на главную
в библиотеку
назад (литературные источники)

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ - (лат. materia) — вещество; понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу (см. Гилозоизм), и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого вещества», которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа; в области мировоззрения это оформляется в материализме, в сфере науки — в современном естествознании. В новейшей физике «материя» — обозначение некоторой особой точки поля (см. Поля теория).

В. Библер

«Материя» ( от лат. Materia- вещество). «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.»( Ленин В.В. Соч. т.14. с. 117)

(... )В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения М. лежало понятие материала (первоматериии), из которого «вылеплены» все вещи.

(...) В механистическом материализме Нового времени в основе определения М. лежит уже не понятие первоматериала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов.В субстанциональный, материальный фундамент вещей входят ряд механических свойств: протяжённость, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение и т.д. Эти свойства не есть для механического материализма 17 в. умозрительные допущения, но определяются строго геометрически и физически. Однако остаётся проблема, что же является субстратом, носителем этих всеобщих свойств? Чаще всего таким носителем признаются неделимые атомы.

(...) И для античных материалистов, и для механистов поиски материального субстрата всех конкретных предметов характеризуются тремя общими чертами. Во-первых, М. противопоставляется отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Во-вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первичны, определяют М.те свойства, признаки, которые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В-третьих, материальная субстанция обнаруживается путём нахождения общего первовещества или общего первопризнака, одинакового для всех материальных предметов.

(...) В философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение М. Как субстанция М.- это мир в целом (по отношению к отдельному предмету), т.е. М. равна природе. «...Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая её часть едины в отношении субстанции. (Бруно Д. Диалоги. М.1949. с.280)

(...) В понятие М. как предмета определения (познания), как предпосылки, витающей перед умственным взором ...,включается вся постоянно изменяющаяся и развивающаяся картина мира.

( ...) ...с определением М. как первичного по отношению к сознанию, органически связано утверждение объективного характера пространства, времени, движения.

(Философская энциклопедия в 5-ти т-х. Т.3. М.1964. С.365-367. Продолжение статьи «Материя» -С.367-369, характеризующее М. в плане естествознания, написано Н.Овчинниковым)

Мелюхин С.Т.

«Материя» (от лат. Materia – вещество) (... ) М.- это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. ( ...)

(Философский энциклопедический словарь. М.1983. С. 354)

Комментарий А.А.Баталова

Остаётся только сожалеть, что через 20 лет после выхода «Философской энциклопедии», где в статье В.С.Библера прекрасно раскрыт смысл блестящего философского (именно философского, а не физического или химического) определения материи В.И.Лениным, С.Т.Мелюхин, вначале тоже процитировав ленинское определение материи как «объективной реальности», затем неряшливо соединил два определения М.: одно – архаическое, другое современное (Приведённая цитата.)Так ведь, либо М. – это лишь субстрат, либо это - всё реально существующее. Аналогия на наглядном примере: «Материальное – это костюмы, рубашки, носки, бельё и все другие изделия текстильной промышленности, их фасоны, размеры и т.д. Материальное - это только субстрат, а именно, целлюлоза и/или нейлон, из которого они изготовлены.»

Умножающиеся со страшной скоростью современные отечественные авторы на почве либо их философского невежества, либо намеренного искажения ими современного философского материализма возвращаются сами и возвращают читателей к устаревшему по меньшей мере на 100 лет пониманию «материи» как только «вещества». В приведённом выше определении «философского словаря» Русского гуманитарного Интернет-университета ещё круче – «мертвого вещества», противополагаемого «жизни». Поневоле спросишь: что, разве жировая ткань, или нейроны, или сердечная мышца не живые, а омертвевшие ткани? Или, скажем, печень – это мертвое вещество, оживляемое неким «печёночным духом»?

В результате полевые структуры, энергии (например, электрическая), психические и социальные структуры и процессы и т.д. и т.д. с лёгкостью необыкновенной объявляются нематериальными. Открывается желанная широчайшая магистраль в края мистицизма, антропоморфизма, гилозоизма, оккультизма, дискредитации серьёзной науки.)

Как будто бы никто и никогда не говорил о «биологической форме движения материи», как будто бы не было сделано одно из величайших открытий Х1Х – го века – «материалистическое понимание истории»…

(с) Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Hosted by uCoz