на главную
назад (кафедра)

 

                                                    УТВЕРЖДЕНО _____ 2007 г.

                                                     Проректор по научной работе

                                                     УГМА, профессор

                                                     __________О.П.Ковтун

                                                     Проректор по учебной работе

                                                     УГМА, профессор

 

                                                         ______     Н.С.ДАВЫДОВА

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ И  ФИЛОСОФИИ НАУКИ

                            /кандидатский минимум /

 

 

 

Составитель- профессор кафедры .философии, биоэтики и культурологии, УГМА, доктор философских наук А.А.Баталов

Рецензент – зав. каф. философии Курского гос. мед. Университета,  д. историч.  наук.,  д.. филос.наук., проф. С.П.Щавелев

 

 

Слушатели - аспиранты и соискатели учёной степени канд.мед. наук.

 

Лекции – 50 ч.

Семинары – 50 ч.

Консультации индивидуальные и рецензирование реферата 3 .

Экзамен – 1 ч.

Итого – 104 ч.

 

 

Программа с изменениями и дополнениями  2007 г.  обсуждена и согласована на цикловой   методической  Комиссии УГМА по гуманитарным и социально-экономическим  дисциплинам

 

19 сентября 2007 г.

       

Зам. председателя комиссии, зав. каф. истории, экономики и права УГМА,  канд.  ист. наук,

Доцент  _____________ А.М.Радич                

 

 

 

 

                                     

                       

 


      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа готовилась с использованием центральных материалов и документов:

- Философия и методология науки/ общие проблемы/. // Философские науки. 1991. № 6 ; Философия и методология биологии. // Философские науки. 1991. № 9.

- Программа гуманитарного образования в медицинских и фармацевтичес­ких вузах Российской Федерации./ Приложение № 1 к Письму Минздрава РФ № 24/м/ИЗ-И от 27.03.92/

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по философии для нефилософских специальностей./ 1993/ 

 Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономи­ческим дисциплинам для высшей школы./ Сборник, выпущенный Госкомитетом РФ по высшему образованию. М.1996

При разработке настоящей программы автором также приняты во внимание материалы Астраханского, Волгоградского,Казанского, Курского, Хабаровского Саратовского и других мединститутов / ныне - университетов или академий/, а также учтен более чем 30-летний опыт работы с аспирантами и соискателями кафедры Философии УГМА.

 

 

Изучение Философии как методологической основы науки и ".души" культуры было и остается одним из основных компонентов подготовки научно-педагогических кадров в нашей стране и в развитых странах мира.

В годы, непосредственно предшествовавшие реформе советской высшей школы и послевузовской подготовки, работа кафедр Философии регламентировалась "Программой кандидатского экзамена по диалектическому, и историческому материализму для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей "/М.1984/ Эта программа страдала существенными недостатками. А именно, прежде всего ориентацией преподавания исключительно на марксизм как единственно верную философскую школу, что изначально ограничивало свободу философских убеждений человека науки. Кроме того, она, будучи перегруженной рекомендациями по изучению документов правящей компартии и советского правительства, фактически превращала философию в служанку политики. Наконец, здесь резко ограничивалась свобода научного и педагогического творчества коллективов кафедр философии, поскольку занятия с аспирантами и соискателями должны были неукоснительно следовать этой унифицированной программе.

Конституция Российской Федерации утвердила принцип идеологического плюрализма, а Закон РФ об образовании, делегировал от министерств и ведомств право самим образовательным учреждениям  формировать программы. Это создало ключевые правовые предпосылки для ликвидации вышеперечисленных недостатков прежней программы.

Вместо прежних обязательных для каждого вуза типовых программ  теперь в России выпускаются  примерные учебные программы и планы, которые играют роль пособий в самостоятельной разработке вузами своей организационно-методической и содержательной базы учебного процесса, в том числе - послевузовской подготовки.

На основе опыта реформенного периода можно считать, что было бы преждевременно говорить о новой сформировавшейся парадигме философского образования ( вузовского и поствузовского).

При обзоре авторских программ и новых учебных пособий выявляется, что большинство отечественных авторов то ли сознательно, то ли бессознательно озабочены одной задачей – отобрать для обучающихся философскую информацию, не входившую в изложение догматизированного или подлинного марксизма. Здесь в числе главных тенденций преобладают, если так можно выразиться, «историзация», «культурологизация» и в меньшей степени, но всё же заметно- «теологизация».

В рамках пояснительной записки нет возможности дискутировать о продуктивности этих тенденций. Отметим другое: вводя в образовательный процесс всё новый и новый материал, преподаватель серьёзно рискует и сам заблудиться в открывшихся бесконечных запасниках музея философской культуры, и запутать своих подопечных.

Возникает проблема: на основании каких принципов педагогической технологии можно сегодня не утонуть в этом «девятом вале» философских источников и удовлетворительно донести философию до аудитории?

Полагаем, что решающая роль здесь принадлежит следующим закономерностям.

Во-первых, следует ясно отличать работу с философами от работы с не-философами.

Как правило, пришедший в отраслевой ( в том числе в медицинский) вуз выпускник философского факультета бессознательно копирует работу своих учителей. Но его преподаватели работали с будущими коллегами, он же – с людьми, избравшими иную жизненную стезю. На философском факультете философия предстаёт фундаментальным компонентом. Тут важно всё её прошлое в лицах, эпохах, языках, школах, техниках философствования, всемирной логике развития. Здесь будущий преподаватель философии действует как разработчик, для которого каждое «философское лыко» в строку.

Иное дело- отраслевой вуз. Здесь студент или аспирант в абсолютном большинстве случаев относится к философии не как разработчик, а как пользователь. Она интересна для него своим прикладным компонентом. Ему следует понять функционирование философии, освоить способы пользования ею. Следовательно, здесь у преподавателя нет необходимости выносить в аудиторию всё, что заинтересовало лично его как философа, всё, о чём велись и ведутся философские дискуссии в родной стране и за рубежом.

Во-вторых, требуется столь же ясная дифференциация вузовской и постдипломной подготовки. В недавнем прошлом она сводилась к количественному подходу: для аспирантов – та же марксистская философия, что и для студентов, только с увеличением числа источников (во многом за счёт партийно-правительственных документов) и вопросов. В настоящее время в ряде вузов программу кандидатского минимума подобным же образом наращивают путём «историзации», т.е. за счёт расширения галереи философских портретов. Наверное, всё же это – путь в дурную бесконечность.

Следует, надо думать, исходить из того, что на студенческой скамье будущий специалист получает базовое философское образование ( не в смысле отношения к профессии, а в смысле отношения к философии как одной из учебных  дисциплин). Постдипломная же подготовка в философской её части есть образование дополнительное, т.е. реализующее иную, дополнительную программу.

В-третьих,  есть смысл конкретизировать принцип дополнительности на платформе здорового прагматизма. Речь в данном случае идёт не об узко понимаемой «профилизации» преподавания философии: для медицинских вузов «философия медицины», для инженерных – «философия техники» и т.п. Имеется в виду другое, а именно, ориентация на существенное различие между жизненными мирами двух групп пользователей  философской информации. Одна – студенчество, проходящая фазу ученичества. Другая – взрослые люди, владеющие профессий специалисты, люди науки.

Конечно, и при таком подходе к программе дополнительного философского образования может возникнуть искушение объять необъятное.

Поэтому,  в- четвертых, надо определить немногочисленные конкретные «сверхзадачи» учебного курса. В качестве таковых можно выдвинуть следующие:

А) изучение действия философии в составе феноменологии и логики науки,

Б) изучение её функционирования в жизненном мире учёного как специалиста, личности, гражданина, человека.

Следует пояснить последний тезис. Дело в том, что в советский период истории  отечества задача формирования личности и её мировоззрения опиралась на требование к человеку, доставшееся в наследие от революционных демократов России Х1Х века – «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».   Поскольку при этом советская правящая элита стремилась превратить гражданина в собственность государства, этот призыв превосходно работал на потребности тоталитарной системы. В настоящее время  целесообразно переосмыслить эту «сверхзадачу» так: «специалистом ( учёным, врачом, инженером и т.д.) можешь ты не быть, но человеком быть обязан».

Наконец, в пятых, прагматическая направленность дополнительного философского образования требует опоры на систему специфических  практических заданий к семинарам, ориентированных на указанные задачи  и на содержание научных исследований самих аспирантов и соискателей.

Это целесообразно во многих отношениях, в том числе и потому, что научным работникам лучше обнаружить свои «прорехи» в культуре научного поиска по ходу учёбы, чем в представленной к печати или к защите научной работе.

 

 

                           ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

изучения философии соискателями ученой степени кандидата медицинских /биологических/ наук.

                                  ЦЕЛИ.

На основании вышеизложенного главная цель определяется так: освоить  общие закономерности и конкретное многообразие форм не столько развития философии, сколько ее функционирования.

В свою очередь это должно служить целям:

- расширения культурного кругозора,

- перехода от стихийного мироощущения к сознательно выбранному миропониманию,

- преодолению иллюзий и мифов в процессе нахождения ученым своего места в современном мире,

- содействия повышения профессиональной квалификации ученого.           

 

                                        ЗАДАЧИ.

 

На основе изучения философии в объеме кандидатского минимума "человек науки" должен углубить владение культурой философского и исторического  мышления, освоенной им в рамках вузовской программы и должен уметь:

- использовать категории философии как универсалии культуры;

- применять ту или иную технику философствования в ходе осознания и устроения личного жизненного мира;

- распознавать философские основы мировоззрения различных социальных групп, в том числе научного сообщества;

-определять неявные допущения, скрытые и явные предпосылки форм и методов

 научного познания, прогнозирования, обоснования технологий практической деятельности.

Для формирования этих умений аспиранты и соискатели долины знать:

- способы взаимодействия  философии и науки в истории Запада, России, Востока;

- сходства, различия и взаимоотношения между философским, религиозным и научным подходами к миру и человеку;

- закономерности взаимодействия форм духовной деятельности в условиях разделения труда и социальной практики;

- -проблемы соотношения истины и заблуждения, знания и веры, основные варианты их философского решения;.

- основные этапы  научного поиска, формы и методы научного познания, прогнозирования, конструирования;

- формы и средства влияния современных социальных институтов на деятельность ученого и научных коллективов;

- закономерности становления и бытия ученого как личности;

- содержание глобальных проблем современной цивилизации, философские предпосылки определения перспектив и путей их разрешения;

-       проблемы соотнесения идеалов истины, добра, красоты и справедливости в качестве регулятивов деятельности ученого как специалиста, гражданина и человека.

 

-                                      ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

 

 

- Понятия натуры и культуры. Философия и культура.

- Мифологическая культура как предшественница философии и науки. От мифа и магии  к  логосу.

- Древнегреческая  философия. Зарождение науки.

- Древнерусская предфилософия. Понятие правды.

-Материалистическая философия и естествознание 17-18 вв. о человеке как природном существе.

- И. Кант о чистом и практическом разуме.

- Основные идеи «Науки логики» Г. Гегеля.

- Марксистская  философия о человеке как совокупности общественных отношений и субъекте истории. Открытие научного понимания истории.

- Понятие истины и заблуждения в философии. Гносеология и методология.-

- Понятие ценности в философии. Аксиология и идеология.

- Структура духовной деятельности. Чувственное и рациональное, рациональное и иррациональное.

 - Русская религиозная философия и  христианская тео­логия о соотношении знания и веры, науки и религии.

- Общество как система.. Социальный интерес, идеал и истина.

- Место идей пола, "крови" и родства в мировоззрении.

- Человек и в системе национально-этнических отношений. Этнос и наука.

- Человек в системе властных отношений. Понятие справедливости.      Власть и наука.

- Человек в мире техники: НТР, технократизм и гуманизм.

- Человек как индивид и личность: моральное сознание, добро и зло.

- Основные проблемы биоэтики.

- Человек как индивид и личность. Эстетическое регулирование по­знавательной, оценочной и практической деятельности.

- Принцип космиэма в философии. Категории философии как универса­лии культуры. Паранаука и медицинский оккультизм.

- Логика как наука и искусство. Доказательная медицина.

- Структура профессионального мышления. Профессионализм и дилетан­тизм..

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ

- Философия и мировоззрение. Философия и образ жизни. Место философии в духовной культуре и социальной практике. 2 ч.

- Наука как система функционирующего знания и вид человече­ской деятельности. Эволюция науки. 2 ч.

\- Наука как отрасль общественного производства и социальный институт.                                                  2ч.

- Школа в науке как форма кооперации ученых и подготовки науч­ных кадров .Наука, педагогика, и схоластика. 2 ч.

- Эмпирические формы научного познания. Наблюдение и измерение.

- Роль приборов в познании. Факт и артефакт.  2 ч.

- Эмпирические формы научного познания. Эксперимент. Становление

экспериментального метода в биологии и медицине. 2 ч.

- Понятие и теория как формы научного знания, объяснение и про­гнозирование как функции теории.  2 ч.

- Гипотеза как предшественница теории.   2 ч.

- Становление теоретического знания в медицине. Современные тео­рии медицины. 2 ч.

- Моделирование как метод научного познания. Экстраполяция. 2 ч.

- Логическая рефлексия и эвристическая интуиция в научном по­знании. Воображение и научное творчество. 2 ч.

- Интеллигенция в структуре современного общества и в истории  России. Исследователь как личность. 4 ч.

- Иррационализм в философии и медицине. Ницше о "сверхчеловеке". 2 ч.

- Кризисы   в науке и научные революции. Кризис медицины начала ХХ в. 2 ч.

- Теологический принцип в философии. 2 ч.

 - Антропологический принцип в философии .  Психоаналитическая философия З.Фрейда. 2 ч.

- Философия жизни XX века.  2 ч.

- Глобальные проблемы современной цивилизации.Проблема войны

и мира.  2 ч.

- Глобальные проблемы современной цивилизации. Экологическая

и демографическая проблемы.  2 ч.

Позитивизм и натурфилософия. Функционирование философских ка­тегорий в деятельности ученого.                            2 ч.

Защита рефератов.                                               6 ч.

 

 

ПРИМЕРНАЯ  ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

Языческая культура Руси и народная медицина.

Пространство и время в органических системах

Прошлое,  настоящее и будущее гуморального полхода к патологии.

Идеи нервизма в отечественной медицине.

Здравоохранение в условиях многоукладной экономики.

Природа человека и максимы достойного поведения.

Государство и личность.

Медицина и религия.

Понятие нормы в науках о природе и обществе.

Философские идеи в медицине Древнего Востока.

Эвристические Функции философских категорий.

Общенаучные понятия.

Философия и медицина йоги.

История имморализма.

Естественноисторический материализм русских естествоиспытателей.

Принцип космизма в отечественной философии.

Философия о "здравом смысле".

Эвристическое значение понятий "структура" и "функция"..

Здоровье как философская проблема.

Здоровье как социалъная ценность.

Медицина и культура.

Моделирование как метод научного познания.

Категории "причина" и "действие", "основание" и "следствие".

Интуиция в медицине.

Интеллигенция в России.

Семья в XX1- м  веке.

Соотношение абсолютного и относительного в морали.

З.Фрейд в •бессознательном.

Кризисы в медицине, их истоки и пути разрешения.

Демографическая революция XX века.

Сексуальная революция XX века.

Свобода и научное творчество.

Неофрейдизм о сущности и существовании человека.

Философские проблемы биоэнергетики.

Философское содержание представлений о биокибернетике.

Врачебная этика в условиях рыночной экономики.

Личность и болезнь.

Рациональное и иррациональное в современной медицине.

Мистика в прошлом и настоящем.

Достоевский и Л.Толстой о смысле жизни..

Роль наблюдения в научном исследовании.

 Значение доказательства и убеждения в развитии научного знания.

 Проблемы эвтаназии в современной этике и медицине.

Медицинская диагностика как вид познания.

Соотношение абсолютного и относительного в эстетической оценке.

 Аксиологические истоки девиантного поведения.

Проблемы пола в истории культуры.

 Женщина в меняющемся мире.

Истоки врачебных ошибок.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.Понятие морали.Соотношение абсолютного и относительного в мораль­ном суждении.Роль нравственности в деятельности ученого.

2. Экологическая проблема как глобальная проблема современной цивили­зации.

3. Ф.Энгельс об истории первоначального христианства.

4. Древнерусская пред(Тилософия.

5. Человек в системе властных отношений. Политика и наука.

6. Философия как теоретическая основа мировоззрения. ^илосойЬия и куль­тура.

7. Ветхий Заве о мире и человеке.

8. Новый Завет о Боге, Богочеловеке и мире.

9. Национально-этнические общности людей. Этнические и общечеловечес­кие ценности. Этнос и наука.

10. Наука как социальный институт.

11. Материализм 17-18 вв. о человеуе как природном существе.

12. В.С.Соловбвв о задачах и исторических делах ймософии.

13. Диалектика абсолютного и относительного в истинном знании.

14. ^.Ницше о "сверхчеловеке" и "маленьких" людях.

15. Роль производства материальной тазни в духовной кизни общества.

16. Ортега-и-Гассет о "человеке массч".

17. Классовое сознание и научная картина мира.

18. Ч.Дарвин и И.И.Мечников о происхождении и природе человека.

19. Диалектика Чувственных и рациональных форм духовной деятельности.

20. Соотношение экзистенциализма, и гуманизма.

21. Т.Кун о структуре научных революций.

22. Философский анализ В.И.Лениным кризиса в естествознании конца 19-начала 20 вв.

23. Происхождение и сущность государства. Наука и власть.

24. Н.Бердяев о демократии к личности.

25. Дикость, варварство и цивилизованность как типы соотношения натуры и культуры в человеке.

26. Историческое развитие диалектики и метафизики как методов мышления. 277 Истина и заблуждение. Происхождение знании и заблуждений.

28. Роль труда в формировании отношений человека с природой и обществом.

29. И.Кант о разуме человека и его вере.

30. Объективизм и панлогизм гегелевского учения о человеке.

31. Роль  формальной логики в научном исследовании.

32. Демографическая проблема как глобальная проблема современной циви­лизации.

33. К.Маркс о методе научного исследования.

34. Объективная и субъективная .диалектика. Диалектика, эклектика, софи­стика.

35. П.Чаадаев о России и культуре.

36. Марксистская философия о человеке как совокупности общественных отношений и субъекте истории.

37. Сущность эстетического сознания и его роль в деятельности ученого Соотношение абсолютного и относительного в эстетической опенке

38. Моделирование как метод научного познания.

39. Понятие ценности в философии . Аксиология и идеология.

40. Роль науки в духовной жизни общества и человека. Сциентизм и анти-сциентизм.

41. Человек в системе кровнородственных и семейно-брачных отношений. Место идей пола, "крови" и родства в мировоззрении.

42. Предметная и социальная детерминация мышления. Структура профессионального мышления.

43. З.Фрейд об антиномиях человека и культуры.

44. Соотношение интуиции и рефлексии в деятельности ученого.

45. Философские категории как Формы мышления."Сущность" и "явление".

46. Объект и субъект научной деятельности.

47. Место интеллигенции в структуре общества и ее роль в истории.

48. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод построения теории.

49. Эмпирический и теоретический способы научного познания.

50. Взаимосвязь теории и эксперимента.

51. Мировоззрение и методологическая культура ученого. Исследователь как личность.

52. Теологический принцип в философии. В.С.Соловьев о богочеловечестве.

53.Роль гипотез в науке.

54. Проблема войны и мира как глобальная проблема современной цивилизации.

55. Сущность, содержание и социальные аспекты НТР. Противоположность технократической и гуманистической идеологий.

56. Р.Декарт о методе научного исследования.

57. Ф.Бэкон о противоположности схоластики и науки.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Введение в Философию. Под ред. И.Т.Фролова.М.1989  ч.1,2

Философия и методология науки.Ч.1,2 /Пособие для подготовки магист­ров и аспирантов всех специальностей. М.1994

Антология мировой философии, т.1-3. М.1969-1973

Мир философии. Книга дяя чтения. 4.1,2. М.1991

Современная западная философия. /Словарь. М.1991 Философский энциклопедический словарь. М.1983

Философская энциклопедия. Т.1-5. М.1960-1970 Человек:мыслители пропитого и настоящего о его жизни,смерти и бессмер

тии.Х1Х век. М.1995

Библия. /Книги Ветхого Завета - "Бытие", "Экклезиаст"; Книги Нового Завета- "Евангелие от Матфея,гл.5,10.

Алексеев П.В.Марксистско-ленинская философия и медицина в CGCP.M.19'

Бэкон Ф.Новый органону/Сочинения. M.197Z. Т.2

 Герцен А.И.Письма об изучении природы. //Избранные философские про-изведения.М.1848. T.I /Письма 1,2/

Давыдовский И.В.Проблемы причинности в медицине. М.1961

Дарвин Ч. Происхождение человека и  половой отбор. //Сочинения.Т.5

Декарт Р. Рассуждение о методе. //Избр. произведения. М.1950

Дилъман В.М.Четыре модели медицины. Л.1987

ИванюшкинА.Я. Профессиональная этика в медицине. М.1990

Кун Т. Структура научных революций. М.1977

Ленин В.И, Материализм и эмприокритицизм.//ПСС. Т.18.гл.5

Ленин В.И. К вопросу о диалектике.//ПСС.Т.29

Маркс К. Нищета философии.Гл.2 "Метод".//Сочинения Т.4

Маркс  К. Экономическо-философские рукописи 1844г.//Соч. Т.42

Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззреия.//Акад.собр.соч. Т.13

Мечников И.И. Этюды о природе человека.//Акад.собр.соч. Т.11

Мечников И.И. Этюды оптимизма.//Акад.собр.соч. Т.12          /..

 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла.//Вопросы философии.1989.№3,4 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.1991

Ортега - и - Гассет. Восстание масс.//Вопросы философии.1989.№3,4

Рассел Б. Человечество в опасности.//Вопросы философии.1988 № 5

Сартр S.-П. Экзистенциализм - это гуманизм.//Сумерки богов.М.1990

Соловьев B.C. Исторические дела философии.//Вопросы философии.1988№8 Соловьев B.C. Несколько слов о настоящей задаче философии.//Сочинения в 2-х т. М.1989 T.I

Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве.//Соч. в 2-х Т.М.1989.Т.2

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. ///Вопросы философии 1988 № 8 Фрейд 3.'Введение в психоанализ. М.1989

Щепин О.Р. .Царегороддев Г.И.,Ерохин В.Г. Медицина и общество.М. 1983

Чаадаев П.Я.Философические письма.Письмо 1,4,5 //Сочинения М.1989

Энгельс Ф. Письма об историческом материализме./К.Шмидту,И.Блоху,

.Мерингу.В.Боргиусу/.М.1978 Энгельс Ф..К истории первоначального! христианства.//Маркс.К.,ЭнгельсФСоч. Т.22

          Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.//Избранные произведения.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.1987

 

Материалы сайта dialektika- eniology.narod.ru

 

 

         ЛИТЕРАТУРА К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

                     УЧЕБНИКИ.ПОСОБИЯ.СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

 

Философия науки./ Учебник                   под ред Лебедева С.А.- М. МГУ.

Основы философии науки./Учебное пособие для аспирантов.- Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. -Ростов-на-Дону. 2004

Философия и методология науки.Ч.1,2 /Пособие для подготовки магист­ров

 и аспирантов всех специальностей. -М.1994

Современная философия науки: знание. рациональность, ценности в трудах  мыслителей Запада. /  Хрестоматия. 2-е изд. перераб., допол. – М.1993

Современная философия науки./ Уч. хрестоматия. Сост. А.А.Печёнкин. – М.,1996

Новая философская энциклопедия. Т. 1-4. М.Мысль. 2000 г.

Хрестоматия по философии. /Учебное пособие. –Составители: П.В.Алексеев,

 А.В.Панин.Изд. 2-е. -М., 2000.

Онтология. /Хрестоматия.- Плотников В.И. - М., Екатеринбург. 2004

 

                      ИСТОЧНИКИ (философия и методология науки)

Бэкон Ф. Новый органон//Сочинения. М.1972. Т.2

Герцен А.И. Дилетантизм в науке.; Письма об изучении природы./ Избр. Филос.

 Произв._М.-Л. 1948-50.

Декарт Р. Рассуждение о методе. /Избр. произведения. М.1950

Кун Т. Структура научных революций. М.1977

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм./Полн.Собр.Соч. Т. 18.гл.5

Ленин В.И. К вопросу о диалектике./Полн.Собр.Соч.Т.29

Маркс К. Нищета философии.Гл.2 "Метод"./Маркс К., Энгельс Ф.Сочинения Т.4

Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания.- М., 2004

 

                   Дополнительная литература.

Антропов В.А., Кашперский В.И. Научное и вненаучное знание. / Уч. пособие.

 Екатеринбург. 1997

Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. М.1984

Знание за пределами науки. / Под ред. И.Т.Касавина- М., 1990

Ильин В.В.Философия науки. М.2003

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.М.1998

Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. М.1998

Майданов А.С.Искусство открытия: методология и логика научного

 творчества.- М.1993

Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки.- Омск. 1996

На переломе. Философия и мировоззрение. (Философские дискуссии 20-х

 годов). М.1990 

Наука и квазинаучные формы культуры.- М., 1999

Рассел Б. Человечество в опасности.//Вопросы философии.1988 № 5

Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М.,2003

Хорев Н.В. Философия как фактор развития науки. – М.,1979

Штофф В.А. Проблемы методологии научного    познания. М.1987

Шноль С.А. Герои, злодеи, конформисты российской науки.- М., 2001

Чаадаев П.Я.Философические письма. Письмо 1,4,5 /Сочинения М.1989

Энгельс Ф. К истории первоначального христианства./Маркс.К. ,Энгельс Ф.

Соч. Т.22

Энгельс Ф. Письма об историческом материализме./К.Шмидту,И.Блоху,

Ф.Мерингу,В.Боргиусу/.М.1978

 

                       ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Глязер Гуго. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М.1956

Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. М. 1999

Кузьмин М.К. Лекции по истории русской медицины. М., 1979

Марченко Ю. Ф. Очерки по древнеегипетской медицине. М. 2000

Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина. М. 1999

Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX веков. М. 1996

Сорокина Т.С. История медицины. М. 1994

Чикин С.Я. Врачи – философы. М. 1990.

Юнг К.Г. Парацельс как духовное явление.; Парацельс как врач.; Парацельс

./ Дух Меркурий. М.1996

 

                  Философия медицины

Алексеев П.В. Марксистско-ленинская философия и медицина в СССР.М.1970

Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. М. 2000

Анохин А.М. Философия и теоретические проблемы науки: Очерки

 методологии в медицине. М. 1990.

Баталов А.А. К философскому обоснованию эниологической антропологии

.//Проблемы и гипотезы. Вып. №4. Екатеринбург. 2002

Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М. 2000

Биомедицинская этика (под ред. В.И. Покровского). М. 1997

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998

Бейли Н. Математика в биологии и медицине. М. 1971

Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине. М. 1961

Дильман В.М. Четыре модели медицины. Л.1987

Заломов В.С., Щекотов В.В. Диалектика субъективного и объективного

 в медицинском диагнозе. Пермь. 1984.

Зотин А.Н., Зотина Р.С. Феноменологическая теория развития, роста и старения

организма. М. 1993

Когда убивает государство. М. 1989

Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы

 в биологии  и медицине. М,, 1977.

Лисицын Ю.П. Современные теории медицины..- М.1968

Мартынов А.В. Этика и здоровье. Спб. 1992

Мартынова И.М. Критический анализ методологии изучения и оценки

Здоровья  человека (опыт постановки философской  проблемы)

 //Философские науки, 1991, № 2, с. 74-82.

Медицина и права человека: Нормы и правила международного   права,

 этики,  католической, протестантской, иудейской, мусульманской и

 буддийской религиозной морали. М. Прогресс. Медицина. Культура.

 Философия (Сборник научных  трудов). СПб. 1994

Особенности современного познания и медицина. Омск 1990

Скворцов В.Я. Искусство. Эстетика. Медицина. Волгоград. 1993.

Соловьёв З.П. Пути и перепутья современной медицины. / Избр.  произв. М.1956

Субботин Ю.К. Методологические вопросы медицинской семиотики. М., 1982.

Сыров В.И. Некоторые аспекты проблемы целостности в философии

и медицине. Горький. 1985

Тихоненко С.Н. Врачебная диагностика в определениях науки и

искусства. Томск. 1989.

Щепин О.Р., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. М.1983.

 

Источники

 

Боткин С.П. Общие основы клинической медицины./  Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции.-

Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела. - Пер. с древнегр.– М. 1971

Залманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма. –Пер. с нем. –М-Л.1966

Захарьин Г.А. Клинические лекции и избранные статьи. – М. 1909

Ибн-Сина. Канон врачебной науки. В 5-ти кн.- Ташкент. 1954. Кн.1

Лериш Р. Основы физиологической хирургии. –Пер. с франц. –Л.1961

Мечников И.И. Этюды  о природе человека. / Акад собр. Соч. Т.11

Мечников И.И. Этюды оптимизма. / Акад. Собр. Соч. Т.12

Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному исскуству при постелях больных.; Слово о благочестии и нравственных качествах врача./ Избр.  произв. – М.1949

Остроумов А.А. Основания научного клинического исследования. / Избранные труды. – М.1950

Пирогов Н.И.Анналы хирургического отделения клиники императорского университета в Дерпте. /Собр. Соч. в 8 т-х. – Т.2. М.1959. ;  О трудностях распознавания хирургических болезней и о счастье, объясняемых наблюдениями и историями болезней. / т.4. –М.1960 ; Отчёт профессора Н.И.Пирогова. Вопросы жизни. Дневник старого врача. / т.8 –М.1960

 

 

 

 

Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы

 доказательной медицины. Пер. с англ. М.1998. гл.11,12

Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ., нем. М.1990

Цельс. А.К. О медицине 

 

 

Д.А. Авдеев, В.К. Невярович, Наука о душевном здоровье, Основы православной психотерапии). – М. Русский хронограф, 2001, 512 с.

Н.Бернштейн, О ловкости и ее развитии. -  М. 1991. 288 с.

Р.Гербер,  Вибрационная медицина. – М. КОР. 1997, 318 с.

В. Лободин Формула здоровья. – С-Пб. 1999. 187 с.

Лууле Виилма, Прощаю себе.-  Хаапсалу, Эстония, 1997, 394 с.

Г.Малахов, Целительные силы, биосинтез и биоэнергетика т.2 М. 1993, 286 с.

М.Норбеков, Тренировка тела и духа.- М. Юпитер 2000, 160 с.

Пачеко Клаудиа Б. Исцеление через осознание.- М.172 с.

Пак Дже Ву.  Су Джок терапия для всех. ОННУРИ. - М. 1996. 96 с.

Пучко Л.Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления. – М. Кн.дом АНС. 2000. 384 с.

Чопра Дипак. Идеальное здоровье,. –М. 1992. 432 с.

Г.С. Шаталова, Формула здоровья и долголетия.- М. 1992. изд.Культура и традиции. 112 с.

Энциклопедия традиционной медицины. – М. 2002, 702 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz