ЭНИОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ИСТОКИ, МЕТОДОЛОГИЯ,  КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

 

Баталов А.А. Волков Л.Е.

Уральская государственная медицинская академия (Россия, Екатеринбург)

 

В последние десятилетия ХХ века бурно развиваются фундаментальные и прикладные исследования энергоинформационных структур, объединяющиеся под наименованием "эниология" (от терминов "энергия" и "информация"). Эниофизика, эниохимия, эниопсихология и др. энио-науки описывают более 150 системных феноменов энергоинформационной природы, для их объяснения выдвинуто более 60 концепций. Они вносят существенный вклад в науки о природе и обществе. Среди них, на наш взгляд, значительным творческим потенциалом обладает эниологический подход к человеку.

Попытаемся показать истоки, методологические основы этого подхода и его творческие возможности при решении одной из важнейших проблем человекознания – соотношения телесных и психических функций.

Каковы истоки нового научного подхода к человеку?

Общепризнанно, что цивилизация Старого Света, включая Россию, переживает системный кризис. Ученый мир констатирует нарастание реальной угрозы непоправимых нарушений жизнедеятельности биоты и климата планеты, деградации культуры, вырождения индивидов и социумов.

Проповедники разных конфессий, мистически настроенные деятели культуры, а нередко - науки, усматривают в этих угрозах предвестие конца мира и близости Страшного Суда. С позиций же здравого смысла, человечеству грозит не гибель Вселенной, а вероятность такого метаморфоза земного мира, в результате которого человек либо не сможет выжить, либо выродится в мутанта, недостойного имени homo sapiens. "На самом деле конец мира - перманентная реальность. Она постоянно возрождается. Когда рухнула Римская империя - это был конец того мира... Когда происходили все исторические катаклизмы, когда потрясался мир - это был конец... Любая поворотная эпоха - апокалиптическая" (А.Мень "Апокалипсис").

Гибель существовавших прежде локальных культурных миров - действительный исторический факт. В какой-то степени утешает другой исторический факт: человечество находило способы выхода из самых драматических ситуаций. Правда, никогда прежде человек не подкапывал столь глубоко корни своего земного бытия.

Чтобы остановить опасные для человеческого рода сдвиги в его же деятельности и найти более оптимальные её варианты, наука в каждом из своих разделов движется, на наш взгляд,  по четырем основным направлениям: а) коррекция мировоззренческих установок, б) поиск новых общенаучных понятий, в) создание "высоких" технологий, оперативно использующих экспоненциальный рост научного знания, г) корректное вычленение и применение "рациональных зерен" мистерий, "тайных доктрин", поверий и обрядов.

Такая эволюция науки реализуется в учениях о человеке следующим образом.

А) Антропоцентрическое мировоззрение перерастает в мировоззрение антропокосмическое. (Терминологическая фиксация этого преобразования у разных авторов различна.)

Б) К общенаучным понятиям "вещество" и "сила", которыми главным образом руководствовались ученые с Нового времени до середины ХХ-го века, добавились понятия такой же, общенаучной, широты - "энергия" и "информация". С их помощью удалось открыть в жизнедеятельности человеческого существа новый пласт его реальности - энергоинформационные структуры и процессы.

И коль скоро понятие "энергия" становится общенаучным понятием, назревает необходимость признать реальность нефизических видов энергии в жизнедеятельности человеческого существа и описать их без уклона в мистику и оккультизм.

В) На основе "высоких технологий" энергоинформационного типа за очень короткий срок создано и применяется в клинике и на дому большое количество приборов и систем диагностического и реабилитационного назначения. Это - "АРДК", "Диакомс", "ИМЕДИС-Фолль", "РОФУС 24"; "Камера Райха", "РОФЭС", "СКЭНАР", "СПАС", "Странник", "Цилиндры фараона", "Энион Зорина" и множество других.

Однако, механизм эффективно действующего технического средства порой объяснен либо неполно, либо дискуссионно.

Г) В науках о человеке преодолевается сциентизм, полагавший, что наука есть высший и единственно верный способ понимания человека.

В частности, реабилитируется народная культура. Например, научными средствами, в том числе экспериментами, фиксируется, что до 30% "целителей", "экстрасенсов", "биоэнерготерапевтов", претендующих на получение лицензии, действительно проявляют неординарные способности.

Получают права гражданства научные исследования аномальных явлений в микро- и макрокосме. Фундаментализм перестал быть государственной политикой России в сфере идеологии.[1]

Одним из суммарных результатов движения современной науки в указанных выше четырех главных направлениях стало появление нового междисциплинарного течения. Своевременность и ценность рождения эниологии не вызывает сомнений. Она фиксирует реальность и раскрывает многообразие энергоинформационных структур в натуре и культуре, в социумах и отдельно взятых личностях. Она уже сейчас дала дорогу необычным и результативным технологиям.

Так вкратце можно описать истоки нового для науки подхода к изучению человека.

Методология.

Косвенно, а иногда и напрямую предполагается, что эниология в полном объеме подтверждает правоту мистиков и действенность оккультных практик, хотя на самом деле это не так. Потому есть насущная необходимость квалифицированного аналитического сопоставления мистических учений и практик с открытиями эниологии, поскольку оба культурных течения (эниология и оккультизм) притягивают к себе своих последователей жаждой самопознания, стремлением людей включить в дело 100% своих резервов.

Для корректного использования эниологического подхода к человеческой жизнедеятельности чрезвычайно необходимо корректно, без ненужного преувеличения его «объяснительной силы»,  определить его место в массиве научного человековедения.

Здесь нужно принять во внимание, что в современной научной методологии по сей день часто можно встретить исследовательскую парадигму, заложенную два с половиной тысячелетия назад «досократиками», иначе говоря,  первыми натурфилософами. Её лейтмотив – поиск в многообразии вещей и процессов какого-то глубинного, простого, вечного первоначала («природы», «сущности», «первопричины», или как сегодня говорят, «предельного основания»). Особенность досократической натурфилософии состояла здесь только в том, что такое  первоначало мыслилось многими из них существующим до единичных объектов и отдельно от них.

Применение  этой исследовательской парадигмы к объяснению жизнедеятельности человека  дала как будто бы разнообразнейшие варианты объяснения его жизнедеятельности. Однако, если взять их все разом, можно увидеть  один и тот же, по сути, редукционистский приём. На наш взгляд, он легко виден на предлагаемой схеме.

 

 

В предлагаемой схеме бытие человека изображено в форме шара. (Один из досократиков – Парменид учил, что «бытие вообще» именно шарообразно. Для нас это - просто демонстрационный приём.)

Подобно меридианам земного шара, человеческое бытие имеет множество «меридианов» (т.е. параметров); притом  в каждом из них объединяет свои конкретные противоположные начала. Если следовать логике досократиков, как это по сей день делают многие современники, возникает сильнейшее искушение принять один из «меридианов» за «экватор», иначе говоря, за самую незыблемую, сокровенную суть.

Вот некоторые из вариантов.

«Человек есть Homo sexualis» – З.Фрейд. Мужское или женское начало – пружина его жизни.

«Человек есть Homo faber» – К.Маркс и Ф.Энгельс. Труд сделал из обезьяны человека.

«Человек есть Homo ludens (играющий)» – Ф.Шиллер. Человек только тогда вполне человек, когда играет.

«Человек есть Homo sapiens (разумный)» – множество авторов. Разум есть системообразующее начало человека.

«Человек есть тварь господня» – религиозные философы.. Он постольку человек, поскольку верует во Господа, сотворившего и пасущего его.

Изложение вариантов можно продолжить, но в этом нет необходимости. Думается, и приведённых подходов достаточно, чтобы увидеть опасность редукционизма, т.е. сведения целостного многообразия к чему-то одному.

Желание избежать редукционизма естественно подводит к вопросу: каким же методом следует пользоваться при изучении такого объекта как человек?  И вообще: какой  метод научно-теоретической реконструкции плодотворнее: системно-структурный? метод восхождения от абстрактного к конкретному? феноменологический?

В отечественной философской литературе  советского периода преимущество отдавалось второму, и не без основания. Во-первых, он убедительно реализован К Марксом в «Капитале». Во-вторых, потому, что нахождение элементарной внутренне противоречивой «клеточки» системы [2] и последующее теоретическое «восхождение» к более сложным образованиям действительно продуктивно.

Но значит ли это, что и в «человеке как таковом» надлежит найти некую собственно человеческую «клеточку» и из неё развёртывать бесконечное богатство феноменов телесной и духовной, гражданской и военной, политической и экономической, научной и религиозной и множества других форм жизни? Исторический опыт учит, что теоретические копья по этому вопросу можно ломать ещё не одну тысячу лет, и что они чаще всего уводят в область схоластических дискуссий.

На наш взгляд, в ситуации выбора метода надо ориентироваться на принцип конкретности истины. В контексте нашей темы – на характер проблемы, с которой работает исследователь, то есть, каким именно параметром он интересуется. Тогда закрывается дорога к релятивизму и субъективизму. Одновременно открывается путь к постижению конкретной закономерности, а не к сочинению очередной «универсальной объяснялки».  

Поскольку человек  качественно бесконечномерен, постольку философские и научные вариации  на тему «истинной природы человека», претендующие на роль «настоящего, окончательного объяснения», накопились уже в немалом количестве и, разумеется, будут умножаться.  Абсолютизация того или иного параметра в процессе научного творчества неизбежна; «анаксиоматизация» (преуменьшение значимости предыдущих теорий) и «гипераксиоматизация» (преувеличение ценности собственных новаций) были, есть и будут.

Проблема: каким образом можно корректно описать эниологическую характеристику человека?

Предлагаемое "дерево гипотез" выглядит так.

Во-первых, при сопоставлении этих течений нужно исходить не из формулы «или – или» (или мистицизм, или наука). И не из формулы «и – и» (восточная мистика и новейшая наука говорят одно и тоже.[3]) Более корректна, на наш взгляд, формула «и (и – и) – и (или – или)», требующая видеть, в чем именно есть сходство, а в чем – несовместимость.

Во-вторых, предполагается, что, несмотря на пестроту эниологических феноменов в сфере человеческой жизни, знания о них можно синтезировать на едином основании. Этого  требует одно из общеизвестных требований логики - классификация (а синтез всегда, явно или скрыто,  базируется на классификации), должна строиться на едином основании. 

 В-третьих, предлагается выделить раздел научного знания, который позволил бы упорядочить  нынешний хаос информации об эниологических феноменах человеческого бытия. Есть смысл обозначить этот раздел знания термином "эниологическая антропология" (ЭА), имея в виду энергоинформационные процессы и структуры человека, развивающиеся и функционирующие как в его натуре, так и в его культуре, в его как фило -, так и онтогенезе.[4]

В-четвёртых, для определения места ЭА в системе наук о человеке (социальная антропология, культурантропология, политическая антропология и др.) считается целесообразным использовать полиструктурный подход. Заявленный впервые психологической наукой [5], он переосмыслен в плане философской онтологии и получил наименование – «реляционная онтология».[6] С этих позиций, Э.А. выступает системообразующим разделом всего человекознания только при объяснении эниологических феноменов и только при разработке соответствующих технологий и практик. За пределами этого проблемного поля она уступает центральное место той науке о человеке, которой соответствуют процессы, ставшие предметом исследования, например, политические или социальные.

В-пятых, утверждается, что разработка теории ЭА, а также  соответствующих ей технологий и практик - это один из современных перспективных путей оптимизации экологии человека.

Структура ЭА. Эниологическая антропология, определенная как междисциплинарная отрасль знаний, потребовала от исследователей изучения определений и терминологии базовых понятий ЭА, критического анализа и использования “рациональных ядер” китайской, индийской, тибетской, арабской  и других видов медицины, мистических, эзотерических и религиозных систем, школ боевых искусств, древних и современных методик саморазвития. Параллельно сформировались вопросы, описывающие эниологические аспекты жизни человека: психологические, профессиональные, социальные, личностные, семейные, наследственные и др. Т.к. каждый процесс имеет свою ритмику, возник интерес к эниологической биоритмологии. Взаимодействие человека с окружающей средой акцентировало интерес к эниологическому строению животных, растений, минералов, эффектам геометрии формы объектов, звукам, цвету, запаху и пр.

К медицинским разделам ЭА можно отнести эниологические аспекты этиологии и патогенеза заболеваний,  особенности функционирования систем, органов и тканей тела человека. Известные феномены энергоинформатики: целительство, ясновидение, биолокация и др. также ждут описания своих реальных моделей.

Самым важным результатом при изучении эниологической антропологии вырисовывается создание адекватной современной модели строения и функционирования человека. Морфофизиологическая теория тела человека не позволяет описать такие важные факторы жизни как структуру личности, форму, носитель, способы хранения, передачи, изменения и развития индивидуальных особенностей психической сферы: творчество, любовь, талант, патологию личностных качеств и многое другое.   

К прикладным темам эниологической антропологии можно отнести создание приборов для обследования, измерения и визуализации энергоинформационных компонентов человека и окружающей его среды, создание и изучение выпускаемых устройств  для коррекции эниологических структур человека, исследование влияния на здоровье методов и препаратов, регулирующих движение и статус энергии. 

Эниологическая антропология предполагает использование всего перспективного, что известно о строении, функционировании, патологии и развитии человека. В источниках традиционной медицины описано очень многое, но как показали исследования последних 50 лет[7] далеко не все. У специалистов сформировался интерес к изучению неизвестных, малоизвестных или эзотерически описываемых аспектов строения человека. К таким исследованиям их подталкивают многочисленные проблемы, затрагивающие разные стороны современной жизни – экзотические болезни, психологические комплексы и социальные неудачи – неизлечимые, и часто необъяснимые, с позиций общепризнанных теорий  науки, медицины или психологии.

Становление эниологической антропологии может оказать существенную помощь наукам о человеке, в частности, в синтезе медицины и психологии.

Э.А. о взаимосвязи телесных и психических функций. Тема взаимосвязи психологического и физиологического разрабатывается по меньшей мере 2,5 тысячи лет, но в ней открываются все новые и новые аспекты. В частности, представляется очень перспективным подойти к психоэмоциональным и социальным первопричинам, а также уточнить психологические аспекты этиологии многих заболеваний, используя принципы и подходы эниологической антропологии. Современные исследования преимущественно направлены на изучение функций мозговых и нервных структур, участвующих в психических реакциях человека. Между тем, даже академик Н.П. Бехтерева, директор института мозга, констатировала в последнее время, что «мозг – это еще не все». 

Энергоинформационная система человека имеет развитую иерархиче­скую структуру, состоящую из элементов разной степени сложности. К компонентам энергосистемы относятся энергопотенциалы клеток, групп клеток с близ­кими функциями, органов, отдельных систем (эндокринная, мышечная, нервная и т.п.), меридиональная система, чакральная и биополевая структуры человека. Все указанные системы влияют на состояние здоровья, возможности и огра­ничения в жизни человека, образуя многоуровневые взаимосвязи.

Человек имеет в своей энергетической структуре – ауре сгустки энергии, взаимодействующие друг с другом и излучаемые вовне.[8] В зависимости от его настроения они могут иметь различные цвета и структуру. При спокойном уравновешенном состоянии – цвета мягкие, чистые, пастельные, формы округлые, при активности энергичности – цвета яркие, насыщенные, формы плотные с выступами, при печали – тусклые, разреженные, при агрессии – красные, малиновые, острые, с шипами. Исходя из этого, можно считать, что при психической деятельности происходит обмен энергетическими сгустками как внутри ауры человека, так с внешними объектами – социальной средой, неодушевленными предметами, животными, растениями и т.д.  Общую энергетическую систему человека можно рассматривать как постоянно действующий приемопередатчик психологических (и не только) реакций, сила и спектр  которых определяются индивидуальным строением, уровнем саморегуляции и саморазвития.

Внешние и внутренние психологические реакции, имеющие вид достаточно устойчивых энергетических образований – мыслеформ (на языке физики – солитонов) – способны и сохранять структуру, взаимодействовать и перемещаться как во внутреннем пространстве эмоционального мира человека, так и вне его. Мыслеформы способны вступать во взаимодействие с эниологическими структурами других людей, а также с другими объектами, окружающими человека, внедряя в них специфический эмоциональный «заряд». Заряд может быть, как положительным, так и отрицательным в зависимости от настроя индуктора. Этот феномен отмечается в народных наблюдениях – «этот человек вкладывает в дело свою душу» или «из рук этого человека ничего брать не хочется».

Первичным уровнем, на котором начинают формироваться или проявляться индивидуальные и личностные особенности, можно считать клетку.  Каждая клетка ведет себя как самостоятельное существо: питается, выполняет специфическую работу, рождается, живет, размножается и умирает, защищается от внешней агрессии, принимает и передает сигналы окружающей среде. Т.к. любой живой объект имеет вокруг себя энергетическую оболочку (ауру), также и клетка имеет свою маленькую ауру, на которой отражается  вся информация о ее жизни. Т.е. клетки имеют собственные реакции, напоминающие психические реакции человека в зависимости от профессии или возраста. Клетки одного вида, например кожи имеют внутривидовые отличия, связанные с местом расположения, например лица и пятки, похожие на людей одной национальности, но родившихся в разных странах.

Из группы морфологически близких клеток, объединенных одной функцией и оболочкой, формируются органы и ткани, но там присутствуют и другие виды клеток и тканей: такие как нервные для передачи централизованной информации, кровеносные сосуды для обеспечения питания и очистки органа, а также многие другие: мышечная, соединительная и пр. В этом случае, аура органа значительно усложняется по сравнению с отдельной клеткой и начинает напоминать образ страны с групповыми социально-психологическими характеристиками.

Каждый орган связан с одним или несколькими меридианами, которые приобретают функции транспортного потока, участвующего в переносе к органу или из него кроме энергии, питательных веществ, также и специфической психологической информации. Последняя ситуативно и (или) долговременно определяется аурой этого органа. Следовательно, в теле человека существуют объемные энергоинформационные зоны, имеющие  психологическую характеристику и топологию близкую к органным.

Эта гипотеза проверялась одним из авторов (Волков) в течение 15 лет и подтвердила свою практическую ценность. Измерения биофизических параметров точек акупунктуры, совмещенные с психологическим тестированием и наблюдениями за состоянием психологического мира человека, позволили, предварительно, установить психологические особенности человека, связанные с каждым органом, меридианом и отдельными ветвями.

Особую сложность в исследовании представляли открытые в последнее время меридианы, характерные для европейцев и  известные как меридианы Фолля. Эти меридианы взаимодействуют со своим видом ткани или жидкости, который, как правило, рассеян по всему телу. Т.е. психологические функции этих меридианов имеют системообразующий характер.

В процессе наблюдения за психологическими функциями меридианов удалось выявить следующие закономерности:

Ø        меридианы акупунктуры, представляющие более подвижные структуры по сравнению с любым видом жидкости или ткани, способствуют транспорту питательных веществ и психологических реакций, как внутри тела, так и около его поверхности;

Ø        отмечено большое влияние на состояние канальной системы социальной и наследственной психологической информации;

Ø        наиболее проницаемые структуры канальной системы при выходе внутренних психологических реакций - точки акупунктуры, имеют постоянный обмен энергией и информацией с внешней средой. Самая высокая чувствительность отмечена на кончиках пальцев рук и ног, лице, ладонях и ступнях.

Внутренние психологические проблемы чаще представлены в виде спазмов, отеков, ожирения, опухолей (реакции по типу зажимов, скрытых(?) комплексов), попыткой спрятаться во внутреннем мире от жесткой «социальной среды». Встречаются варианты, указывающие на истощенность психологического мира, «беззащитность» человека (сниженная толщина подкожного жирового слоя, истерические или агрессивные реакции, склонность к спазмам, нарушениям осанки, искривлению конечностей, астении, головной боли).

Психологические блоки, имеющие вид энергетических дисков формируются, чаще всего, в областях крупных суставов позвоночника и конечностей влияя тем самым на проводимость группы меридианов с близкой функцией, например, канал сердечно-сосудистой системы (MC) на руках. Наличие таких блоков в позвоночнике, имеющих психологическую этиологию,  подробно описано Луизой Хей в книге «Исцели свое тело». Наличие блоков сопровождается явлениями остеохондроза, нарушением состояния кожи конечностей, которая становится слишком сухой, или слишком влажной из-за изменения транспорта питательных веществ и вывода отходов из тканей конечностей.

Изучение психологических процессов через измерение биофизических параметров точек акупунктуры позволяет получить численные характеристики эмоционального состояния. По результатам обследований точек акупунктуры можно выявить следующие характеристики человека:

·          уровень психоэмоциональной саморегуляции;

·          размеры и формы энергоинформационных каналов психологической активности и восприятия;

·          активность сознательной и подсознательной сфер;

·          тенденции развития реакций физиологической и психологической сфер человека;

·          психологические  ресурсы основных свойств характера человека.

Кроме того, имеется возможность определить отдельные важные черты психики, такие как:

·          ответственность внутренняя (перед самим собой) и внешняя (перед делом или другими людьми);

·          тенденции своевременности или несвоевременности социальной деятельности;

·          наличие или отсутствие прагматической жизненной позиции (отношение к семье, детям, жилью, деньгам и т.п.);

·          отношение к личному будущему и прошлому;

·          активность или пассивность мотивационной сферы;

·          способность к адаптации в социальной среде и изменениям характера;

·          активность образного и логического мышления;

и многое другое.

Наблюдения показывают, что работа с мировоззренческим стержнем личности и его самооценкой способствует выравниванию осанки, восстановлению подвижности позвоночника и суставов, регенерации кожи, стабилизации калий - кальциевого баланса без применения медикаментов, значительных спортивных занятий и лечебных процедур. Повышается психологическая устойчивость при коммуникации, уровень саморегуляции, доброжелательность, активизируется творческий потенциал. 

Эниологическая антропология позволяет сформировать понятие о системных параметрах здоровья человека, учитывающих, кроме традиционных физиологического и психического, также социальное, экологическое,  образовательное, профессиональное, наследственное и др. Рассматривается введение аналитических критериев потенциалов здоровья и определения сквозных взаимосвязей этих потенциалов с ресурсами физиологического тела.

Важным результатом этого подхода может стать современная естественнонаучная модель строения и функционирования человека.

Выводы:

Ø        энергоинформационное строение каждого человека имеет сложное индивидуальное иерархическое тонкоматериальное строение;

Ø        к компонентам эниологического строения человека относятся как относительно известные структуры, такие как меридиональные и чакральные, так и малоизвестные – голографические структуры органов и тканей, волновой геном и т.п.

Ø        энергоинформационный механизм психологических реакций основывается на системе специфических энергетических сгустков (солитонов), как связанных с физиологическими структурами, так и имеющих автономный характер. Он функционирует параллельно и во взаимосвязи с известными системами: мозговой и нервной деятельностью, гормональной и тканевой регуляцией

Ø        развитие эниологической антропологии позволит значительно дополнить изучение биологического строения и жизнедеятельности человека.



[1] Подробнее см.: Баталов А.А. К философскому обоснованию эниологической антропологии.// Вестник Уральской государственной медицинской академии. 2003 г. № 11 стр.31-35

[2] «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара.» К..Маркс, Ф.Энгельс. Соч. т.23, стр.43

[3] [3] См.напр. Фритьоф Капра. Дао Физики. Пер. с англ. М. 1982

[4] Одновременно с нами к выводу о необходимости такой области научного знания пришли и другие авторы. См. напр. А. Бугаев Эниология человека. М. 2001.

[5] Выступление Z. Pietrasinski на ХУ111 международном конгрессе психологов в 1966 г., а также работы Г. П. Щедровицкого последующих лет.

[6] Баталов А.А. О субстанциональности, акциденциальности и природе человека./ Материалы  2-го Российского философского конгресса.  Екатеринбург 1999. Т.3, Ч.1. С.62-63

Подробнее в брошюре – Баталов А.А., Шапошников Г.Н. Варварство и цивилизованность – извечные формы экзистенции. Екатеринбург. УГМА. 2001. 60 с

[7]“Су Вень” и “Ней Цзин”, (1994), Михайлов, Точиев, (1998), Фолль (1953, 1974, 1981), Пак Дже Ву (1986, 1991, 1998, 2003)

[8] Прим. Некоторые сенситивы «видят» их. Объективировать эти наблюдения – одна из ближайших задач эниологии.

Hosted by uCoz