачивают за работу с "коммерческими" студентами, а здесь нет, то, как поведёт себя мобильный преподаватель? Он "сделает недобрым дядям  ручкой".   Не исключено, что уже к сентябрю будущего года УГМА получит очередные малоприятные подтверждения этой истине

Оценивая положение с кадрами в УГМА, добавлю, что у нас иллюзий нет. В отраслевом вузе негуманитарного профиля гуманитарные дисциплины и впредь будут поддерживаться в основном из-за страха нарушить стандарт и по остаточному принципу. В медвузах есть ещё  "изюминка": медики в отличие, скажем от горняков, зачастую пребывают в наивном убеждении, что само их специальное образование даёт достаточное понимание человека без помощи каких-то там гуманитариев. (Если есть время, могу привести пример из "конторы" П.А.Душенкова)

Хорошо было бы, если бы  администрация в полной мере учитывала хотя бы 2 обстоятельства. 1) Без гуманитарного компонента врачебного образования  страна получит на выпуске "медицинскую ремеслуху". 2) Есть такие компоненты культуры, например, симфоническая музыка, философия, фундаментальная наука, которые  повсюду и всегда дотировались и будут дотироваться.

Возвращаясь непосредственно к проблеме оптимизации  преподавания элективов, скажем, что  прекрасно было бы уйти от лекций на потоках к занятиям в группах. Но для текущего момента постановка такой задачи  в кадровом аспекте - утопия. 

Мы отчётливо понимает многообразие и сложность задач, каждодневно решаемых руководством УГМА. Мало того, видим и серьёзные достижения во многих сферах жизни вуза. Однако, полагаем недостаточной долю внимания, уделяемую преподавателям, обеспечивающим не менее 18% учебного плана. 

В своё время И.В.Сталин корректировал генеральную линию партии сообразно исторической ситуации: вначале - "техника решает всё",  потом - "кадры решают всё"... Не в компетенции гуманитариев УГМА выдавать рекомендации ректорату, но напомнить о  действительном состоянии  "соединенных преподавательских штатов" мы попросту  обязаны, что и делаем.

 

                                                    В)

 

Об оптимизации материально-технической базы.

Литературы нет. Даже по базовым дисциплинам новое поколение учебников в минимальном количестве экземпляров  появилось только в связи с аттестацией и аккредитацией. Администрации пришлось учесть  пункт, согласно которому учебная литература по гуманитарным дисциплинам должна обновляться не реже одного раза в 5 лет.

Преподаватель электива обеспечен только личной библиотекой. Студент - практически лишь тем, что он слышал на лекции.

Из технически средств только микрофон.

О базе больше ничего сказать нельзя.

 

Resume: КАСАЕМО ЭЛЕКТИВОВ НАДО ГОВОРИТЬ НЕ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ,  А ОБ ИХ ВЫЖИВАНИИ. (Это будет честнее.)

 

17.01.2005

Профессор                                                         А.А.Баталов

09.01.05                                                                                                                         1

 

Hosted by uCoz