УРОВЕНЬ ЛИЧНОЙ КАТАСТРОФНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Волков Л.Е.

УГМА

 

Каждый человек совершает ошибки или попадает в проблемные ситуации. «Умение» оказываться в сложных ситуация издревле отмечали наблюдательные люди, говоря про одних, что этот притягивает к себе и своему окружению несчастье, а про других, что они наоборот,  из любой беды выходят без царапин и потерь. Специалисты в области эзотерики связывают неприятности с именем или числом рождения, с положением планет в момент рождения или телесными отметинами (горб, родинка и т.п.) При определенной систематизации проблем и событий можно сделать вывод о наличии у каждого человека своеобразного уровня личной катастрофности (УЛК), т.е. способности оказываться в катастрофных ситуациях с вариантами разной степени успешности выхода из них.

Наблюдения показывают, «эти способности» часто начинают проявляться с детства, когда ребенок часто падает или натыкается на стоящие предметы – «собирает все острые углы», при выходе на улицу гулять на него может кто-нибудь напасть или что-нибудь упасть. Такие дети много и часто болеют – болезнь, особенно тяжелую или требующую больших усилий для излечения также можно рассматривать как личную катастрофу.

При этом есть достаточно много людей, очень хорошо защищенных от катастроф, которые наоборот «испытывают судьбу» специально создавая катастрофные ситуации, занимаясь экстремальными видами спорта  или профессиональной деятельности. Очевидцы рассказывают, что после взрыва газового трубопровода около г. Аша (Башкирия), под который попали два встречных пассажирских поезда, перевозивших, преимущественно, воинов-афганцев – среди искореженных и обгоревших вагонов ходили дети 3-5 лет, пассажиры этих поездов, без единой царапины.

Проводя дальнейшие сопоставления можно заметить, что кроме отдельных людей есть целые семьи, отдельные квартиры и жилища, поселения и территории, где отмечается повышенная катастрофность событий. Многие сотрудники ГИБДД знают в своем городе перекрестки и улицы, где чаще всего сталкиваются автомобили и где сбивают пешеходов. Некоторое обоснование под территориальную катастрофность подводят характеристики геоактивных, особенно геопатогенных зон. В этих зонах человек часто испытывает потерю ориентации и координации, совершает немотивированные поступки. Появляются патогенные зоны и объекты, созданные человеком и оказывающие влияние, подобное геопатогенным. Например, пересечение двух трубопроводов отопления и воды, особенно большого диаметра, способно создать патогенную зону диаметром 20-30 метров. Т.е. здесь речь идет не только о личной катастрофности.

УЛК во многих случаях связан с эмоциональностью субъекта, с его уравновешенностью и саморегуляцией. Подростки, вступающие в жизнь и имеющие большие амбиции и претензии на собственную значимость, гораздо чаще попадают в катастрофные ситуации, чем другие, более старшие,  имеющие жизненный опыт. Есть наблюдения в которых прослеживается связь между нереализованными амбициями родителей и формами самореализации подростков. Дальнейшее развитие этих наблюдений может вывести исследователей на наследственные картины передачи семейного и социального уровня катастрофности.

Каждый человек, занимаясь определенными видами деятельности, оставляет свои личностные «отпечатки» на всем к чему он прикасается. Один и тот же материал в разных устах, например в педагогической деятельности, может приобретать характер безысходности и ограниченности или давать возможность развития и познания.  Акценты определяются личным настроем преподавателя. Повышение квалификации преподавателей с учетом снижения личного уровня стресса и неуравновешенности приведет к  уменьшению катастрофности их слушателей.        

Предварительный анализ вышесказанного показывает, что:

-     каждый человек отличается уровнем личной катастрофности, который можно описать и даже кое – что обследовать и измерить;

-     УЛК может аккумулироваться в отдельной группе или на отдельной территории, приводя к появлению группового или территориального катастрофного потенциала;

-     поселение или город испытывают влияние группового уровня катастрофности жителей в виде социальной напряженности, агрессивности жителей, социально-бытовых и производственных проблем, высокой криминальности;

-     предметы, помещения, дома и территории также имеют определенный уровень катастрофности;

-     проявление УЛК имеет ритмический рисунок, который можно определить и описать;

-     уровень личной и групповой катастрофности можно уменьшать снижая и прорабатывая его напряженность и активность как у отдельной личности, так и у социальной или территориальной общности.

Настоящая тема требует дальнейшей проработки, систематизации и сопоставления многочисленных фактов, на первый взгляд малосовместимых, но дающих полезную информации о причинах возникновения, передачи, реализации и методах снижения индивидуальных и групповых уровней катастрофности. Научное изучение проблемы позволит выявить, хотя бы некоторые, механизмы формирования, диагностики  и предупреждения антропогенных катастроф, количество которых в последнее время значительно увеличилось. Теоретическая база даст основание для создания системы профилактики, прогнозирования и снижения уровня социальной катастрофности или ее отдельных элементов.

 

Статья в сборник трудов региональной научно-практической конференции «Обучение населения методикам предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС) – стратегическая задача курса ОБЖ», Институт физической культуры Уральского государственного педагогического университета, 13-16 ноября 2001, г. Екатеринбург

 

Hosted by uCoz