ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВО  И  ЗДОРОВЬЕ   РЕБЁНКА

                      А.А.Баталов

Художес твенное вторчество и здоровеье ребенкака

Занятия детей в музыкальных и хореографических студиях, их участие в кукольных спектаклях и других сценических действиях, их литературное и изобразительное  творчество  горячо поддерживаются   учёными и педагогами-практиками . Занятия художественным творчеством  расцениваются как  эффективные и отвечающие внутренним запросам  ребёнка  средства  образования и воспитания,  а при необходимости – безболезненного вхождения ребёнка  с проблемами развития в «открытое» общество.

Научные труды по этой тематике  решают одновременно несколько задач: теоретическое обоснование  необходимости опоры  на художественное творчество  в целях медико-социальной реабилитации  ребёнка, разработка программ и технологий работы с детьми в студиях или на дому, анализ и  обобщение практического опыта педагогов и родителей.

Первая задача решается, пожалуй, хуже всего. Здесь, как это часто бывает, практика  обгоняет теорию. Например, известно, что занятия лепкой , рисованием, сочинением сказок и так далее   - явно благотворны для детей. Но механизм их действия либо  прояснён недостаточно глубоко, либо разъясняется так, что с  этим трудно согласиться.

В первую очередь это относится к определению «сверхзадачи» взрослых (студийных педагогов, дефектологов  или родителей) при занятиях с детьми, особенно младшего возраста.

Широко распространено мнение, что  основная педагогическая цель  в работе с дошкольниками – подготовить их к вхождению в школу, к школьному обучению. Так, например, А.С.Белкин  в весьма содержательном курсе «Возрастная педагогика»  поддерживает  эту идею и конкретизирует её следующим образом. Надо, отмечает  он, подвести дошкольника к  физическому состоянию , обеспечивающему  возможность вынести  предстоящие  ему в школе  учебные нагрузки. В этих же целях необходимо развивать  его индивидуальные психологические качества  и навыки социального поведения, коммуникации. ( 3.С.17)

Некоторые авторы, соглашаясь с этой  «сверхзадачей» , пытаются разобраться : почему же она не реализуется так, как хотелось бы ? Не подвергая сомнению цель, они видят истоки неудач  в неверной технологии. В том, что детей готовят к школе  школьными же способами, то есть на специально организованных занятиях, мало отличающихся от уроков. Г.Кравцов по этому поводу пишет, что «уроки» потеснили в дошкольных  учреждених игровую деятельность ребёнка. А у детей, как известно, она занимает центральное место среди всех  форм их деятельности. ( 10 )

Но допустим, что «мини-уроки»  устранены, и мощный  потенциал  игры  в полной мере используется для развития  интеллекта, эмоций, волевых качеств ребёнка  ( в том числе ребёнка с проблемами  здоровья) в целях подготовки его к школе. Верно ли всё-таки определена цель деятельности взрослого ?

Некоторые обстоятельства  заставляют  серьёзно сомневаться в этом.

Во-первых, как  справедливо заметил выдающийся  немецкий педагог 19-го века А.Дистервег, бесполезно  в настоящую минуту учить ребёнка  тому, что ему понадобится  где-то в далёком будущем. Ребёнок  живёт «здесь  и сейчас». Мотивация всех его действий  сугубо актуальна, дети всегда действуют  «в отсеке сегодняшнего дня» . (Современная  перефразировка  рекомендации для взрослых  знаменитого британского философа  19-го века  Томаса Карлейля –Т.Carlyle ) На словах, для виду  малыш согласится со взрослым, что надо готовиться к будущей учёбе в школе. Но если он  будет  выполнять  предлагаемые для  этой цели действия с явным желанием, с внутренним побуждением, значит настоящий мотив  его рвения  находится прямо тут, в этой ситуации. Может быть, это -  желание понравиться «значимому» взрослому, или  пообщаться со сверстниками, или  поиграть занятными вещицами.

Во-вторых, когда педагог  в работе с ребёнком  делает упор на подготовке его к будущей учёбе, то есть к будущей его совместной  деятельности с педагогом же, невольно  возникает подозрение : только ли о ребёнке  он   думает ? Не печётся ли он о благе своей профессиональной группы, не озабочен ли он тем, чтобы передать в руки своих коллег удобный для дальнейшей обработки «полуфабрикат» ?  Уместен резкий вопрос:  насколько вообще совместима  с современной гуманистической педагогикой  установка "«готовить из детей кого-то для чего-то"»?  Не потребительский ли, не цинический ли  это подход ? Не распространение ли это на детей  холодного сциентистского  «социально-ролевого» взгляда на жизнь, у истоков которого стояли такие  известные учёные как Р.Мертон, Т.Парсонс –R. Merton,  T. Parsons  è äð. ? ( Ñì. 9, Ñ.10 )

Òåçèñ î òîì, ÷òî ðåá¸íêó, îñîáåííî “îñîáîìó” ðåá¸íêó, íóæíî ïîìî÷ü ïîäãîòîâèòüñÿ ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè  è ê æèçíè â ó÷åáíîì êëàññå êàê â îñîáîé ñîöèàëüíîé ìèêðîñðåäå, ñïîðîâ íå âûçûâàåò . Ñîìíåíèå â äðóãîì: ãëàâíàÿ ëè ýòî öåëü  âçðîñëîãî ?

Äóìàåòñÿ, íåò. Åñëè âñåðü¸ç ïðèíèìàòü ãóìàíèñòè÷åñêîå ïîíèìàíèå ðåá¸íêà äàæå ìëàäøåãî âîçðàñòà  êàê ÷åëîâåêà íå íà 30 %, íå íà 70 %, à “íà âñå ñòî”, òîãäà íàäî àáñîëþòíî ñåðü¸çíî îòíîñèòüñÿ ê  ïîáóæäåíèÿì è èíòåðåñàì ñàìèõ äåòåé.

Âñå àâòîðû, äàæå òå, êîòîðûå  îçàáî÷åíû òåõíîëîãèÿìè ïðèãîòîâëåíèÿ  øêîëüíèêîâ èç ìàëûøåé, ïðèçíàþò,  ÷òî äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà  èãðà – íå ñðåäñòâî, à ñàìîöåëü. Äîñòàòî÷íî ðàñïðîñòðàíèòü ýòî ïðèçíàíèå  íà  äðóãèå ñôåðû æèçíè ðåá¸íêà , ÷òîáû “ñâåðõçàäà÷à”  âçðîñëûõ ñêîððåêòèðîâàëàñü äîëæíûì îáðàçîì.

Ðåá¸íîê ðèñóåò íå äëÿ òîãî, ÷òîáû â ïåðñïåêòèâå ïðîéòè ïî êîíêóðñó â êëàññ çíàìåíèòîãî æèâîïèñöà. Îí ðàñïåâàåò íå äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîñòàâèòü ãîëîñ  äëÿ ïîñòóïëåíèÿ  ãäå-íèáóäü ëåò ÷åðåç 10  â êîíñåðâàòîðèþ…  êîíöå êîíöîâ  ìàëûø æèâ¸ò  â äàííûé ìîìåíò âîâñå íå äëÿ òîãî, ÷òîáû ÷åðåç 2-4  ãîäà îñâîèòü ðîëü ïåðâîêëàññíèêà. Êàæäîå  “ñåé÷àñ” åãî æèçíè  äëÿ íåãî  öåííî ñàìî ïî ñåáå, êàêèå áû âèäû  íå  èìåë íà  åãî áóäóùåå  âñåçíàþùèé âçðîñëûé.

Ñëåäîâàòåëüíî, ãëàâíàÿ çàäà÷à âçðîñëîãî ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ïîìî÷ü ðåá¸íêó  ïîëíîöåííî ïðîæèòü êàæäûé äåíü  åãî åäèíñòâåííîãî , íåïîâòîðèìîãî  äåòñòâà. È åñëè åãî íàäî ÷åìó-òî ó÷èòü, òî â ïåðâóþ î÷åðåäü – ðàäîñòè æèçíè. Íåäàðîì  óìíåéøèé ïåäàãîã À.Â.Ñóõîìëèíñêèé íàçûâàë ñâîþ øêîëó  “øêîëîé  ðàäîñòè”  à íå øêîëîé  áóäóùèõ  ïîëèòèêîâ, èíæåíåðîâ,þðèñòîâ  èëè ýêîíîìèñòîâ.( Ìåæäó ïðî÷èì, ìíîãèå ñîâðåìåííûå  ñèñòåìû  “äóõîâíîãî öåëèòåëüñòâà”  íàñòîé÷èâî ïðèçûâàþò  ëþäåé  îòêàçàòüñÿ  îò èñêóññòâåííûõ âîçáóæäàþùèõ ñðåäñòâ, íàéòè îïîðó â ñàìèõ  ñåáå  è èìåííî  â ðàäîñòè áûòèÿ.)

 ñîîòâåòñòâèè  ñ ýòèì  îöåíêà ðåçóëüòàòîâ  ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ðåá¸íêà è âçðîñëîãî íå äîëæíà ñâîäèòüñÿ ê èçìåðåíèþ îáú¸ìà ïðèîáðåò¸ííûõ ðåáåíêîì  íàâûêîâ. Îíà äîëæíà îòðàçèòü â ïåðâóþ î÷åðåäü “êà÷åñòâî æèçíè”  äåòåé  â òîò îòðåçîê âðåìåíè, êîãäà îíè íàõîäèëèñü ïîä âëàñòüþ  âçðîñëûõ.

Äåòè ñ îãðàíè÷åíèÿìè  ðàçâèòèÿ   íà÷èíàþò ñ êàêîãî-òî ìîìåíòà  âèäåòü ñâî¸ îòñòàâàíèå  îò ñâåðñòíèêîâ  â òîé èëè èíîé ñôåðå  æèçíè. Èõ íåïðèäóìàííûå  çàòðóäíåíèÿ  â îñóùåñòâëåíèè  ôèçè÷åñêèõ èëè  óìñòâåííûõ äåéñòâèé, â îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè èëè ñ “÷óæèìè” âçðîñëûìè  åù¸ áîëåå óñóãóáëÿþòñÿ ýòèìè  íåâîëüíûìè áåçðàäîñòíûìè “îòêðûòèÿìè”.   ðåçóëüòàòå óâåëè÷èâàåòñÿ âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ  ïåññèìèñòè÷åñêèõ íàñòðîåíèé, äåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé. À ýòî çíà÷èò, ÷òî èì  åù¸ áîëüøå, ÷åì îáû÷íûì äåòÿì, íóæíà øêîëà ðàäîñòè, âêóñà æèçíè. Çàäà÷è æå ôîðìèðîâàíèÿ  íóæíûõ äëÿ  îáùåîáðàçîâàòåëüíîé  øêîëû ñïåöèàëüíûõ  íàâûêîâ è óìåíèé  -  çàäà÷è âòîðîãî ïëàíà.

Ïðèíöèïèàëüíûõ ðàçëè÷èé â ïîäõîäå ê ðåá¸íêó ñ ïðîáëåìàìè ðàçâèòèÿ è  ê îáû÷íîìó ðåá¸íêó  íåò. Ðàçóìååòñÿ, â  äåòàëÿõ ïåäàãîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé  ñóùåñòâåííàÿ ðàçíèöà åñòü. À.È.Ìåùåðÿêîâ, ðàçðàáîòàâøèé âìåñòå ñ È.À.Ñîêîëÿíñêèì  ïîðàçèâøóþ ñâîåé ýôôåêòèâíîñòüþ âåñü ìèð  ìåòîäèêó  îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ ñëåïî-ãëóõèõ îò ðîæäåíèÿ äåòåé, ñêàçàë  â îäíîì èç ñâîèõ èíòåðâüþ ñëåäóþùåå. Áåç ñïåöèàëèçèðîâàííîé  ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè  òàêèå äåòè îñòàíóòñÿ “ïîëóæèâîòíûìè-ïîëóðàñòåíèÿìè”. Îäíàêî æå, ïðè âñ¸ì ìíîæåñòâå   íþàíñîâ  ñïåöèàëèçèðîâàííûõ âèäîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè, ïðè âñåõ íåñîìíåííûõ îòëè÷èÿõ  ïåäàãîãèêè ëå÷åáíîé è êîððåêöèîííîé îò  ïåäàãîãèêè îáùåé,   ãëàâíàÿ  èõ çàäà÷à   îäíà è òà æå -  ïîìî÷ü ðåá¸íêó  æèòü  ðàäîñòíî, æèòü çäåñü è ñåé÷àñ, æèòü ÷åëîâå÷åñêîé æèçíüþ.

Ñëåïî-ãëóõîé îò ðîæäåíèÿ  âîñïèòàííèê øêîëû Ìåùåðÿêîâà-Ñîêîëÿíñêîãî  À.Â.Ñóâîðîâ , ñòàâøèé íàó÷íûì ñîòðóäíèêîì ÍÈÈ  îáùåé è ïåäàãîãè÷åñêîé ïñèõîëîãèè,  ïîä÷¸ðêèâàåò  ýòî åäèíñòâî “ñâåðõçàäà÷è”, ñòîÿùåé ïåðåä âñåìè âçðîñëûìè è ïåðåä âñåìè  äåòüìè.  ñòàòüå “Ìóæåñòâî ñîçíàíèÿ”  îí öèòèðóåò ñòðîêè àäðåñîâàííîãî åìó ïèñüìà  èçâåñòíîãî  ôèëîñîôà Ý.Â.Èëüåíêîâà : “Òû âåðíî ïîíÿë, ÷òî ïðîáëåìû, â êîòîðûå òû óï¸ðñÿ, íè÷åãî ñïåöèôè÷åñêîãî íå ñîñòàâëÿþò.  … Ñëåïîãëóõîòà  íå ñîçäà¸ò íè îäíîé, äàæå ñàìîé ìèêðîñêîïè÷åñêîé ïðîáëåìû, êîòîðàÿ íå áûëà áû âñåîáùåé ïðîáëåìîé. Ñëåïîãëóõîòà ëèøü îáîñòðÿåò èõ…”(23, Ñ.72)

Ñâåðõçàäà÷à âçðîñëîãî, èãðàþùåãî ñ ðåá¸íêîì èëè îáó÷àþùåãî åãî  ÷òåíèþ, ñ÷¸òó, ïèñüìó, èëè âûïîëíÿþùåãî âìåñòå ñ íèì ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ðàçâèâàþùèå êîîðäèíàöèþ, óêðåïëÿþùèå ìûøå÷íûé òîíóñ, çàêëþ÷àåòñÿ íå â íèõ ñàìèõ, õîòÿ îíè âàæíû è íóæíû.  Çàäà÷à â òîì, ÷òîáû íå âûíóæäàòü ðåá¸íêà  îòíîñèòüñÿ  ê  ñàìîìó ñåáå è ê ñâîåé æèçíè êàê ê ñðåäñòâó, íå  âûíóæäàòü åãî îòíîñèòü æèçíü  “íà ïîòîì”.

Äåòè îõîòíî ïðèìóò îòíîøåíèå ê æèçíè êàê ê ñàìîöåëè  â ñèëó èëè äåòñêîãî ýãîöåíòðèçìà, èëè ïðèñóùåãî âñåì âîçðàñòàì èíñòèíêòà ñàìîñîõðàíåíèÿ.

Ñóïðóãè Ðîáåðò è Äæèí Áàéÿðä  â ñâîåé êíèãå  “Êàê âåñòè ñåáÿ  ñ âàøèì áåñïîêîéíûì ïîäðîñòêîì “ îòëè÷íî ñôîðìóëèðîâàëè  ïîëîæåíèÿ, íåîáõîäèìûå  âçðîñëûì  äëÿ ðåàëèçàöèè  óêàçàííîé ñâåðõçàäà÷è. Îñîáåííî - òåì âçðîñëûì, êîòîðûå  äåéñòâóþò ñ ïîçèöèé àâòîðèòàðèçìà. ( Îòðûâêè èç ýòîé êíèãè  â ïåðåâîäå ñ àíãëèéñêîãî ÿçûêà  íåñêîëüêî ëåò íàçàä  ïóáëèêîâàëà  “Ó÷èòåëüñêàÿ ãàçåòà”.) Âîò íåêîòîðûå èç íèõ :

-         Âû è Âàø  ðåá¸íîê – ëþäè, îáëàäàþùèå ðàâíûìè ÷åëîâå÷åñêèìè ïðàâàìè;

-         Âàø ðåá¸íîê – êîìïåòåíòíûé è äîñòîéíûé ÷åëîâåê;

-         Âû òàê æå êîìïåòåíòíû, è íåò òàêîé ñèòóàöèè, â êîòîðîé Âû áûëè áû áåñïîìîùíû;

-         Âû  íåñ¸òå îòâåòñòâåííîñòü çà òî, ÷òî Âû äåëàåòå;

-         Âàø ðåá¸íîê íåñ¸ò îòâåòñòâåííîñòü çà òî, ÷òî îí äåëàåò ñàì, èëè ñàìà…

Åñòåñòâåííî, çäåñü íå ïðåäïîëàãàåòñÿ  ñîâåðøåííî óðàâíÿòü, íàïðèìåð, 2-õ-ëåòíåãî  ðåá¸íêà ñ åãî,äîïóñòèì, 20- ëåòíåé ìàìîé. Àâòîðû ãîâîðÿò î ïîñòåïåííîé  ïåðåäà÷å ðåá¸íêó ïî ìåðå åãî  ñîçðåâàíèÿ è âçðîñëåíèÿ  îòâåòñòâåííîñòè çà ñîáñòâåííûå äåéñòâèÿ è â êîíå÷íîì ñ÷¸òå  çà åãî ñîáñòâåííóþ æèçíü.

Åù¸ îäíà ïðîáëåìà, òðåáóþùàÿ òåîðåòè÷åñêîãî ïðîÿñíåíèÿ , ñîñòîèò â ñëåäóþùåì : êàêîâ ñìûñë  èñïîëüçîâàíèÿ  çàíÿòèé õóäîæåñòâåííûì òâîð÷åñòâîì  â ïðîöåññå ìåäèêî- ñîöèàëüíîé ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ïðîáëåìàìè ðàçâèòèÿ ?

Ãíîñåîëîãè÷åñêèé àíàëèç äèäàêòè÷åñêèõ òåîðèé ïîêàçàë, ÷òî  àâòîðû ÷àùå âñåãî èñïîëüçóþò îäèí èç òð¸õ  ìåòîäîëîãè÷åñêèõ ïîäõîäîâ : ëèáî íàòóðàëèñòè÷åñêèé, ëèáî ñòðóêòóðàëèñòñêèé, ëèáî ôóíêöèîíàëèñòñêèé. ( Ñì.18 )

Êîððåêöèîííàÿ è ëå÷åáíàÿ ïåäàãîãèêà  â ýòîì ïëàíå íå ñîñòàâëÿþò èñêëþ÷åíèÿ. Ðàññìàòðèâàÿ  ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó  èñêóññòâîì, ñ îäíîé ñòîðîíû,  è  ïñèõîôèçè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì ðåáåíêà ( èëè âçðîñëîãî) , ñ äðóãîé ñòîðîíû, ó÷¸íûå ÷àùå âñåãî êîíöåíòðèðóþò âíèìàíèå  íà òîì, êàê ìåíÿþòñÿ òå èëè èíûå  ôèçèîëîãè÷åñêèå , â ëó÷øåì ñëó÷àå íåðâíîïñèõè÷åñêèå ïàðàìåòðû  îðãàíèçìà ïðè âîçäåéñòâèè íà íåãî çâóêîì, öâåòîì, ðèòìîì  è ò.ä.  Òî åñòü, ñêëîíÿþòñÿ ê íàòóðàëèñòè÷åñêîìó ïîäõîäó.

 ýòîì îòíîøåíèè  î÷åíü äåìîíñòðàòèâíà  êíèãà Í.À.Àãàäæàíÿíà “Ïîçíàé ñåáÿ , ÷åëîâåê !”, â ÷àñòíîñòè, å¸ 9-ÿ ãëàâà – “Èñêóññòâî è çäîðîâüå”. Îïèñûâàÿ äåéñòâèå ìóçûêè íà ÷åëîâåêà, àâòîð âûñòðàèâàåò  ñëåäóþùóþ ñõåìó. Ðèòì ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé âëèÿåò  ÷åðåç ñëóõîâîå âîñïðèÿòèå íà  ðèòì áèîòîêîâ ìîçãà. Èçìåíèâøèå ñâîþ ðèòìèêó áèîòîêè  âëèÿþò íà ýìîöèîíàëüíûé ñòàòóñ. À îí èçìåíÿåò äåÿòåëüíîñòü æåë¸ç âíóòðåííåé  ñåêðåöèè. Ýòî ïðèâîäèò â êîíå÷íîì èòîãå ê èçìåíåíèþ îáùåãî ñîñòîÿíèÿ è ñàìî÷óâñòâèÿ ÷åëîâåêà. Àâòîð äåëàåò  “ñèëüíûé” âûâîä : “Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ìóçûêà  èãðàåò íå íà ñòðóíàõ äóøè, à íà áèîòîêàõ ìîçãà.” ( 1, Ñ. 271)Áóäó÷è ôèçèîëîãîì, Í.À.Àãàäæàíÿí îáðàùàåò âíèìàíèå ÷èòàòåëåé  íà òî, ÷òî  ïðîñëóøèâàíèå ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé  ñîïðîâîæäàåòñÿ  ðàçëè÷íûìè èçìåíåíèÿìè  äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ïî åãî ñëîâàì, íàïðèìåð, àäàæèî è àëëåãðî 3-åãî Áðàíäåíáóðãñêîãî êîíöåðòà È.Ñ.Áàõà  óðåæàþò ïóëüñ è óâåëè÷èâàþò îáú¸ì êðîâîòîêà â ñîñóäàõ. À 9-ÿ  ñèìôîíèÿ Áðóêíåðà  äåéñòâóåò íà ñåðäöå è ñîñóäû ñëóøàòåëåé  ïðîòèâîïîëîæíûì îáðàçîì. Ïîêàçàíî òàêæå, íàïîìèíàåò àâòîð, ÷òî  çâó÷àíèå  íåêîòîðûõ ñèìôîíè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé  âëèÿåò  íà ïîêàçàòåëè êèñëîòíîñòè  æåëóäî÷íîãî ñîêà è ò.ä.

Åñëè îãðàíè÷èòüñÿ òàêèì ïîíèìàíèåì  âçàèìîñâÿçåé  èñêóññòâà è  ñîñòîÿíèé ÷åëîâåêà, òîãäà çàäà÷è ïåäàãîãîâ áóäóò äîâîëüíî  ïðîñòûìè. Íàäî áóäåò îòûñêàòü  íàáîð òàêèõ ïðîèçâåäåíèé èñêóññòâà, æàíðîâ è ïðè¸ìîâ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà, êîíòàêò ñ êîòîðûìè íîðìàëèçîâàë áû òå èëè èíûå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå  ïîêàçàòåëè – îñàíêó, ìåëêóþ ìîòîðèêó, äèêöèþ, âîçáóäèìîñòü  è ïð.

Ñíîâà ñêàæåì, ÷òî òàêèå çàäà÷è òîæå ïðèåìëåìû, òîæå äîëæíû ðåøàòüñÿ. Íî èìè äåëî íå èñ÷åðïûâàåòñÿ, è íå èì ïðèíàäëåæèò  ãëàâíîå ìåñòî â äåðåâå öåëåé.

Íàäî îáÿçàòåëüíî èñõîäèòü èç òîãî, ÷òî  â ñòàíîâëåíèè è ñîâåðøåíñòâîâàíèè âñåõ  âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ðåá¸íêà äåéñòâóþò  ïî ìåíüøåé  äâå ãëàâíûå òåíäåíöèè.

Îäíà èç íèõ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè  ôîðìèðóþòñÿ íà îñíîâå ïðîñòûõ ôóíêöèé;  à îíè  ñîçðåâàþò è âêëþ÷àþòñÿ  îäíà çà äðóãîé â îïðåäåë¸ííîì ïîðÿäêå  è â îïðåäåë¸ííîé âçàèìîñâÿçè. Íàïðèìåð, äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è  òðåáóåòñÿ  ôóíêöèîíèðîâàíèå ñëóõîâîãî, äâèãàòåëüíîãî  è çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðîâ.Äåôåêò îäíîé èç ïðîñòûõ ôóíêöèé  ìîæåò ñòàòü ïðåïÿòñòâèåì  íà ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ  áîëåå âûñîêîé ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû. Ïîýòîìó  äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãîâ èëè ðîäèòåëåé, íàïðàâëåííàÿ íà íîðìàëèçàöèþ ïîêàçàòåëåé êàæäîé ïðîñòîé ôóíêöèè ïóñòü äàæå ñ ïîìîùüþ  õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà    äåéñòâèòåëüíî  ïîëåçíà è íåîáõîäèìà.

Äâèæåíèå îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó, ïîñòåïåííîå  ñîçèäàíèå ôóíäàìåíòà âûñøåé ïñèõè÷åñêîé ôóíêöèè  èç  ïðîñòûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ è íåðâíî-ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé , ïåäàãîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ  èõ ñòàíîâëåíèÿ – âîò ïåðâàÿ, ÷àñòî èñïîëüçóåìàÿ ñõåìà îáúÿñíåíèÿ è ïðàêòè÷åñêîãî èñïîëüçîâàíèÿ  ýñòåòè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è õóäîæåñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ  â ðàáîòå ñ äåòüìè.

Ýòà ñõåìà äåéñòâåííà, îíà óäîâëåòâîðÿåò çäðàâûé ñìûñë  èäååé  ïðåäøåñòâîâàíèÿ ïðîñòîãî ñëîæíîìó, èäååé  ïîñòåïåííîãî , øàã çà øàãîì  óñëîæíåíèÿ ñòàâÿùèõñÿ ïåðåä  ðåá¸íêîì  çàäà÷. Íàêîíåö, îíà ïðèâëåêàòåëüíà òåì, ÷òî çäåñü,  ïî-âèäèìîìó , ëåãêî îñóùåñòâèìà ýêñïåðòíàÿ îöåíêà  ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè  ïóò¸ì êîíòðîëÿ  è äàæå êîëè÷åñòâåííîé îöåíêè  óðîâíÿ ðàçâèòèÿ èëè âîññòàíîâëåíèÿ  òîé èëè èíîé ïðîñòîé ôóíêöèè.

Îäíàêî, ïðè òàêîì  ïîíèìàíèè  îñòà¸òñÿ íåâûÿñíåííûì  ðåøàþùèé âîïðîñ : êàêóþ æå ðîëü çäåñü èãðàåò ñîáñòâåííî õóäîæåñòâåííûé õàðàêòåð  ïðîèçâåäåíèé èñêóññòâà èëè ñîîòâåòñòâóþùåãî òâîð÷åñòâà  äåòåé ? Âåäü öâåò, ðèòì, çâóê  è  äðóãèå ïàðàìåòðû  ìîãóò ýôôåêòèâíî äåéñòâîâàòü íà ÷åëîâåêà  è âíå õóäîæåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè . Íàïðèìåð, öâåò ñòåí  áîëüíè÷íîé ïàëàòû,  èëè ó÷åáíîé êîìíàòû , èëè  ðàáî÷åãî ïîìåùåíèÿ  âëèÿåò íà ïñèõèêó ÷åëîâåêà; íî, ñïðàøèâàåòñÿ, ïðè÷¸ì òóò èñêóññòâî ?

Äëÿ áîëåå ãëóáîêîãî ïîíèìàíèÿ  åãî ñâÿçè ñ ïñèõîôèçè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì  ÷åëîâåêà, ñ åãî ñàìîñîçíàíèåì è îòíîøåíèåì ê æèçíè íóæíî îáðàòèòüñÿ êî âòîðîé   òåíäåíöèè  â ðàçâèòèè ðåá¸íêà è ê 帠 íàó÷íîìó îáúÿñíåíèþ. Îòå÷åñòâåííàÿ  ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íàóêà  ñîâåòñêîãî ïåðèîäà  ( Âûãîòñêèé Ë.Ñ., Ãàëüïåðèí Ï.ß., Çàïîðîæåö À.Â., Ëåîíòüåâ À.Í., Ëóðèÿ À.Ð. è äð.)  ïëîäîòâîðíî ðàçðàáàòûâàëè  èíîé âàðèàíò ñîîòíîøåíèÿ  ïðîñòûõ è ñëîæíûõ  ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Áûëè âûÿâëåíû ïî ìåíüøåé ìåðå òðè  âàæíåéøèõ çàêîíîìåðíîñòè.

Ïåðâàÿ çàêîíîìåðíîñòü :  ìíîãèå ñëîæíûå ôîðìû âíèìàíèÿ, ïàìÿòè, èíòåëëåêòà  íå ïðîèçðàñòàþò èçíóòðè èíäèâèäà, à èìåþò  îáùåñòâåííîå ïðîèñõîæäåíèå. Îíè âîçíèêàþò âíà÷àëå êàê ôîðìû ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ëþäåé ( íàïðèìåð, âçðîñëîãî è ðåá¸íêà) , à ïîòîì èíòåðèîðèçèðóþòñÿ, òî åñòü ïåðåìåùàþòñÿ âî âíóòðåííèé ìèð  èíäèâèäà. Ôóíêöèÿ, êîòîðàÿ âíà÷àëå áûëà ðàçäåëåíà ìåæäó  ëþäüìè  è áûëà ñïîñîáîì  îáùåíèÿ èõ äðóã ñ äðóãîì, ïîçæå “ñâ¸ðòûâàåòñÿ” è ñòàíîâèòñÿ äèàëîãîì ÷åëîâåêà ñî ñâîèì àëüòåð ýãî, ñî ñâîèì âíóòðåííèì ãîëîñîì. Îíà ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáîì îðãàíèçàöèè  óæå íå êîëëåêòèâíîé,  à  ëè÷íîé âíóòðåííåé æèçíè.

 êîììóíèêàòèâíîé ñðåäå  ñëîæíàÿ ôîðìà äåéñòâèÿ ìîæåò ïðåäñòàòü ïåðåä ðåá¸íêîì ñðàçó â öåëüíîì âèäå  è ïðèòîì åù¸ äî òîãî, êàê â í¸ì ñàìîì  ñôîðìèðîâàëèñü  âñå ïðîñòûå ïðåäïîñûëêè äëÿ å¸ îáåñïå÷åíèÿ. Çäåñü ñëîæíîå ïðåäøåñòâóåò ïðîñòîìó.

Âòîðàÿ  çàêîíîìåðíîñòü: ïðèâëåêàÿ äëÿ  ðåàëèçàöèè ñëîæíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé  ïðåäìåòû ìàòåðèàëüíîé  è äóõîâíîé êóëüòóðû, ÷åëîâåê ìîæåò â êàêîé-òî ìåðå êîìïåíñèðîâàòü  ïîêà åù¸ íåïîëíóþ çðåëîñòü  òðåáóåìûõ ïðîñòûõ ôóíêöèé. Ñ ïîìîùüþ  òàêèõ ïîñðåäíèêîâ ìåæäó ñîáîé è ñðåäîé  îí ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü  ïåðåõîäèòü îò  íåïðîèçâîëüíûõ ïðîöåññîâ è äåéñòâèé  ê  ñîçíàòåëüíîìó óïðàâëåíèþ èìè. Íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ  îòìåòîê íà ëàäîøêå, óçåëêîâ íà ëåíòî÷êå  è òàê äàëåå  íåóñòîé÷èâàÿ ïàìÿòü  óêðåïëÿåòñÿ è ñòàíîâèòñÿ  áîëåå ïîäâëàñòíîé  ðàñòóùåìó ÷åëîâåêó.

Èíà÷å ãîâîðÿ, ðàçâèòèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ  ôóíêöèé  ÷åëîâåêà  îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî  èõ îðãàíè÷åñêèì áàçèñîì è áîëåå ïðîñòûìè ïñèõè÷åñêèìè ôóíêöèÿìè. Ãèãàíòñêîå çíà÷åíèå çäåñü èìååò ìèð êóëüòóðû.

Òðåòüÿ çàêîíîìåðíîñòü:  ïî ìåðå ðîñòà ðåáåíêà  ñîîòíîøåíèå ïðîñòûõ è ñëîæíûõ  ôóíêöèé ìåíÿåòñÿ. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ñëîæíàÿ ôîðìà  îïðåäåëÿåòñÿ ïðîñòûìè; íà áîëåå ïîçäíèõ ñòàäèÿõ ñëîæíàÿ ôîðìà “òÿíåò” çà ñîáîé ïðîñòûå ôóíêöèè, ñïîñîáñòâóåò èõ äîñòðàèâàíèþ, à â ñëó÷àÿõ èõ  íàðóøåíèÿ – ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü  ðàçâèòèþ êîìïåíñàòîðíûõ ìåõàíèçìîâ. ( 14 )

Óêàçàííûå çàêîíîìåðíîñòè  îáíàðóæèâàþòñÿ âî âñåõ  âûñøèõ ôîðìàõ  äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå è òàêèõ, êàê  ýñòåòè÷åñêîå ñîçíàíèå è õóäîæåñòåííîå òâîð÷åñòâî. Èñêóññòâî – íå  ïàðàçèòè÷åñêèé öâåòîê  íà  òðóäíîì ïðîöåññå  îáðåòåíèÿ ðåá¸íêîì  ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû, íå íàâåäåíèå ãëÿíöà íà óæå ñôîðìèðîâàâøåìñÿ ÷åëîâåêå. Íåò, èñêóññòâî êàê  îäíà èç ñëîæíåéøèõ ôîðì ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè  âìåñòå ñ äðóãèìè âûñøèìè  ôóíêöèÿìè ñïîñîáíî “ïîäòÿãèâàòü”  îòñòàþùèå ïðîñòûå ôóíêöèè.

Ýòî äîñòèãàåòñÿ ïóò¸ì ôîðìèðîâàíèÿ  íåêîòîðûõ îáùèõ íåñïåöèôè÷åñêèõ óìåíèé.

Ïðàêòèêà ëå÷åáíîé ïåäàãîãèêè   äîêàçàëà  âûñîêóþ çíà÷èìîñòü   íàçâàííûõ âûøå çàêîíîìåðíîñòåé. Îñîáåííî ïîêàçàòåëüíû â ýòîì ïëàíå äîñòèæåíèÿ âåíãåðñêîé øêîëû êîíäóêòèâíîé  ïåäàãîãèêè  äîêòîðà À.Ïåòî , ëå÷èâøåãî äåòåé, ñòðàäàâøèõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì,  è  îòå÷åñòâåííîé øêîëû  Ìåùåðÿêîâà-Ñîêîëÿíñêîãî, ðàçðàáîòàâøåé  òåõíîëîãèþ âîñïèòàíèÿ è îáðàçîâàíèÿ  ñëåïî-ãëóõî-íåìûõ äåòåé. Èíòåðåñíî, ÷òî ôîðìèðîâàíèå îáåèõ øêîë ïðîèñõîäèëî ïðàêòè÷åñêè îäíîâðåìåííî, òî åñòü, â 50-õ  -  60-õ  ãîäàõ .

Òðóäíî ñêàçàòü, íàñêîëüêî ñòèõèéíî, íàñêîëüêî ñîçíàòåëüíî  ýòè çàìå÷àòåëüíûå   øêîëû îðèåíòèðîâàëèñü íà ïåðå÷èñëåííûå çàêîíîìåðíîñòè. Êàê óæå îòìå÷àëîñü, ïðàêòèêà íåðåäêî îáãîíÿåò òåîðèþ. Ñóïðóãè Ê.Àêîø è Ì.Àêîø – ó÷åíèêè è ïðîäîëæàòåëè äåëà À.Ïåòî  êîíñòàòèðóþò, ÷òî îñíîâàòåëü êîíäóêòèâíîé ïåäàãîãèêè  ëè÷íî  ðàçðàáîòàë ñèñòåìó  ïðàêòè÷åñêèõ ïðè¸ìîâ óñïåøíîé êîððåêöèè  ðàçâèòèÿ äåòåé, ñòðàäàþùèõ ÄÖÏ, íî íå ñîçäàë òåîðèþ ýòîé ñèñòåìû.

Íàçâàííûå  âûøå ó÷åíèêè   À.Ïåòî , âîñïîëíÿÿ  ýòîò ïðîáåë, ïðèøëè ê îáùåìó âûâîäó : “Îñíîâîé äëÿ óñïåøíîãî ïðèìåíåíèÿ íà ïðàêòèêå êîíäóêòèâíîé ïåäàãîãèêè  ÿâëÿåòñÿ  ðàäèêàëüíî íîâûé ñïîñîá ìûøëåíèÿ.”( 4, Ñ.182-183) Àâòîðû âêëþ÷èëè â íåãî íåêîòîðûå îáùèå óñòàíîâêè, îáÿçàòåëüíûå äëÿ  êàæäîãî  âçðîñëîãî, ðàáîòàþùåãî  ïî ñèñòåìå À.Ïåòî, áóäü òî  ó÷èòåëü, âðà÷, èëè ðîäèòåëü. Ýòè óñòàíîâêè âî ìíîãîì ñõîäíû  ñ  òîëüêî ÷òî ðàññìîòðåííûìè  çàêîíîìåðíîñòÿìè. Íî åñòü íåêîòîðûå  î÷åíü  èíòåðåñíûå äîïîëíåíèÿ. Óêàæåì íà äâà èç íèõ.

Ñèñòåìà À.Ïåòî, êàê è îòå÷åñòâåííàÿ øêîëà òèôëîñóðäîïåäàãîãèêè, èñõîäèò  èç ïðèíöèïà  ñîòðóäíè÷åñòâà, ñîâìåñòíî-ðàçäåë¸ííîé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëîãî è ðåá¸íêà. Íî â êîíäóêòèâíîé ïåäàãîãèêå ïîä÷¸ðêíóò ñëåäóþùèé âàæíûé íþàíñ, êîòîðûé âîñïèòàííèêè øêîëû àâòîðèòàðíîé ïåäàãîãèêè  ÷àñòî äàæå íå çàìå÷àþò. Âçðîñëûé íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæåí íàâÿçûâàòü ðåá¸íêó ôîðìó äåéñòâèÿ, òåì áîëåå – ïðè ÿâíîì åãî íåæåëàíèè  èëè äàæå ñîïðîòèâëåíèè. Íî  íåëüçÿ è ðàáñêè ñëåäîâàòü åãî êàïðèçàì. Âûõîä â òîì, ÷òîáû ÷óòêî óëîâèòü  ìàëîçàìåòíûå èìïóëüñû  è ïîáóæäåíèÿ ðåá¸íêà, à çàòåì ñâÿçàòü ïðåäëàãàåìîå åìó äåéñòâèå  ñ ýòîé  ñëàáîâûðàæåííîé ìîòèâàöèåé.

Åù¸ îäíà íàñòîÿòåëüíàÿ ðåêîìåíäàöèÿ: âíà÷àëå âçðîñëûé,  à ïîòîì ïî ìåðå îñâîåíèÿ ðå÷è è ðåá¸íîê, äîëæíû íåïðåðûâíî êîììåíòèðîâàòü âñëóõ ñëîâàìè èëè òóò æå ñî÷èíÿåìûìè ïåñåíêàìè  áîëüøèíñòâî ñîâåðøàåìûõ äåéñòâèé. Îñîáåííî – òåõ, êîòîðûå äëÿ ðåá¸íêà íàèáîëåå òðóäíû.

Åñòü ñìûñë ïðåäïîëîæèòü, ÷òî  ýòà ðåêîìåíäàöèÿ íàöåëåíà  íå òîëüêî íà ðàçâèòèå ñîáñòâåííî âåðáàëüíîãî êîììåíòàðèÿ  êàê ñðåäñòâà ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêè, ïðîèçâîëüíîãî çàïîìèíàíèÿ, ðàñêðåïîùåíèÿ ìûøö ëèöà è ãîðòàíè  è òàê äàëåå. Ñóòü, ìû äóìàåì, ëåæèò ãëóáæå:  çäåñü ñîâåðøàåòñÿ âûõîä  íà íåêîòîðûå  âàæíåéøèå  äëÿ ÷åëîâåêà íåñïåöèôè÷åñêèå  óìåíèÿ. Ñëîâåñíûé êîììåíòàðèé  ðàáîòàåò åù¸ è íà ðåôëåêñèþ, à îíà , â ñâîþ î÷åðåäü, -  åñòü åäâà ëè íå âàæíåéøàÿ îñîáåííîñòü  ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Íà÷èíàÿ ñ 20-õ ãîäîâ â íàøåé ñòðàíå è çà ðóáåæîì  â ïñèõîëîãèè, ïåäàãîãèêå, ëèíãâèñòèêå, êóëüòóðîëîãèè, ýñòåòèêå è äðóãèõ îáëàñòÿõ çíàíèÿ  îáñòîÿòåëüíî ðàçðàáàòûâàåòñÿ è øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ òàê íàçûâàåìûé “äåÿòåëüíîñòíûé” ïîäõîä. Íàêîïëåííûé òåîðåòè÷åñêèé áàãàæ ïîäâ¸ë ê íåîáõîäèìîñòè áîëåå ãëóáîêî  îñìûñëèòü ñàìó ÷åëîâå÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü  âîîáùå. Ôèëîñîôñêèé àíàëèç âûÿâèë â íåé  ìîìåíòû, âåñüìà  çíà÷èìûå äëÿ ñïåöèàëèñòîâ  ðàçíîãî ïðîôèëÿ, â òîì ÷èñëå  äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé  ëå÷åáíîé è êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêè.

Ïîêàçàíî, ÷òî âñåîáùåé  è èñõîäíîé “êëåòî÷êîé”, èç êîòîðîé  è â êîòîðîé ðàçâèâàþòñÿ âñå  ýìïèðè÷åñêè äàííûå ôîðìû äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà è âñå åãî ñïîñîáíîñòè, åñòü åãî “ß”.

Ïîä÷¸ðêèâàåòñÿ, ÷òî â îòëè÷èå îò äðóãèõ æèâûõ ñóùåñòâ  ÷åëîâåê  ñïîñîáåí  ñîçíàòåëüíî îòëè÷àòü ôîðìó  äåéñòâèÿ îò åãî ñîäåðæàíèÿ. Äî òåõ ïîð, ïîêà èíäèâèä íå íàó÷èëñÿ èëè ïî êàêèì-íèáóäü ïðè÷èíàì   íå ìîæåò ñàì ïðîèçâåñòè  ýòî ðàçëè÷åíèå, çà íåãî ýòî äåëàþò äðóãèå. Òîãäà åìó ïðèõîäèòñÿ   áåç îñìûñëåíèÿ óïîòðåáëÿòü  ãîòîâóþ ôîðìó. Îí âûñòóïàåò â “ïàññèâíîì çàëîãå”  , óïîäîáëÿåòñÿ  ìåõàíèçìó, äåéñòâóþùåìó ïî  âñòðîåííîé ïðîãðàììå , èëè – äîìàøíåìó æèâîòíîìó,äåéñòâóþùåìó ïî êîìàíäå õîçÿèíà.Ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü åñòü ñàìî-äåÿòåëüíîñòü. Èíäèâèä  âûÿâëÿåò ôîðìó äåéñòâèÿ, ïðåîáðàçóåò å¸ “ïîä ñåáÿ”, äåëàåò å¸ äëÿ ñåáÿ ïðàâèëîì  èëè  ýòàëîíîì ; òàêèì ñïîñîáîì  îí ñîçèäàåò äëÿ ñåáÿ  “ß”. ( Ñì.15)

Âûäåëåííóþ ôîðìó äåéñòâèÿ ðåá¸íîê ìîæåò  îñóùåñòâëÿòü  ðàçíûìè ñðåäñòâàìè: ñëîâîì, ðèñóíêîì, äâèæåíèåì, ëåïêîé, ìåëîäèåé, êóêëîé ,ìèìèêîé  è òàê äàëåå. Ýòî íåñïåöèôè÷åñêîå óìåíèå  âûäåëÿòü  ôîðìû  ïðåäìåòîâ  ïðèðîäû è êóëüòóðû, ôîðìû ñîáñòâåííîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè  åñòü âåëè÷àéøåå áëàãî  äëÿ ñòàíîâÿùåãîñÿ  ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà. Îíî ïîçâîëÿåò ðåá¸íêó ñ ïðîáëåìàìè ðàçâèòèÿ ñêîðåéøèì ïóò¸ì  è ñ ïðåêðàñíûìè ðåçóëüòàòàìè âîéòè  â “îòêðûòîå” îáùåñòâî.

Êàê æå ïîìî÷ü ðåá¸íêó ðàçâèòü ýòî äðàãîöåííîå óìåíèå  ?

Êàê è ïðè ðåøåíèè äðóãèõ  ïåäàãîãè÷åñêèõ çàäà÷, ëîáîâàÿ àòàêà çäåñü ìàëîýôôåêòèâíà. Ïîñòàâëåííàÿ â òîé ôîðìå, êàê îíà òîëüêî ÷òî îïèñàíà, çàäà÷à àáñòðàêòíà. Îíà íåïîíÿòíà ðåá¸íêó, èáî íå ñâÿçûâàåòñÿ íè ñ êàêèì ýëåìåíòîì åãî äåòñêîãî æèçíåííîãî  ìèðà. Äðóãîå äåëî – åñëè îíà  áóäåò ñêðûòíî îò  íåãî ðàñòâîðåíà â ñîñòàâå  êàêîãî-ëèáî äðóãîãî , ïî-íàñòîÿùåìó èíòåðåñíîãî äåéñòâèÿ. È – åñëè îíà òàêæå ïðåäñòàíåò ïåðåä íèì  íå â çàóìíîé íàó÷íî-ïîíÿòèéíîé ôîðìóëå, à â ñîñòàâå êàêèõ-òî  ÿðêèõ ÷óâñòâåííûõ îáðàçîâ. Ïðè÷åì òàêèõ, êîòîðûå ñîçåðöàþòñÿ è òâîðÿòñÿ èì íå  ïî  ïðèíóæäåíèþ  è íå äëÿ âîçíàãðàæäåíèÿ, à “ïðîñòî òàê”.

Òðåáîâàíèÿì  íåóòèëèòàðíîñòè, îáðàçíîñòè, ñâîáîäû äåÿòåëüíîñòè  îòâå÷àþò  çàíÿòèÿ õóäîæåñòâåííûì òâîð÷åñòâîì è äåòñêàÿ èãðà. Íå âäàâàÿñü â íåêîòîðûå ðàçëè÷èÿ ìåæäó íèìè, ñêàæåì, ÷òî îáå ñôåðû êóëüòóðû   äàâíî è èñïðàâíî  ñëóæàò ñòàíîâëåíèþ ñïîñîáíîñòè ðåá¸íêà ê ðåôëåêñèè. Îáå ïðîáóæäàþò ó äåòåé  èíòóèöèþ, òó  “çàãàäî÷íóþ”  ñïîñîáíîñòü êàæäîãî íîðìàëüíîãî ÷åëîâåêà , ê êîòîðîé ïî ñåé äåíü íå ñìååò ïîäñòóïèòüñÿ  îôèöèàëüíàÿ øêîëà , îðèåíòèðóþùàÿñÿ ëèøü íà ðàçâèòèå  ðàññóäî÷íîãî ìûøëåíèÿ.

Ðîëü èñêóññòâà íå äîëæíà ñâîäèòüñÿ  ê çàäà÷àì íîðìàëèçàöèè ðàçâèòèÿ ïðîñòûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Óìåíèå ðàçëè÷àòü ñîäåðæàíèå è ôîðìó äåÿòåëüíîñòè, óìåíèå  ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàòü ñ ôîðìîé äåéñòâèÿ, óìåíèå  ïåðåíåñòè ìåõàíèçì ðåôëåêñèè íà ñàìîãî  ñåáÿ  è ïðåîäîëåòü äåòñêèé ýãîöåíòðèçì,  óìåíèå ïîëüçîâàòüñÿ èíòóèöèåé (“âèäåòü”)- âñ¸ ýòî ñóòü íåñïåöèôè÷åñêèå “ïîáî÷íûå” ïðîäóêòû õóäîæåñòâåííîãî  îáðàçîâàíèÿ è òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà , íåñïåöèôè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè åãî çäîðîâîãî ðàçâèòèÿ.

 ×óòêèå è ãðàìîòíûå âçðîñëûå  äîëæíû  ïîñòîÿííî äåðæàòü èõ â ïîëå  ñâîåãî  ñîçíàíèÿ  è  äåëèêàòíî, íî  íàñòîé÷èâî ðàáîòàòü íà  íèõ.

 

                     ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1.      Àãàäæàíÿí Í.À. Ïîçíàé ñåáÿ ÷åëîâåê ! Ì.1995

2.      Àëüòøóëëåð Ã.Ñ. Àëãîðèòì èçîáðåòåíèÿ. Ì.Èçä.2-å.1973

3.      Áåëêèí À.Ñ. Âîçðàñòíàÿ ïåäàãîãèêà. ×.1.2. Åêàòåðèíáóðã 1992

4.      Àêîø Ê.,Àêîø Ì. Ïîìîùü äåòÿì ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì – êîíäóêòèâíàÿ ïåäàãîãèêà. Ì.Ïåð. ñ âåíã. 1994

5.      Ãàëüïåðèí Ï.ß. Ðàçâèòèå èññëåäîâàíèé  ïî ôîðìèðîâàíèþ  óìñòâåííûõ äåéñòâèé.\\ Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íàóêà â ÑÑÑÐ. Ò.1  Ì.1959

6.      Ãëîòîâà Ã.À. Òâîð÷åñêàÿ îäàð¸ííîñòü ëè÷íîñòè. Ïðîáëåìû è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ. Åêàòåðèíáóðã. 1992

7.      Ãðèãîðüåâ Â.Í. Âèäåíèêà. Âèä ïðàêòè÷åñêîé ýâðèñòèêè. Îìñê. 1994

8.      Äîíàëüäñîí Ìàðãàðåò  Ìûñëèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü äåòåé. Ì.Ïåð. ñ àíãë. 1985

9.      Êèñëîâ À.Ã. Ñîöèîêóëüòóðíûå ñìûñëû äåòñòâà. Åêàòåðèíáóðã. 1998

10.    Êðàâöîâ Ã. Èãðà êàê îñíîâà äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.\\ Èñêóññòâî â øêîëå. 1994. ¹ 2

11.    Êóìàðèí Â.Â., Âèíîãðàäîâà Í.Ä. Ïðèíöèï ïðèðîäîñîîáðàçíîñòè  è âîçðîæäåíèå øêîëû. \\  Ïåäàãîãèêà. 1995. ¹ 2

12.    Ëàâðîâ Ñ. Òâîð÷åñòâî è àëãîðèòìû. \\ Íàóêà è æèçíü. 1985. ¹ 3

13.    Ëàíãìåéåð È., Ìàòåé÷åê Ç. Ïñèõè÷åñêàÿ äåïðèâàöèÿ â äåòñêîì â âîçðàñòå. Ïðàãà.Ïåð. ñ ÷åø. 1984

14.    Ëóðèÿ À.Ð. Ìîçã ÷åëîâåà è ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû. \\ Ôèëîñîôñêèå âîïðîñû âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè è ïñèõîëîãèè. Ì. 1963

15.    Ìîë÷àíîâ Â.À. Äåÿòåëüíîñòü êàê ôèëîñîôñêèé ïðèíöèï: ïðîòèâîïîëîæíîñòü äèàëåêòèêî-ìàòåðèàëèñòè÷åñêîé è  äèàëåêòèêî-èäåàëèñòè÷åñêîé êîíöåïöèé. \  Àâòîðåô. äèññ. …ê.ô.í. Ñâåðäëîâñê 1983

16.    Ìàëÿðîâà Í.Â.,Íàðòîâà-Áî÷àâåð Ñ.Ê. Ñèñòåìû öåííîñòåé äåòåé è ïîäðîñòêîâ â óñëîâèÿõ ñîöèàëüíîé äåïðèâàöèè.\\  Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ñîâðåìåííîãî äåòñòâà. Âûï. 11. Ì. 1993

17.    Íåêðàñîâà Þ.Á. Áèáëèîòåðàïèÿ íà ïîäãîòîâèòåëüíîì ýòàïå ñîöèàëüíîé ðåàáèëèòàöèè çàèêàþùèõñÿ. \\  Ïñèõîòåðàïèÿ â äåôåêòîëîãèè. Ì. 1992

18.    Ïåòðîâà Ã.È. Ãíîñåîëîãè÷åñêèé àíàëèç òåîðèé îáó÷åíèÿ. Òîìñê . 1977

19.    Ðàïïàïîðò À.Ã. Ïðîåêòèðîâàíèå áåç ïðîòîòèïîâ.\\ Ðàçðàáîòêà è âíåäðåíèå àâòîìàòèçèðîâàííûõ ñèñòåì â ïðîåêòèðîâàíèè. Ì. 1975

20.    Ðåàáèëèòàöèÿ äåòåé ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. \ Ñá. äîêëàäîâ. Åêàòåðèíáóðã .1995

21.    Ðîòåíáåðã Â.Ñ., Àðøàâñêèé Â.Â. Ïîèñêâàÿ àêòèâíîñòü è àäàïòàöèÿ. Ì. 1984

22.    Ñòàíèñëàâñêèé Ê.Ñ. Ðàáîòà  àêò¸ðà íàä ñîáîé. \\ Ñî÷.  Ò.2. Ì.1960

23.    Ñóâîðîâ À.Â. Ìóæåñòâî ñîçíàíèÿ. \\  Âîïðîñû ôèëîñîôèè. 1988 ¹ 4

24.    Ùåòèíèí Ì.Ï. Øêîëà áóäóùåãî íà÷èíàåòñÿ ñåãîäíÿ. \\ Íîâûé ìèð. 1981 ¹ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz