МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА НАШЕМ САЙТЕ !

Нас интересуют: * Диалектика как искусство * Эниологическая антропология * Телесность как философская проблема * Биомедицинская этика * Православный гуманизм * Профессиональное мышление Здесь вы найдете информацию по этим и некоторым другим актуальным вопросам философии

К истории сайта.

По сути, она только начинается. Сайт функционирует с февраля 2006-го года. Тем не менее есть основание констатировать его востребованность. Статистика фиксирует, что количество его посещений пользователями Интернетом уже приближается к 2 000 в месяц.

В связи с общеизвестными материальными трудностями вузовской науки по части опубликования научных и методических разработок коллективом кафедры выбрана тактика: фиксировать в недорогих и небольшого тиража изданиях авторские материалы, затем размещать в Интернете, предоставляя тем самым возможность ознакомиться с ними всем желающим.

О содержании сайта.

Здесь размещены материалы двух типов: учебные ( планы и программы занятий для студентов и аспирантов), научные ( публикации главным образом сотрудников кафедры).

Авторы большинства представленных публикаций долгие годы работают в медицинской академии. Отчасти в связи с этим тематика многих работ отражает философские и социальные проблемы медицины. Поэтому они могут представлять интерес не только для научных работников, но и для студентов и аспирантов медвузов при подготовке ими докладов и рефератов.

Библиографические особенности материалов.

В большинстве размещённых на сайте публикаций не приведены ссылки на место, дату и название издания. Это сделано не по оплошности, а из следующих соображений.

Дело в том, что значительная часть материалов опубликована не в центральных, а в периферийных изданиях, поиск которых весьма затруднителен вследствие их малотиражности. В частности, это: «Проблемы и гипотезы» - Екатеринбург. УГМА. Вып. 1-5. 1998-2006: «Биоэтика: философские, клинико-психологические и медицинские аспекты» - Екатеринбург 2006: А.А.Баталов «Диалектика как искусство. Материалы разных лет».- Екатеринбург. 2006 и т.д.

Если даже это были публикации в московских изданиях (я не имею в виду наши публикации в центральных журналах - «Вопросы философии», «Терапевтический архив» и т.п.), а сборники статей или материалов конференций, найти их тоже непросто. Например, «Логико-гносеологические и методологические проблемы диагноза. (Тезисы к конференции)»- М.1986, или, например, серия сборников «Методологические и социальные проблемы медицины и биологии»- М.ММСИ. 1978, 1980 и следующие. Или -сборники статей, изданных в Петрозаводском университете, где мы тоже приняли участие...

Ввиду этого мы предоставляем возможность желаюшим использовать наши материалы сделать это без поиска по библиотекам. Сегодня практикуется цитирование текстов сайта со ссылкой на его адрес в Интернете. При этом защиту от скачивания мы сочли совершенно нецелесообразной: главное, чтобы материалы работали.

О структуре сайта.

На главной странице указаны все его составляющие, и он невелик. Поэтому нет необходимости в обширных разъяснениях. Добавим лишь два пояснения.

Во-первых, что сведения об авторах и их фотографии даны не по всем персоналиям, а только по тем, чьи работы представлены в большем количестве. Более же подробную информацию о коллективе кафедры а также о её истории можно найти на сайте Уральской государственной медицинской академии.

Во-вторых, что раздел «Библиотека» скомпонован и не по авторскому, и не предметному принципу, а на смешении того и другого. Дело в том, что если остановиться на первом, пострадает другой, и наоборот. Поскольку же, повторим, сайт невелик, особой беды в таком смешении нет.

О философских установках авторов.

Дотошный читатель заметит, что абсолютного унисона здесь нет. Он заметит также, что не все считают нужным обозначить свою позицию. Хотя - хотя: по нашим временам, может быть, это даже очень не лишнее дело.

Показательны в этом плане первые страницы сборника А.А.Баталова «Искусство диалектики».(С.3-6)

«Три замечания вместо теоретического вступления.

1.                О цели сборника.

«Искусство оперирования понятиями не есть нечто врождённое и не даётся вместе с обыденным повседневным сознанием, а требует действительного мышления, которое тоже имеет за собой долгую эмпирическую историю, столь же длительную, как и история эмпирического исследования природы.»

Всё меньше наших преподавателей, тем более студентов, знают сегодня эти слова Ф.Энгельса из предисловия к 3-му изданию его сочинения «Анти-Дюринг». Причины растущего забвения известны, но не о них речь. И не о том также речь, кому сегодня надо кланяться - тому автору, или этому.

Дело в другом: работает ли некогда кем-то сформулированное положение в составе современного мышления, или его пора сдать архивистам?

Актуальность процитированной выше мысли несомненна. Типичные (массовидные) формы мышление действительно историчны. Более того, в одну и ту же эпоху разнородны. Например сегодня, в век космонавтики, компьютеров, молекулярной генетики и т.п. живут и цветут формы умозаключения и аргументации до-аристотелевского типа.

Оперирование ими (в частности, понятиями) действительно требует искусности.

Но всегда ли и каждый ли человек владеет этим искусством? Не встречаются ли и здесь мастера и «рукосуи» ?

Ведь работники того и другого типа действуют повсюду: на стройплощадке и в филармонии, в парикмахерской и на научном конгрессе, в роддоме и на эстраде.

«По делам их узнаете вы их…»- гласит известное библейское изречение. И, правда, узнаём; и, правда, по делам. При этом, увы и горе нам: познание их отпечатывается не только в нашем уме, но и на нашей собственной шкуре. Хуже того: сами оставляем такие отпечатки.

Кто не хотел бы пользоваться продукцией высшего качества!

Кто не желал бы поднять себя на уровень мастера суперкласса! И стать знаменитым! ( Как пела в мюзикле старуха Шапокляк: «Ну, разве это много – хочу, чтоб мой портрет застенчиво и строго глядел со всех газет!»)

К сожалению, человек мыслящий – далеко не всегда мастер.

Философы не составляют исключение. В наши дни философия стала массовой профессией. И профессиональный философ в каждой из его ипостасей -преподаватель, научный работник, публицист – может натолкнуться на малоприятную для него оценку того самого потребителя, который «всегда прав». Вот невыдуманный пример оценки одного лектора студентами.

Зачем, почтенный В.Д.Ж.,

Ты возомнил, что ты оратор!

Куда бы ты лицо ни прятал,

Читая в нервном мандраже,

 

Мы видим боль негодованья

От осознанья непризнанья,

Мы слышим отзвуки обиды

В непостигаемых словах.

 

Ты в наших ясных головах

С огнём не сыщешь интереса:

В любом из нас сидит повеса,

И мы сейчас в иных мирах,

 

Совсем далёких от раздумий

О бытии и всех безумий.

Ты б лучше сказки нам читал,

От них бы толку больше было.

 

Не спорим: знанье – это сила,

Твоя наука – матерь всех,

Но в ней ни капли нет потех,

А потому она постыла.

Какова основа интересующего нас искусства?

На современном этапе его общетеоретическую основа - это система категорий диалектики. Они должны «преломляться» в системах понятий специальных наук, в образных системах конкретных жанров искусства, в технологических системах других профессий. А также – в системах подготовки будущих специалистов.

Как развить его в себе?

Естественно, глубоко проработав содержание «своих» систем. Но этого недостаточно.

К.С.Станиславский, изобретатель «системы» сценического искусства, сформулировал: « Только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима постоянная ежедневная тренировка, муштра в течение всей сценической карьеры…»[1]

В плане нашей тематики чуть переформулируем: «Нужна ежедневная муштра мысли на протяжении всей осмысленной жизни.»

Содержание сборника нацелено на то, чтобы не рассказать об этой муштре, а показать её «живьём».

В предлагаемых вероятному читателю материалах, автор надеется, представлены, «весомо, грубо, зримо» многочисленные трудности работы с понятиями. Конечно же, меньше всего автор претендует на то, чтобы продемонстрировать высочайшие образцы искусства мыслить. Как сказал только что процитированный В.Маяковский, «все мы немножко лошади…»

2.                .О принципах отбора материалов.

В сборник включены статьи разных лет, возможно, не потерявшие актуальности. Часть была опубликована в легко доступных источниках (напр. в журналах «Вопросы философии», «Терапевтический архив», «Архив патологии» и др.), часть в давних и (или) малотиражных изданиях. Несколько статей представлены впервые.

Автор также включил отзывы на некоторые диссертации, подготовленные им в качестве оппонента или представителя ведущего научного учреждения. Отобраны отзывы на работы, представляющиеся «злободневными» и по которым приходилось «скрещивать копья».

Всё, что не запрещено, разрешено. Оставлять интереснейшие дискуссии, звучавшие в узком кругу специализированных Учёных Советов, «грызущей критике мышей» автор считает не самой разумной формой использования интеллектуальной продукции.

3.                Философская позиция автора.

Диалектический материализм, сегодня для многих немодный. Сегодня в России модно другое – «православная духовность».

Вспоминается русская поговорка: «Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.» Если президент (Ельцин ли, Путин ли) идёт в церковь из соображений государственной целесообразности, то естественно туда течёт и номенклатура (численность «Единой России» - 1 000 000 чел.). Что касается чиновников (как раз 1 000 000 чел.), то автор ( атеист) вздохнувши скажет: «Бог им судья».

Другое дело – интеллектуалы - вчерашние «марксисты». Непопулярный сегодня В.И.Ленин в своё время сказал, что требовать от Академии (наук- Б,А.) чтобы она по- коммунистически перекрестилась, не надо. Кроме чувства гадливости это ничего не вызвало бы. К глубокому сожалению, сегодня эту сентенцию приходится прилагать к некоторым (не ко всем!) вчерашним коллегам.

Автор считает, что философская школа, к которой он себя относит (другой вопрос: реально, в ней он или нет, не ему судить), одна из сильнейших и перспективнейших школ.»

В публикациях других авторов такой намеренной декларации нет.

Но, во-первых, это не обязательно. А, во- вторых, защищаемый сегодня в цивилизованных странах принцип идеологической (мировоззренческой) толерантности принимается коллективом кафедры всерьёз и проводится на деле.

Заключение.

Авторы учтут все замечания и пожелания, коль таковые появятся в гостевой книге или форуме сайта. Очень хотелось бы также наладить контакты с коллегами, работающими по близкой научной тематике.

Разумеется, было бы также очень полезно обменяться соображениями по методическому обеспечению учебного процесса.

___________________________________

А.А.Баталов

 

 

 

 

 



[1] Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т-х. – М.1954. Т.2. С.375